Видеть Бога. пр. 1
Способов богопознания - два:естестве-
нный и сверхъестественный.
Преподобный Феодор даёт нам следующее
определение:"Из здешних наземных познаний
одно бывает по естеству,а другое сверх
естества.Знанием естественным мы называем
то,которое душа может получить через ис-
следование и взыскание,естественными по-
льзуясь способами и силами,о творении и
Виновнике творения,разумеется,сколько это
доступно для связанной с веществом души.
А сверхъестественное знание есть то,
которое привходит в ум путём,превышающем
его естественные способы и силы,или в ко-
тором познаваемое сравнительно превышает
ум,связанный с плотью,так что такое поз-
нание свойственно уму бестелесному.Бывает
же оно от единого Бога,когда найдёт Он ум
очищенным от всякого вещественного прист-
растия и объятым Божественной любовью"
(Добротолюбие.Т.3.С.345-346).
Естественное познание может иметь и
непросвещенный Христовой верой,а сверхъ-
естественное - в исключительных случаях,
по смотрению Божию.При этом естественные
силы у просвещенного и непросвещенного
различны:"у просвещенного они в гораздо
лучшем и высшем состоянии находятся,неже-
ли у непросвещённого"(Добротолюбие.Т.3.
С.345-346).
1.Естественный способ богопознания
состоит в познании Бога из естества,то
есть природы видимой,неразумной и разум-
ной(человека),и из истории человечества.
Естественным богопознания у святых
отцов называется потому,что оно свойстве-
нно естеству нашей души,ибо,как сказал
апостол Павел,Бог "сотворил весь язык че-
ловечь...взыскати Господа,да поне осяжут
Его и обрящут" (Деян.17,26-27).
В самое человеческое естество вложена
способность "ощущать" Бога и "жаждать"
Его(Пс.41,3).По словам учителей Церкви,
душа по природе христианка."Познание о
том,что Бог есть,Он Сам насадил в природе
каждого,- пишет святой Иоанн Дамаскин,-и
самое создание мира,его сохранение и уп-
правление возвещают величие Божества
(Прем.13,5).Сверх того,Бог,сперва через
закон и пророков,потом через Единородного
Сына Своего Господа и Бога и Спасителя
нашего Иисуса Христа,сообщил нам познание
о Себе,какое мы можем вместить...Он как
всеведущий и промышляющий о благе каждо-
го,то,что нам потребно знать,открыл
нам,а чего не можем понести,о том умол-
чал".
Священное Писание и святоотеческая
традиция утверждают,что стремиться к еди-
нению с Богом(а значит,и к богопознанию)
для человека также естественно,как есте-
ственно оленю бежать к источнику воды(Пс.
41,2),ибо только в силу своей причастнос-
ти Творцу "мы живём,и движемся,и сущест-
вуем" (Деян.17,28)."Из многих и великих
даров,которые мы получили и получаем ещё
от Бога и которых числа и великости никто
изречь не может,дар наибольший и наипаче
свидетельствующший о Божием к нам челове-
колюбии есть наше к Нему стремление и
сродство с Ним"-говорит святитель Григо-
рий Богослов.
Творение видимого мира и человека яв-
ляется осуществлением во времени вечной
мысли Божией.Вселенная есть Откровение
вечных Божественных идей.Красота,разнооб-
разие и гармония,целесообразность и зако-
номерность жизни,наблюдаемые в мире,как
бы зовут человека к познанию Творца:
"Небеса поведают славу Божию,творение же
руку Его возвещает твердь.День дни отры-
гает глагол, и нощь нощи возвещает разум.
Не суть речи,ниже словеса,ихже не слышат-
ся гласи их" (Пс.18,2-4).
Каждый человек указанным путём может
приходить к мысли о Боге,ибо "Невидимая
бо Его от создания мира твореньми помыш-
ляема видима суть, и присносущная сила
Его и Божество" (Рим.1,20).
Посему подлинно "суетни убо вси чело-
вецы естественне, - говорится в книге
Премудрости,- в них же обретается неведе-
ние о Бозе,и от видимых благ не возмогоша
уразумети Сущаго,ни делом вземлюща позна-
ша Хитреца,но творения Божии строители
миру боги быти возмнеши.Ихже чаще красо-
тою услаждающеся,сия боги возмнеша,да
увидят,колико сих Владыка есть лучший:
красоты бо Родоначальник созда я.Аще же
силе и действию удивишася,да уразумеют
от них,колико сотворивый сия сильнейший
есть,от величества бо красоты созданий
Рододелатель их познавается" (Прем.13,1-
5).
Вселенная для святителя Василия Вели-
кого является неким училищем,в котором
разумные души научаются боговедению.
Святой Иоанн Дамаскин поясняет,как,
рассматривая мир,человек убеждается в
бытии Бога:"И самый состав,сохранение и
управление тварей показывает нам,что есть
Бог,Который всё это сотворил,содержит и
обо всем промышляет.Ибо каким бы образом
могли враждебные между собой стихии,как
то:огонь,вода,воздух,земля, - соединиться
для сохранения одного мира и пребывать в
совершенной нераздельности,если бы некая
всемогущая сила не соединила их и не со-
храняла их всегда нераздельными?..Кто
всё это соединил и разделил?Кто сообщил
им движение и стремление непрестанное и
беспрепятственное?Не художник ли это,
положивший всем вещам закон,по которому
всё делается и всё управляется?Кто же
этот художник?Не Тот ли,Который всё это
сотворил и привёл в бытие?Мы не можем
приписать такой силы слепому случаю,ибо
пусть это произошло от случая,но кто при-
вел всё в такой порядок?Уступим,если уго-
дно,и это случаю:кто же соблюдает и со-
храняет по тем же законам,по которым всё
создано? Кто-либо другой,конечно,а не
слепой случай.Но кто другой,как не Бог?"
"Так от видимого возвел нас к Богу бого-
дарованный и всем врожденный разум - сей
первоначальный в нас и всем данный за-
кон!" (святитель Григорий Богослов).
По словам святителя Григория Богослова
"небо,земля,море - словом,весь мир есть
великая и прекрасная книга Божия", читая
которую человек имеет возможность соста-
вить понятие о всемогуществе,премудрости
и благости Творца.
А святитель Василий Великий,как бы
добавляя,говорит:" К познанию Бога не
столько ведёт небо и земля,сколько соб-
ственное наше устройство,если кто благо-
разумно испытывает сам себя,как говорит
пророк,"удивися разум Твой от мене"(Пс.
138,6),то есть,рассмотрев самого себя,по-
знал я превосходство Твоей мудрости".
"Если взгляд на красоту неба возбужда-
ет благомыслящего созерцателя к славосло-
вию Творца,-пишет святитель Иоанн Злато-
уст,- то тем более разумное это животное,
человек,размышляя о своём устройстве,о
высокой чести,данной ему,о великих дарах
и несказанных благодеяниях,может постоян-
но восхвалять Виновника и возносить поси-
льное славословие Господу".
продолжение 1
Свидетельство о публикации №225121100491