Конец российского дворянства
Есть в Брянской области такое местечко – Ляличи. Некогда там было имение графа Петра Васильевича Завадовского. Однако, чем оно так примечательно, ведь подобных дворянских гнезд было много разбросано по всей России. А вот чем. В Ляличах, при графе, носившем пышное название «Екатеринодар», был в конце 1770-х годов возведен настоящий палаццо – подлинный шедевр зодчества и архитектуры. Архитектором как дворца, так и церкви выступил известный Джакомо Кваренги, один из мастеров классицизма. На проект палладианского дворца также явно повлияли поиски Чарльза Камерона, проектировавшего и обустраивавшего в те годы Павловский дворец.
Несколько слов об основателе сего имения. Петр Васильевич Завадовский, по происхождению малороссийский дворянин, волей случая ставший не надолго фаворитом императрицы Екатерины II. Через год фаворитствования, вследствие интриг княгини Дашковой и всесильного Потемкина, он был удалён от дворца. Правда, получив за этот год дивидендов в виде наград, титулов и должностей, более чем иной за всю вою жизнь. В частности, и вот это село Ляличи, в котором и развернул грандиозное строительство.
Дворец предназначался для Государыни Императрицы, как оправдывал свой проект Завадовский, вдруг будет мимо когда-нибудь проезжать, а тут уже и апартаменты готовы, да еще какие. Очевидно, граф не мог забыть свою благодетельницу, несмотря на интриги завистников. Но вот вопрос на какие средства осуществлялось столь грандиозное строительство, а главное роскошная внутренняя отделка, ну не на жалование ведь. К тому же и содержать такое немыслимое хозяйство было весьма накладным делом.
Немного приоткрывает тайну доходов П.В.Завадовского разоблаченные в середине 1790-х годов аферы чиновников, связанных с выводом денег из Государственного заёмного банка. Но Екатерина II, благоволившая графу, поставила его во главе комиссии, расследовавшей хищения, а когда участие Завадовского в них стало очевидным, он был выведен из комиссии, однако, как-либо наказан не был. Вот откуда денежки на роскошный дворец.
Та же история с аферами казенных денег повторилась и при императоре Павле I. И поскольку «под начальством графа Завадовского подобная операция случается уже в третий раз, то он отставлен от службы». Но при Александре I граф опять был возвращён на государственную службу (видимо новый император почтил таким образом память своей бабушки), но занимал уже, судя по всему, только синекуры. Умер П.В.Завадовский 9 января 1812 года в Санкт-Петербурге.
Возникает резонный вопрос для кого собственно П.В.Завадовский в действительности возводил эти невероятные по масштабам и роскоши хоромы. Причем не в близости от эпицентров придворной жизни, а в откровенной глухомани, куда и сейчас не каждый путешественник отважится добраться. Неужели он всерьез полагал, что Царица в самом деле воспользуется его дворцом, затерявшимся в глуши брянских лесов. Получается, что все это - просто барская блажь. О какой-нибудь активной светской жизни в имении в его время сведений не сохранилось. Сам граф, судя по его служебной биографии, постоянно обретался в Санкт-Петербурге. Если и бывал в своем «Екатеринодаре», то эпизодично и недолго.
Считается, усадьба стала приходить в упадок начиная с момента смерти П.В.Завадовского в 1812 году. Очевидно, комплекс строений и хозяйство требовали серьезных вложений средств и большого внимания, которых у жены и детей, унаследовавших Ляличи, уже просто не было. Усадьба досталась младшему сыну графа, Василию, тот «протянул» чуть больше десятка лет и сдался, продал ее в 1825 году В.В.Энгельгардту (племяннику светлейшего князя Г.Потёмкина-Таврического). С этого момента роскошный «Екатеринодар» пошел так сказать по рукам.
После смерти в 1828 году В.В.Энгельгардта селом полтора десятка лет владели его дети, но и они, видимо, не тянули уже расходы по содержанию поместья. В 1843 году они продали его барону А.П.Черкасову. Между тем, вскоре после покупки поместья барон, увы, скончался и имение перешло его родным сёстрам, баронессам Екатерине и Софии Черкасовым. Однако, и те выдержали только десять лет, продали его богатому, а главное истинному ценителю прекрасного, состоятельному художнику из купцов Н.А.Атрыганьеву. Ему из-за болезни врачи рекомендовали покинуть столицу и перебраться в лоно сельской жизни. При нём Ляпичи прославились роскошными для провинции балами и маскарадами, продолжавшимися покуда такая светская жизнь не надоела хозяину и его вновь не потянуло в столицу.
Покинув поместье в 1872 году, Н.А.Атрыганьев вскорости продал его купцу Е.Р.Самыкову. И это был смертный приговор жемчужине зодчества и золотого века дворянства. Тот, будучи в первую очередь торговцем, не испытывал трепета перед произведениями искусства, которые наполняли его новые владения. Видимо, дворец продавался вместе со всей своей стариной обстановкой.
