Мастер и Маргарита 13. Елена Прекрасная

Фабула из романа о Мастере, Маргарите, Воланде и сожжённом романе совершенно однозначно накладывается на реальные события в жизни автора. По мнению Чудаковой, Елена Сергеевна была сексотом спецслужб, человеком близким к власти и ответственным за гибель очень многих людей из их, с Михаилом Афанасьевичем, окружения. Но, возможно, Булгаков просто описал непосредственную радость жены по поводу пролитой режимом крови его литературных врагов. Булгаков действительно сжёг черновую версию романа, а Елена Сергеевна действительно была одержима идеей дать роману жизнь. Если продолжать параллели, то в продолжении работы над романом мог быть заинтересован не только Булгаков, не только Елена Сергеевна, но и кто-то из сильных мира сего. Очень сильных. Заказчик, позволивший Булгакову "выиграть в лотерею" - решивший его бытовые и финансовые проблемы. Организовавший трудоустройство во МХАТ и ТРАМ. Впрочем, это могло быть отсылкой к вымышленному, мифическому герою. Например, к Остапу Бендеру и гонорарам за публикацию его приключений. Или отсылкой к написанию пьесы "Батум". Подозревал ли Булгаков о своём буквальном отравлении? Закладывал ли он базу для возникновения конспирологических мифов об этом? Или Фалернское вино - это отсылка к фалеристике, металлическим побрякушкам римских легионеров? То есть, речь о преференциях и наградах, об отравлении пролетарских писателей ядом признания? Может быть, конкретно о Максиме Горьком? Понятно одно: перед уходом Михаил Афанасьевич ощущал себя проигравшим. Околпаченным. Или под колпаком. А может быть просто шутом.

***

Дело в том, что редактор ЗАКАЗАЛ поэту для очередной книжки журнала большую антирелигиозную поэму. Эту поэму Иван Николаевич сочинил, и в очень короткий срок, но, к сожалению, ею редактора нисколько не удовлетворил. Очертил Бездомный главное действующее лицо своей поэмы, то есть Иисуса, очень черными красками, и тем не менее всю поэму приходилось, по мнению редактора, ПИСАТЬ ЗАНОВО.

– Роман о Понтии Пилате.
Тут опять закачались и запрыгали язычки свечей, задребезжала посуда на столе, Воланд рассмеялся ГРОМОВЫМ ОБРАЗОМ, но никого не испугал и смехом этим никого не удивил. Бегемот почему-то ЗААПЛОДИРОВАЛ.
– О чем, о чем? О ком? – заговорил Воланд, перестав смеяться. – Вот теперь? Это потрясающе! И вы не могли найти другой темы? Дайте-ка посмотреть, – Воланд протянул руку ладонью кверху.

Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный КОЛПАК, ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я.

МАБ


Рецензии
Литература — это самый приятный способ игнорировать жизнь.

Фернандо Пессоа

Даниил Шаломатов   11.12.2025 20:35     Заявить о нарушении
Под куполом — Русский трейлер сериала (2013)

http://www.youtube.com/watch?v=odRUzCrwYxs

Даниил Шаломатов   11.12.2025 20:51   Заявить о нарушении
Мольер, в колпаке, в белье, в халате, сидит в громадном кресле.

Даниил Шаломатов   11.12.2025 22:13   Заявить о нарушении
Авербах, Леопольд Леонидович (при рождении Исер-Лейб Меер-Шоломович Авербах; 8 (21) марта 1903 — 14 августа 1937[1]) — советский литературный критик, член Российской ассоциации пролетарских писателей и Союза писателей СССР, комсомольский деятель, ответственный редактор журнала «На литературном посту».

БАХ-БАХ-БАХ...

ВАПП-РАПП

Отец — Леонид Николаевич Авербах, на момент ареста заместитель управляющего Ленинградского отделения акционерного общества «ИНТУРИСТ».

Даниил Шаломатов   11.12.2025 22:19   Заявить о нарушении
С 1842 года Берлиоз много гастролировал за границей. Он с триумфом выступал как дирижёр и композитор в России (1847 г., 1867—1868 гг.), в частности, собрав внушительную публику на концерте в Московском манеже. В 1847 году, будучи в России, он посвятил ранее сочинённую «Фантастическую симфонию» императору Николаю I. Выступления в качестве дирижёра в Петербурге и Москве сопровождались овациями, а финансовые результаты поездки превзошли ожидания. «И ты моя спасительница, Россия!» — писал он после.

