Благоволь-хроника Мурляндии - Глава 13. Мур-школа

БЛАГОВОЛЬ-ХРОНИКА МУРЛЯНДИИ И ЕЁ ОБИТАТЕЛЕЙ

    ЧАСТЬ II

Глава 13

МУР-ШКОЛА или МУР-УЧЕНИЕ НАЧИНАЕТСЯ

    1

Там, где когда-то звучали человеческие шаги, где мел замерзал в пальцах учителей, а школьные парты хранили тайные гравировки подростковых мечтаний, а потом появились интерактивные доски и лазерные указки, — теперь дремал новый мир. Старый школьный класс, очищенный от пыли и забытых тетрадей, будто сам ждал этого утра. Его стены, когда-то прямоугольные и строгие, теперь казались мягче: округлённые тенями от солнечных лучей, которые пробивались сквозь высокие окна, превращая линейный свет в мурлыкающий, тёплый.

Парты были сдвинуты к стенам, потому что котам они только мешали. На полу расстелены полосатые коврики, собранные из штор, которые весели на окнах. В углу — аккуратно сложенные коробки с книгами, которые написали люди. В них шла речь, преимущественно, о мире людей. Лунара эти книги последние дни упорно и одержимо изучала. А на доске, где некогда была написана таблица умножения, теперь белела одна-единственная фраза, написанная мелом, но каким-то удивительно уверенным кошачьим росчерком: "Мы — те, кто спрашивают". А рядом, на стене, висела мультимедийная панель, которая могла даже показывать голографические проекции, при наличии всего необходимого. Но коты пока ещё на неё особо внимания не обращали.

    2

Мурляндианские ученики, а точнее, ещё мало чего умеющие, но уже стремящиеся понять, — коты и кошки сидели ровным полукругом. У каждого свой взгляд, своя шерсть, свой оттенок любопытства в глазах.

— А ты думаешь, он нам скажет, где взять ту блестящую ложку, что я видел в столовой? — шептал один полосатый подросток.
— Тише, Хрумка! — шикнула на него черно-белая Бусина. — Это же первое официальное занятие! Нам, может, сейчас открытие вселенной принесут!

Хрумка фыркнул, но глаза его всё равно светились ожиданием чего-то особенного.

И вот дверь наконец-то открылась.

Миро-Свет вошёл не громко, не величаво, а так, будто утро само решило сделать шаг навстречу. Он был удивительным котом с глазами, в которых жили два восхода сразу: один — для мира вокруг, второй — для мира внутри. По спине его струился мягкий свет: шерсть впитывала солнечные лучи и превращала их в собственное серебристо-бронзовое сияние.

— Доброе утро, — произнёс он.

И это было удивительно. Нет, восхитительно, потому что так не по кошачьи, но при этом — абсолютно правильно.

Ученики подняли головы. Лунара вошла следом: тихо, как вибрация сладкой ноты на краю слуха. Её фиолетовые глаза казались внимательными до хруста — она чувствовала каждую эмоцию в комнате, как ветер чувствует форму листьев.

— Сегодня, — начал Миро-Свет, — мы не будем учить слова.

Он замер, окидывая глазами клас и всех присутствующих. Пауза была мягкая, глубокая. А потом он продолжил:

— Потому что слова — это не главное.

Шёпот прокатился по партам.

— А что главное? — донёсся тонкий голос из самого дальнего угла класса.

Миро-Свет улыбнулся, прикусив ус, и промолвил:

— Спрашивать.

Он, мягко ступая, прошёлся по классу,  ни разу не задев ни одну книгу, которые лежали на партах учеников. Миро-Свет остановился у окна, откуда в комнату падал квадрат из света.

— Люди много говорили слов, — произнёс он. — Но перестали спрашивать. И потому потеряли то, что соединяет мысль с сердцем.

Лунара добавила, тихо, словно подстраиваясь под вибрацию его фразы:

— Слово без вопроса — как шаг без направления. А мы будем учиться… Мы будем учиться тому, что забыли даже люди.

