Сукман не просто предмет одежды...
Внешне сукман строг и лаконичен. Чаще всего он шился из четырёх полотнищ тёмных — преимущественно синего или чёрного — цвета. Такая гамма придавала фигуре спокойную монолитность, подчёркивала солидность и сдержанность. Рукава у сукмана были очень узкими и короткими — конструкция подчёркивала, что это накладная вещь, её задача — не согревать, а обозначать статус и красоту отделки. Спереди от воротника обычно шёл короткий прямой разрез, застёгивающийся на медные пуговицы, именуемые «базка» или «пазука». Сам разрез обшивался широкой шелковой лентой по краям, создавая декоративный обрамляющий акцент.
Особая деталь — цветной шнур, идущий вдоль одного из краёв пазуки, который в соответствующих местах не был пришит к ткани, образуя петли. Это небольшое, но живое украшение работало и как застёжка, и как элемент орнаментальной игры, придавая одежде ритм и фактурность. Вдоль подола сукман обшивали широкой шелковой лентой красного или синего цвета, а по самому краю шли полосы гаруса — особой тесьмы, плетённой на пальцах. Такой кант не только защищал край ткани от износа, но и служил декоративной рамкой, завершая силуэт. Сукман всегда подпоясывался — обычно плетёным поясом красного или синего цвета с кистями, которые оживляли образ при движении и добавляли жестом завершённости.
Материалы и приёмы отделки — медные пуговицы, шелковые ленты, плетёный гарус и пояс — свидетельствуют о тонком чувстве пропорций и умении использовать ограниченный набор средств для создания выразительного образа. Сукман сочетал в себе утилитарность и декоративность, скромность линий и богатство деталей.
Сегодня сукман привлекает внимание исследователей костюма и ансамблей фольклорных театров не только как элемент гардероба, но и как символ культурной памяти. Он напоминает о роли женщины в казачьей общине, о её социальном статусе и эстетических предпочтениях, о мастерстве рук, умеющих плести и шить, придавая каждому стежку значение. Более того, в наше время сукман мог бы выглядеть очень современно, сохранив свою выразительность и при этом обходясь без вызывающих оголенностей: лаконичные линии, качественные ткани, продуманная отделка и неброские цвета отлично вписались бы в концепцию современной сдержанной моды. Сукман — это ткань, в которой история становится видимой, и её формы способны найти новое дыхание в современной эстетике, уважая традицию и отвечая запросам времени.
Свидетельство о публикации №225121100459