Эстония. Таллин. Пярну. Взгляд первооткрывателя
Опишу небольшое приключение, столкнувшее нас с хозяевами республики, эстонцами, — посещение таллинского магазинчика в центре города. Всей группой мы ввалились в парфюмерный магазин около которого нас высадил туристический микроавтобус и ошеломлённо застыли у ветчин, поразивших всяческими диковинными товарами. Это воспоминание я пишу в эпоху изобилия и наличия в стране разнообразных видов пищевой и промышленной продукции. Сегодня те витрины показались бы нам скромными и не блещущими особым спектром ассортимента.
А тогда, в эпоху дефицита и однообразия, товар, украшающий витрины магазина, поразил необычностью, захотелось всего и сразу.
Мы защебетали, громко выкрикивая очередные находки. Вот, мыло для детей в форме фигурок животных, вот флакончики с парфюмом, какие-то кремы с надписью на эстонском. Быстро выстроились в очередь, не переставая обмениваться восторженными репликами. Радость от предвкушения обладания была недолгой. В ответ на просьбы продать товар, продавец сосредоточенно делала вид, что пытается понять суть нашей просьбы. Мы тыкали пальцами по витрине, отыскав приглядевшийся товар, но это не помогало. Знаком она дала понять, что сначала нужно пойти к кассе и оплатить. Мы дружно перебежали к кассе, но и кассир, закатывая к потолку глаза, делала вид, что не понимает ни название товара, ни цену, которую необходимо принять к оплате.
Когда мы, наконец, поняли, что так проявляется пресловутая любовь к русским, забили на эту затею и вышли из магазина.
Был прекрасный зимний день, нас ждала увлекательная экскурсия по Старому городу. После экскурсии вчетвером (делегация от комитета Комсомола ДКБА), пошли в кафе на площади Таллина с желанием спокойно поужинать и выпить кофе.
Кафе размещалось на втором этаже. У входа стоял чопорный администратор. Нас любезно пригласили выбрать свободные места в зале. Заняв столик у окна, мы стали ждать официанта. Первое о чём я спросила подошедшую к нам девушку официантку, где можно приобрести подносы с видами Таллина, развешанные на стенах и дополнявшие интерьер зала кафе. Такие же, только с рисунками бегущих лошадей, с композициями цветов, видами Лондона и Парижа, с рисунками бегущих лошадей, с видами Лондона и Парижа, я видела уже потом в 1984 году Сирии и там купила для себя. Сейчас они красуются на стенах моей кухни.
Но тогда в Таллине приобрести подобные подносы с видами города не удалось. Зато удалось заработать расположение официантки, оценившей мой неподдельный интерес к Эстонии.
Принесли меню и очень вежливо обслужили. Мы заказали кофе, ликер «Вана Таллин», пирожное и очень мило провели вечер. Хорошо запомнила наш спор с Володей Хлудеевым, моим другом, стройным, красивым блондином, увлеченным мной. Володя подключился к нашей компании летом 1981 года, много помогал в организации мероприятий: турслёты, концерты. Особенно запомнилась поездка на теплоходе «Дельфин», принадлежащим ДКБА. Группу обкомовский работников во время летнего семинара первых секретарей обкома ВЛКСМ нужно было с Ленинских гор доставить в центр «Ивакино». На палубе должна была звучать музыка. Володя вызвался помочь мне в качестве звукорежиссера. Поездка получалась весело пьяной и куражной для лидеров комсомола.
Возвращаюсь к спору. Я уверяла его, что чаевые обижают официантов. До этого случалось часто бывала в ресторанах и о чаевых не задумывалась. Володя говорил, что обижают маленькие чаевые. В тот вечер я проиграла спор. Но поняла об этом позже, когда в страну пришла Перестройка и рыночные отношения взяли верх над правилами социалистического хозяйствования.
Владимир из семьи, умеющий ценить деньги и моложе меня на 10 лет. Он обладал несколько иной ментальностью.
Весь вечер мы гуляли по Таллину, любовались его архитектурой, разговаривали, наслаждаясь компанией друг друга. А на другой день зашли в магазин вчетвером, неспешно и с улыбкой приветствуя продавцов и немногочисленных покупателей. Продавцы совсем иначе, чем в прошлый вечер, встретили нас, были любезны и прекрасно общались на русском языке.
Мы выбрали парфюм, а для моей дочки и дочек подруг я приобрела мыло в виде поросят и рыбок. После того как оплатила их в кассе, получила в отделе покупок красиво упакованный товар.
Перед отъездом на вокзал в автобусе рассказали о метаморфозах и перевоплощениях продавцов, разной модели этики обслуживания.
Экскурсовод объяснила нам, что в Эстонии не любят туристов, бесцеремонных и настырных.
Таллин мне понравился своей изысканностью, индивидуальностью, самобытностью. Его предновогодние улицы напоминали изысканные открытки начала века.
Таллин
Очаровал нордической красой,
Встал над заливом гордо, величаво.
В восторге я застыла у причала.
А он парил Контрфорсом надо мой
И явью готика веков предстала.
Заворожил, околдовал в тот час,
Лишь я взглянула на стальные шпили.
Они над небом пурпурным царили.
Следила я, не отрывая глаз,
За рыцарем в таинственном обличьи.
А строки исторических стихов
Напомнили ещё раз о величьи
Страны иной, чем та, где я росла.
Здесь свой язык, своя культура, нравы.
Эстония, прекрасная страна, -
Приемник древней северной державы.
Пярну
Пярну находиться на юго-западе Эстонии, в 128 км от столицы Эстонии — города Таллин. Город расположен на берегу Пярнуского залива, и разделен рекой Пярну на две части.
Мы приехали поздно вечером. На улице было темно. Разместились в красивом белоснежном санатории «Эстония» с территорией выходящей на море и напоминающим корабль. В зимний сезон в санатории было немноголюдно. Вкусно поужинали. После насыщенного экскурсионного дня и долгой дороги на автобусе быстро разошлись по номерам. Утром рано проснулись и до завтрака вышли на берег залива.
Пляж покрыт пушистым снегом, сосны спокойны, величавы, торжественны. Царственная панорама открывается взгляду путешественника. Всё это завораживает, наслаждаешься и восхищаешься великолепием увиденного. Хочется молчать и любоваться, впитывая каждое мгновение тайны зарождающего дня. Но пора идти на завтрак, чтобы потом продолжить путешествие по городку.
Пярну великолепен ранним утром, он кажется пустынным и безмолвным. Тихие уютные улочки застроены невысокими жилыми постройками. Много старинных деревянных домов, построенных в стиле русского деревянного зодчества XIX веков.
Свидетельство о публикации №225121101679