Хрумка поднял лапу, неуклюже, но с отчаянной решимостью, и задал вопрос:

— Учитель Миро… а что… ну… что нам спрашивать?

Миро-Свет подошёл к нему, посмотрел прямо в глаза... и всё в комнате затихло. Даже пылинки, казалось, остановились в воздухе, когда он произнёс в ответ:

— Вы должны спрашивать обо всём, что вы чувствуете... что вы видите... что кажется странным, неправильным или слишком правильным. Вас должно интересовать всё, что вызывает трепет, тепло или тревогу.. всё, что тянет к себе... или отталкивает.

Он поднял мел и тёплым росчерком написал на доске: "Спрашивающий — всегда живой".

Лунара, чувствуя вибрации класса, продолжила:

— Мы будем учиться ловить колебания смыслов: не только слов, но и пространства... не только ответов, но и пустоты между ответами.

Полосатая Бусина осторожно подняла лапку и спросила:

— А если… если то, что я чувствую — страшно? Если то, что я вижу — больше, чем понимаю?

Лунара подошла к ней и накрыла хвост Бусины своим хвостом. Это был тёплый и поддерживающий кошачий жест.

— Страх — это лишь вопрос, который боится, что его не услышат, — пропела, а не сказала, кошка-наставник. — Дай ему голос и он станет твоим Светом.

Бусина кивнула, и её глаза впервые засветились не тревогой, а интересом.

Миро-Свет сел на учительский стол, по-кошачьи грациозно и уверенно.

— Сегодня у нас будет практика, — сказал он, — диалог. Но диалог не между друг другом… — он сделал паузу, и ученики затаили дыхание, — а между вами и самим собой.

Он посмотрел каждому в глаза и продолжил:

— Спросите себя: "Почему я проснулся в этом мире?"

И класс погрузилась в тихое, глубокое размышление. Хрумка шепнул себе:

— Почему… я? Почему сейчас?

Бусина задалась тоже вопросом:

— Почему этот город слушает меня, когда я тихо мяукаю ему?

Котёнок с рыжим носиком едва слышно не сказал, а пропел, мяукая:

— Почему я чувствую, будто кто-то зовёт меня издалека…

И вдруг, где-то в тишине, мягкой, как подушка под усталыми лапами, прозвучало:

— Потому что мир задаёт вопросы тем, кто готов услышать.

Это сказала Лунара. И это почувствовали все.

Миро-Свет снова обратился ко всему классу:

— Скоро всё изменится... и мы должны быть готовыми. Поэтому сегодня — не урок... сегодня — начало новой эпохи.

Он провёл лапой по доске, оставляя светящуюся полоску, будто мел загорелся от его прикосновения, и продолжил вещать:

— Отныне вы... отныне вы не просто ученики, а первые мыслители Мурляндии... первые, кто будет не просто жить, а понимать.

Он глубоко вдохнул, и воздух будто стал ароматнее, насыщеннее, плотнее. Ученики невольно выпрямили спины. Они ещё не знали, что впереди их ждут трудные выборы, тайные знания, встречи с природными духами, глубокие вопросы, загадки Треугольника Силы… Но в этот миг они впервые почувствовали, что у каждого есть голос и есть миссия.

— На сегодня — всё, — мягко и добродушно сказал Миро-Свет.

Но никто даже не шевельнулся, потому что никто не хотел уходить. И тогда кот-мудрец и наставник добавил:

— Вот ваше первое домашнее задание: спросите этот мир: “Кто ты?” И внимательно слушайте, чем он вам ответит. А он обязательно вам что-то скажет в ответ: мысленно, знаками, символами или ещё как-то.

Лунара, еле заметно улыбнувшись, добавила:

— Поверьте… он всегда отвечает.

    3

Когда ученики начали расходиться, солнце скользнуло по доске и большому мультимедийному экрану. Слова “Мы — те, кто спрашивают” словно вспыхнули крохотным внутренним огнём. Именно тогда в класс вошло новое чувство, не описанное словами, но очень знакомое. Так ощущают мир те, кто впервые осознаёт: Пробуждение — это не событие, а Путь.


Рецензии