Трудное детство

Мочалка

В первый раз меня отправили в пионерлагерь в 7 лет.  Мама была строгой, все мои вещи были помечены пришитой биркой с фамилией. Мне было велено ничего не потерять, и все вещи привезти обратно. И вот, настал первый банный день. Надо заметить, что в 70-е годы крайне редко попадались девочки со стрижками, да и то, в старших отрядах. Представляете, сколько девочек с длинными волосами пришлось помыть нашим героиням-вожатым?  И вот, все помыты, причесаны, вытерты насухо, одеты и отправлены по палатам. И тут я вспоминаю, что забыла в бане мочалку. Вспомнила и мамин наказ ничего не потерять в лагере. И как зареву. Вожатые переполошились, спрашивают, кто обидел, что болит? А я плачу навзрыд, и только одно слово говорю: «мочалка». Когда поняли в чем дело, все вместе побежали в баню, нашли мою мочалку- копеечную губку где-то под лавкой. Я была совершенна счастлива!

Когда в очередной родительский день мама приехала в пионерлагерь, вожатые отряда рассказали ей про мою истерику, поиск мочалки и счастливое обретение ее. Только тогда мама поняла, что переборщила со строгим наказом: ничего не потерять.

Пуговица

В детстве я не любила тихий час в детском саду, потому что совсем не спала днем, не хотелось. И вот, лежу я как-то в очередной тихий час, думаю о чем-то своем, девичьем, и верчу от нечего делать пуговицу на пижаме. В какой-то прекрасный момент пуговица, наконец, оторвалась. А до конца тихого часа еще очень долго. Я боялась потерять пуговицу. И вот, нашла, как мне казалось, идеальное решение. Запихнула в нос. Пуговка была не большая. И влезла в ноздрю идеально. Но потом я вдохнула, и пуговка оказалась глубже, чем раньше.  Я попыталась ее вытащить, но она встала ребром. Это было фиаско. Я побежала к воспитателю рассказывать про свою беду. Меня быстро одели, вызвали такси, и повезли в Морозовскую больницу. Опытный доктор вытащил пуговицу, и показал на стенде много интересных предметов. Советские дети были очень изобретательны и старались вовсю.

Когда папа пришел за мной вечером в детсад, его вызвали к заведующей и рассказали про поездку на такси и сколько она стоила. Минус 3 рубля в семейном бюджете. Вечером дома был «разбор полетов» и нам с братом было сказано ничего никуда не засовывать. Пусть лучше пуговица потеряется, черт с ней. А ту пижамную пуговицу мама крепко-накрепко пришила. А заодно и все остальные пуговицы на моей одежде. От греха подальше)

Папа.

Я обожала не ходить в сад, если дома со мной оставался папа. И вроде ничего особенного мы не делали, но  было очень интересно.
 
Например, мы вместе готовили суп. Папа учил меня снимать накипь с бульона, и резать морковь красивыми звездочками. У меня не очень красиво получалось, но папа хвалил и называл меня хозяюшкой.

Даже совместное чаепитие было большим удовольствием. Сначала папа ставил на плиту чайник со свистком. А пока он закипал- был готов стих: «Чайник песенку запел, потому что он скипел». Потом папа обдавал кипятком заварочный чайник и заваривал чай по схеме 2 человека- 2 ложки.  Пока чай заваривался папа готовил бутерброды.  Резал одну шоколадную конфету поперек тонкими полосками, намазывал белый хлеб маслом и красиво клал на масло кусочки шоколадной конфеты.  Из одной конфеты получалось несколько пирожных. И не было для меня ничего вкусней!

Еще папа водил меня в политехнический музей. Показывал паровозик, который резво бежал по кругу, периодически останавливаясь на погрузку угля и разгрузку. Мы рассматривали карту СССР, очень красивую, выложенную какими-то блестящими камушками. Потом ходили в буфет и пили сладкий чай с пирожками.  К сожалению, мне не удалось сводить свою дочь в Политехнический музей. Пока она росла, музей все время был закрыт на реконструкцию. Он и теперь закрыт.  Дочери уже 19 лет. Музей построили за 5 лет, а теперь больше 20 лет реконструируют. Наверное, будет красиво)

Шоколадка

Однажды папа и мой брат пришли из детсада очень грустные.  Оказалось, что в группе детсада появился новый мальчик. А чтобы тот не грустил в первый день в незнакомой компании, его мама положила ему в задний карман шортиков маленькую шоколадку. Он ходил полдня очень гордый, пока не обнаружил, что шоколадки в кармашке- нет. Мой брат Миша съел шоколадку, и рот, испачканный в шоколаде- выдал его. Новый мальчик расплакался от такого вероломства. Воспитатели отругали Мишу, а когда пришел папа, ему рассказали про любителя чужого сладкого. Когда папа спросил Мишу, почему он взял чужую шоколадку, Миша расплакался и ответил: «Вы мне ничего такого не покупаете, конфеты и шоколадки, а я их очень люблю.»