В Санкт-Петербурге в 1867—1868 годах композитор жил в Михайловском дворце по адресу Инженерная улица, 4. Глинка называл его «первым композитором нашего века». О петербургских концертах Берлиоза Н. А. Римский-Корсаков вспоминал: «Исполнение было прекрасное, обаяние знаменитой личности делало всё. Взмах Берлиоза простой, ясный, красивый. Никакой вычуры в оттенках…».

Даниил Шаломатов   11.12.2025 22:26   Заявить о нарушении
По предложению графа Кушелева писатель совершил в 1858—1859 годах поездку в Россию, проследовав из Санкт-Петербурга вниз по Волге до Астрахани и дальше на Кавказ.

Даниил Шаломатов   11.12.2025 22:26   Заявить о нарушении
Об этих людях В.И. Ленин говорил в 1917 году: «Революция — это локомотив истории. И мы — его машинисты».

«Революция, как бог Сатурн, пожирает своих детей».

Смерть Берлиоза

http://www.youtube.com/watch?v=g5GW6_4SifU

Даниил Шаломатов   11.12.2025 22:34   Заявить о нарушении
«Великий машинист локомотива истории» — статья-панегирик Лазаря Кагановича 1939 года по случаю празднования «60-летия» (61-летия) Сталина, опубликовано в газете «Правда», затем в сборнике таких же статей.

Даниил Шаломатов   11.12.2025 22:43   Заявить о нарушении
Федор Шаляпин Куплеты Мефистофеля

http://www.youtube.com/watch?v=zsghVFAC9t4

Даниил Шаломатов   11.12.2025 22:58   Заявить о нарушении
Люди гибнут за... МЕТАЛЛ!

Даниил Шаломатов   11.12.2025 22:59   Заявить о нарушении
Сатана там правит бал...

Даниил Шаломатов   11.12.2025 23:00   Заявить о нарушении
– Ну, «Нашу марку», – злобно ответил Бездомный.
Незнакомец немедленно вытащил из кармана портсигар и предложил его Бездомному:
– «Наша марка».

Авербах - соредактор книги «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина», прославляющей труд заключённых (1934).

Беломорканал (папиросы) — самые массовые папиросы эпохи СССР. Марка создана в 1932 году на фабрике имени Урицкого в Ленинграде.

Даниил Шаломатов   11.12.2025 23:24   Заявить о нарушении
– Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки! – совершенно неожиданно бухнул Иван Николаевич.

Даниил Шаломатов   11.12.2025 23:28   Заявить о нарушении
– Вообразите мое изумление, – шептал гость в черной шапочке, – когда я сунул руку в корзину с ГРЯЗНЫМ БЕЛЬЁМ и смотрю: на ней тот же номер, что и В ГАЗЕТЕ! Облигацию, – пояснил он, – мне В МУЗЕЕ дали.

Даниил Шаломатов   12.12.2025 12:48   Заявить о нарушении
Михаил Булгаков получил квартиру в знаменитом «писательском доме» на Нащокинском переулке, 3/5, в 1934 году. Это жильё ему выделили по линии Литературного фонда (Литфонда), который распределял квартиры между писателями.
«Писательский дом» в Нащокинском переулке был построен в начале 1930-х годов специально для советской литературной элиты. Там селились признанные авторы, драматурги и поэты.
Булгакову досталась квартира № 66. Именно здесь он жил вместе с Еленой Сергеевной до конца жизни.
Дом строился на средства Литературного фонда (Литфонда), а писатели вносили паи. Таким образом, «кооператив» означал участие в коллективном строительстве и распределении квартир через Союз писателей.

Даниил Шаломатов   12.12.2025 15:18   Заявить о нарушении
Настоящие деньги у Булгакова появились после публикации его дилогии об Остапе Бендере под прикрытием фиктивных авторов, Ильфа и Петрова. Грязное бельё здесь (по всей вероятности) - отсылка к подтексту дилогии, грязным тайнам семьи Пушкина.

