Видеть Бога. пр. 1

              Способы богопознания
      Способов богопознания - два:естестве-
  нный и сверхъестественный.
      Преподобный Феодор даёт нам следующее
  определение:"Из здешних наземных познаний
  одно бывает по естеству,а другое сверх
  естества.Знанием естественным мы называем
  то,которое душа может получить через ис-
  следование и взыскание,естественными по-
  льзуясь способами и силами,о творении и
  Виновнике творения,разумеется,сколько это
  доступно для связанной с веществом души.
     А сверхъестественное знание есть то,
  которое привходит в ум путём,превышающем
  его естественные способы и силы,или в ко-
  тором познаваемое сравнительно превышает
  ум,связанный с плотью,так что такое поз-
  нание свойственно уму бестелесному.Бывает
  же оно от единого Бога,когда найдёт Он ум
  очищенным от всякого вещественного прист-
  растия и объятым Божественной любовью"
  (Добротолюбие.Т.3.С.345-346).
      Естественное познание может иметь и
  непросвещенный Христовой верой,а сверхъ-
  естественное - в исключительных случаях,
  по смотрению Божию.При этом естественные
  силы у просвещенного и непросвещенного
  различны:"у просвещенного они в гораздо
  лучшем и высшем состоянии находятся,неже-
  ли у непросвещённого"(Добротолюбие.Т.3.
  С.345-346).
      1.Естественный способ богопознания
  состоит в познании Бога из естества,то
  есть природы видимой,неразумной и разум-
  ной(человека),и из истории человечества.
      Естественным богопознания у святых
  отцов называется потому,что оно свойстве-
  нно естеству нашей души,ибо,как сказал
  апостол Павел,Бог "сотворил весь язык че-
  ловечь...взыскати Господа,да поне осяжут
  Его и обрящут" (Деян.17,26-27).
      В самое человеческое естество вложена
  способность "ощущать" Бога и "жаждать"
  Его(Пс.41,3).По словам учителей Церкви,
  душа по природе христианка."Познание о
  том,что Бог есть,Он Сам насадил в природе
  каждого,- пишет святой Иоанн Дамаскин,-и
  самое создание мира,его сохранение и уп-
  правление возвещают величие Божества
  (Прем.13,5).Сверх того,Бог,сперва через
  закон и пророков,потом через Единородного
  Сына Своего Господа и Бога и Спасителя
  нашего Иисуса Христа,сообщил нам познание
  о Себе,какое мы можем вместить...Он как
  всеведущий и промышляющий о благе каждо-
  го,то,что нам потребно знать,открыл
  нам,а чего не можем понести,о том умол-
  чал".
      Священное Писание и святоотеческая
  традиция утверждают,что стремиться к еди-
  нению с Богом(а значит,и к богопознанию)
  для человека также естественно,как есте-
  ственно оленю бежать к источнику воды(Пс.
  41,2),ибо только в силу своей причастнос-
  ти Творцу "мы живём,и движемся,и сущест-
  вуем" (Деян.17,28)."Из многих и великих
  даров,которые мы получили и получаем ещё
  от Бога и которых числа и великости никто
  изречь не может,дар наибольший и наипаче
  свидетельствующший о Божием к нам челове-
  колюбии есть наше к Нему стремление и
  сродство с Ним"-говорит святитель Григо-
  рий Богослов.
      Творение видимого мира и человека яв-
  ляется осуществлением во времени вечной
  мысли Божией.Вселенная есть Откровение
  вечных Божественных идей.Красота,разнооб-
  разие и гармония,целесообразность и зако-
  номерность жизни,наблюдаемые в мире,как
  бы зовут человека к познанию Творца:
  "Небеса поведают славу Божию,творение же
  руку Его возвещает твердь.День дни отры-
  гает глагол, и нощь нощи возвещает разум.
  Не суть речи,ниже словеса,ихже не слышат-
  ся гласи их" (Пс.18,2-4).
      Каждый человек указанным путём может
  приходить к мысли о Боге,ибо "Невидимая
  бо Его от создания мира твореньми помыш-
  ляема видима суть, и присносущная сила
  Его и Божество" (Рим.1,20).
     Посему подлинно "суетни убо вси чело-
  вецы естественне, - говорится в книге
  Премудрости,- в них же обретается неведе-
  ние о Бозе,и от видимых благ не возмогоша
  уразумети Сущаго,ни делом вземлюща позна-
  ша Хитреца,но творения Божии строители
  миру боги быти возмнеши.Ихже чаще красо-
  тою услаждающеся,сия боги возмнеша,да
  увидят,колико сих Владыка есть лучший:
  красоты бо Родоначальник созда я.Аще же
  силе и действию удивишася,да уразумеют
  от них,колико сотворивый сия сильнейший
  есть,от величества бо красоты созданий
  Рододелатель их познавается" (Прем.13,1-
  5).
      Вселенная для святителя Василия Вели-
  кого является неким училищем,в котором
  разумные души научаются боговедению.
      Святой Иоанн Дамаскин поясняет,как,
  рассматривая мир,человек убеждается в
  бытии Бога:"И самый состав,сохранение и
  управление тварей показывает нам,что есть
  Бог,Который всё это сотворил,содержит и
  обо всем промышляет.Ибо каким бы образом
  могли враждебные между собой стихии,как
  то:огонь,вода,воздух,земля, - соединиться
  для сохранения одного мира и пребывать в
  совершенной нераздельности,если бы некая
  всемогущая сила не соединила их и не со-
  храняла их всегда нераздельными?..Кто
  всё это соединил и разделил?Кто сообщил
  им движение и стремление непрестанное и
  беспрепятственное?Не художник ли это,
  положивший всем вещам закон,по которому
  всё делается и всё управляется?Кто же
  этот художник?Не Тот ли,Который всё это
  сотворил и привёл в бытие?Мы не можем
  приписать такой силы слепому случаю,ибо
  пусть это произошло от случая,но кто при-
  вел всё в такой порядок?Уступим,если уго-
  дно,и это случаю:кто же соблюдает и со-
  храняет по тем же законам,по которым всё
  создано? Кто-либо другой,конечно,а не
  слепой случай.Но кто другой,как не Бог?"
  "Так от видимого возвел нас к Богу бого-
  дарованный и всем врожденный разум - сей
  первоначальный в нас и всем данный за-
  кон!" (святитель Григорий Богослов).
     По словам святителя Григория Богослова
  "небо,земля,море - словом,весь мир есть
  великая и прекрасная книга Божия", читая
  которую человек имеет возможность соста-
  вить понятие о всемогуществе,премудрости
  и благости Творца.
      А святитель Василий Великий,как бы
  добавляя,говорит:" К познанию Бога не
  столько ведёт небо и земля,сколько соб-
  ственное наше устройство,если кто благо-
  разумно испытывает сам себя,как говорит
  пророк,"удивися разум Твой от мене"(Пс.
  138,6),то есть,рассмотрев самого себя,по-
  знал я превосходство Твоей мудрости".
     "Если взгляд на красоту неба возбужда-
  ет благомыслящего созерцателя к славосло-
  вию Творца,-пишет святитель Иоанн Злато-
  уст,- то тем более разумное это животное,
  человек,размышляя о своём устройстве,о
  высокой чести,данной ему,о великих дарах
  и несказанных благодеяниях,может постоян-
  но восхвалять Виновника и возносить поси-
  льное славословие Господу".
      продолжение 1
 
 


Рецензии