По дороге домой папа зашел в магазин и купил  килограмм шоколадных конфет. Когда все уже были дома, папа высыпал все конфеты на стол, усадил Мишу и сказал ему: «Ешь, ешь все, и запомни, чужое брать нельзя. Мне было очень стыдно за тебя сегодня.»

Буква "Р"

В детстве я не выговаривала некоторые буквы, и папа ходил со мной к логопеду. Он записывал в маленькую книжицу упражнения, которые нужно выполнять дома, и мы занимались. Потом, когда папа умер, мама осталась с двумя детьми на руках и ей стало не до логопеда.

Брат, который старше меня на целых три года, решил взять дело в свои руки и научить меня выговаривать букву «Р», которая по-прежнему не давалась.  Помню, он ходил с карандашом в руках по квартире и указывая на очередной предмет в квартире, говорил: «Гардероб, повтори». Я повторяла. Брат: «Секретер, повтори». Я повторяла.  «Телевизор, радио, розетка, кровать, ручка, ранец, портфель, тетрадь, расписание, раковина, кран», и так- раз за разом. Я и не думала, что меня окружает так много предметов с буквой «Р». Я старательно повторяла, пока наконец, раскатистое «Р» не вырвалось из моей глотки. Может быть, мое «Р» и теперь звучит не идеально, но это была наша с братом первая победа! Победа над собой.

Ковер

Во времена нашего детства пылесос был редкостью. Я помню, как только выпадал снег и снежный покров достигал 5-10 сантиментов, в выходные мы с мамой и братом брали свернутый ковер, веники и шли на пустырь, которых тогда в Москве было много. Мы расстилали ковер вниз ворсом, закидывали снегом и ходили по нему мелкими шагами. Потом переворачивали, перетаскивая на другое место. А на старом месте оставался темный прямоугольник. Потом мы сворачивали ковер, полностью стряхивая с него снег, и шли с ним домой.  А дома, раскладывая его на пол, наслаждались свежим зимним запахом и чистотой. Разве пылесос способен на такое душистое чудо?

Что-то с головой

Однажды, когда мы со старшим братом были в пионерлагере, у меня то ли на фоне стресса, то ли смены воды случился фурункулез на лице. Меня положили в лагерный изолятор, чем-то лечили и выдали 2 одеяла. На следующее утро брат, который всегда заплетал мне в детстве косичку, не нашел меня в 4-м отряде. Ему сказали, что я в изоляторе.  А поскольку тогда мобильных телефонов не было, мы писали родителям письма домой. Настало время писать очередное письмо маме. Мы старались ее беречь, поэтому брат написал короткое письмо о своих новостях в лагере, а чтобы мама не волновалась обо мне, в конце сделал приписку «Аня в изоляторе, у нее все хорошо, только что-то с головой.»

Надо ли описывать мамин ужас по прочтении этого письма? Она тут же отпросилась на работе и рванула на электричке, потом на автобусе в наш лагерь. По приезде попросила провести ее в изолятор. Медсестра отвечает: «В изоляторе никого нет.»  «Как нет?»-спрашивает мама. «А Руднева Аня, ее же туда положили недавно.» Медсестра: «Рудневу уже выписали, ищите ее в 4-м отряде.»
Оказывается, пока письмо дошло до мамы, я поправилась, и бегала по лагерю вместе с подругами, занимаясь то ли в кружке мягкой игрушки, то ли в кружке чеканки.  Слава Богу, мама нашла наконец, меня и брата живыми и здоровыми. Гостинцы нам в тот раз тоже привезли, но немного, как- то не до этого было бедной маме после злополучного письма.

Булочная

В детстве одним из самых любимых занятий был поход в булочную. Во-первых, после покупки чего-то по маминому заказу оставалась сдача, мелочь. Но ее можно было потратить на газировку из автомата с двойным сиропом или накопить на поход в кино про индейцев. «Виннету- вождь апачей», «Золото Апачей», «Сыновья Большой Медведицы», «Чингачгук-большой змей», «Оцеола- вождь семинолов» и прочие шедевры студии DEFA.  Во всех этих фильмах блистал Гойко Митич, с мускулистым торсом, орлиным взглядом, и черными, как смоль, волосами ниже плеч. Благодаря этим фильмам нашей любимой игрой в детстве была игра в индейцев.

Во-вторых, после покупки свежего хлеба невозможно было донести батон или буханку до дома без потерь. Хлеб так пах, что по дороге я откусывала понемногу, сначала хрустящую корочку горбушки, потом доходила до сердцевины, и так почти половина батона съедалась по дороге. А если было куплено молоко в бутылках, то получался «царский» обед. И никакого супа не надо. Порцию супа обычно отправляли в унитаз, пока мама на работе. И ничего, детей с лишним весом в моем детстве было крайне мало.
Продолжение следует.


Рецензии