Большое количество ценностей было распродано в период хозяйствования неотесанного купчины, а в 1879 году и само имение было выгодно продано им семье Голодцов. Те тоже не были ценителями прекрасного, а все меряли на кубометры древесины. Целью покупки ими Ляличей был лес, входивший в имение, а его торговлей как раз и занималась эта семья.
В начале ХХ-го века Голодцы разоряются (очевидно лес в округе они весь вырубили). В 1912 году они начинают продажу своих неликвидных активов, куда входило, по всей видимости, и имение. Новым, а точнее последним, хозяином стала Черниговская епархия. К этому времени усадьба уже полностью утратила жилой вид, почти все постройки были полностью или частично разрушены. В общем, если раньше все валили на большевиков, мол они все по разрушали, то в нашем случае разруха началась еще задолго до них.
За пять лет епархия отчасти восстановила дворец, открыв в нём Женский сельскохозяйственный педагогический институт, что-то типа современного ПТУ. Южная оранжерея была приспособлена под школу, а Летний домик под санаторий для студенток института. Вопрос только, кто в этой глухомани учился педагогике?
Дворец так бы и канул в лету, оставшись безвестным, если не ценители искусства и родной старины. Они в 1914 году посетили эти живописные руины и зафиксировали то, что осталось от былой роскоши, посетовав при этом на равнодушие темных хозяев и местных жителей, только какое дело бедным селянам до барской собственности.
Тогда уже ребром встал вопрос о полной реставрации, однако, это была мечта далекого будущего даже для них – ревнителей древностей. Между тем они отметили, что к счастью, дворец только разрушался, но не переделывался, чего любители искусств так боялись. Но разрушение это не поддавалось описанию. Детали дворца варварски уничтожались, да и все продолжали объективно уничтожаться. Впрочем, много чего было еще и цело тогда.
Но вот грянула революция 1917 года. Имение Ляличи становится народным достоянием, а точнее переходит в распоряжение местного сельсовета. Ну земли, понятно, распределили между крестьянами, а сами постройки, видимо еще не совсем руинизировавшиеся, начали приспосабливать под разные текущие народные нужды: детский дом, трудовую коммуну, школу крестьянской молодежи, просто обычную школу. Дворцовые же строения использовались для разных потребностей колхоза.
В разгар индустриализации, начало 1930-х годов, центральный корпус зимнего дворца был разобран на кирпич для расширения производственной части фабрики «Пролетарий» и достройки ТЭЦ. В это же время на слом идёт летний дворец и ротонда, а комсомольцы, воспитанные на новых идеалах атеизма, громят церковь, которую с превеликим трудом восстановили уже в XXI-м веке. Теперь становится понятным, что произошло с дворцом после того, как в нем побывали любители старины в 1914 году.
В общем к началу второй половины ХХ-го столетия от творений Кваренги осталось совсем немного: руины дворца, одна графская конюшня да полуразрушенный храм Св.Екатерины. К середине 1930-х годов процесс разрушения дворца приобрёл необратимый характер. Все, он для отечественной культуры потерян навсегда. А ведь прошло то всего полтора столетия после реализации графского безумства, а уже практически ничего нет, чем некогда восторгались наши вельможные предки. Как тут не подумать о бренности бытия.
Но мы начали рассуждать о крахе дворянства. Да, и Ляличи тому яркий пример. Покуда у первого хозяина деньга лилась халявной рекой, можно было и дворцы, как у персидского шахиншаха возводить. Но, как известно деньги без власти быстро кончаются. У последующих владельцев (те по началу тоже были дворяне) такой власти уже не было и символ всемогущества стал стремительно меркнуть. Как видим уже сразу после отмены крепостного права в 1861 году это дворянское гнездище (по иному его и не назовешь) стало не нужным, как стали не нужными и сами дворяне вообще. Им на смену пришли другие сословия, на которые стала опираться государственная власть.
К сожалению, нет такой статистики, отражающей сколько дворян, вообще владело имениями к началу ХХ-го столетия, а сколько прозябало так сказать в беспоместном виде. Одним словом, все эти дворцы более-менее значимые сохранились еще в центрах рядом с Москвой или Санкт-Петербургом, причем большинство из них вошло в черту современного города став музеями. А остальные канули в вечность, сгнив и развалившись, никому не нужными. И к событиям 1917 года они уже давно перестали быть дворянской собственностью, поэтому понятие реституции в этом случае, пожалуй, не применимо. Так с 1861 года за какой-то десяток лет (по существу - один миг) все старое дворянство сошло на нет, оставив после себя разве что руины.
P.S. В 2022 году в рамках федеральной программы по спасению памятников культурного наследия была проведена консервация руин дворца Завадовского. Вопрос только в том, кому в будущем понадобятся эти «консервы» из битых кирпичей?
Евгений ИВАНОВ
На фото фасад дворца в 1914 году и сегодня.
К сожалению ресурс позволяет загрузить только одну фотографию, другие фото Ляличей можно посмотреть в книге Ф.Ф.Горностаева «Дворцы и церкви Юга» 1914 год.
Свидетельство о публикации №225121101412