Даниил Шаломатов   12.12.2025 15:41   Заявить о нарушении
Авербах - АверБАХ - БАХ-БАХ-БАХ... Бах - немец, композитор. Поскольку у Булгакова всё шифруется, ему нудно подобрать не совсем явный эквивалент. И он подбирает. Берлиоз! Тоже композитор, тоже на "Б". Кроме того, имел успешные гастроли в Москве, что прямо соотносится с фабулой романа. Как и Дюма... Отец Авербаха связан с АО "Интурист", что, с некоторой, ненулевой, вероятностью, могло навести на развитие сюжета вокруг интуриста Воланда, звонке Босого в "Интурист". Далее Булгаков обыгрывает марки сигарет. Здесь ирония. Угадать вашу "Нашу марку" несложно. У певцов рабства и рабского труда это "Беломорканал". Этим Булгаков плетёт сеть ассоциаций вокруг Берлиоза, чтобы знающего все обстоятельства читателя вывести на Авербаха. Ну или сама фигура Авербаха создаёт эту сеть в мозгу Булгакова, выстраивая текст романа. Это могут быть сонаправленные процессы. "Канта на Соловки" - последний штрих в отсылке к каторжному труду на Беломорканале. Ну и «Революция — это локомотив истории. И мы — его машинисты». Локомотив спародирован Булгаковым в образе трамвая, революция - в образе комсомолки. «Революция, как бог Сатурн, пожирает своих детей» - Авербах был расстрелян воспеваемой им властью.

Даниил Шаломатов   12.12.2025 17:19   Заявить о нарушении
Вот еще:
– Роман о Понтии Пилате. Тут опять закачались и запрыгали язычки свечей, задребезжала посуда на столе, Воланд рассмеялся ГРОМОВЫМ ОБРАЗОМ, но никого не испугал и смехом этим никого не удивил. Бегемот почему-то ЗААПЛОДИРОВАЛ. – О чем, о чем? О ком? – заговорил Воланд, перестав смеяться. – Вот теперь? Это потрясающе! И вы не могли найти другой темы? Дайте-ка посмотреть, – Воланд протянул руку ладонью кверху.
"ГРОМОВЫМ ОБРАЗОМ" - отсылка к басу. Самый известный бас того времени - Шаляпин.
"почему-то" - акцент, внимание, не пропустите.
"ЗААПЛОДИРОВАЛ" - рукоплещут артисту, басу, Шаляпину.
"– О чем, о чем? О ком?" - Что мог исполнять Шаляпин? - "о Понтии Пилате". О власти, значит.
Федор Шаляпин Куплеты Мефистофеля "Люди гибнут за... МЕТАЛЛ!" - Сталь, Сталин. "Сатана там правит бал" - отсылка к сцене романа "бал сатаны" и оценка происходящего в России.
http://www.youtube.com/watch?v=zsghVFAC9t4

Даниил Шаломатов   12.12.2025 17:21   Заявить о нарушении
Это и называется: "читать Булгакова". То есть, читать ещё и автора, а не только его роман. Читающие только роман получают не авторский сюжет, замысел, видение, а виртуальный мир, который родил набор типографских знаков в их собственной голове. И этот мир может иметь очень опосредованное отношение у тому, что хотел сказать Булгаков.

Даниил Шаломатов   12.12.2025 17:23   Заявить о нарушении
1927 - Завершена работа над «Двенадцатью стульями» - Булгаков пишет пьесу «Зойкина квартира»; идёт работа над инсценировками.
1928 - Публикация «Двенадцати стульев» в журнале «30 дней» и отдельной книгой - Премьера «Зойкиной квартиры» в театре; успех и быстрый запрет цензурой.
1930 - Начало работы над «Золотым телёнком» - Булгаков пишет письмо правительству («Письмо к правительству СССР»), просит о трудоустройстве; его принимают в МХАТ.
1931 - Публикация «Золотого телёнка» - Булгаков работает в МХАТе, получает стабильный доход; идёт постановка «Кабалы святош» («Мольер»).
1934 - Дилогия уже популярна, Остап Бендер — культурный феномен - Булгаков получает квартиру в «писательском доме» на Нащокинском переулке; живёт там с Еленой Сергеевной.

Даниил Шаломатов   12.12.2025 17:30   Заявить о нарушении
Так схлопывается неопределённость, множество вариантов, до одного, наиболее вероятного.

Даниил Шаломатов   12.12.2025 17:37   Заявить о нарушении