Третья Буря

Третья «Буря»

Знаю, знаю, дорогие мои, что не любите вы мои длинные исторические экскурсы, но ничего не могу с собой поделать. Я, как и многие сегодня, обуян желанием разобраться, что происходит, когда и как это закончится. Искать ответы в новостных передачах или в откровениях самопровозглашенных аналитиков – занятие неблагодарное, не достойное здравомыслящего человека, а потому с головой зарываюсь я в изучение минувших исторических событий, провожу параллели, ищу аналогии. И нахожу их в немалом количестве. На этой неделе хочу познакомить вас, мои дорогие, с одним таким историческим тождеством, которое просто лежало на поверхности и напрашивалось на публикацию. Потерпите, скоро Новый год – отдохнете от меня и моих занудных сопоставлений.
I
Нынешний конфликт в Украине – более поздняя и более усовершенствованная модель того конфликта, который бушевал в 1991-1995 годах на Балканском полуострове. Схожие исторические «карты» Украины и Югославии позволили перенести «чертежи» конфликта с одной территории на другую. И, конечно же, «инженеры» ожидали получить тот же результат. Но что-то пошло не так.
Территории бывшей Югославии, как и территории Украины, всегда были перекрестьем культур, а потому находились в сфере интересов нескольких крупных держав или даже цивилизаций. На просторах как Украины, так и бывшей Югославии по большей части проживают славянские народы – восточнославянские в Украине (украинцы, русские) и южнославянские в Югославии (сербы, хорваты, словенцы, боснийцы). Само название «Югославия» символизирует – королевство Южных славян.
В религиозном отношении Украина более монолитна (в основном православие и лишь частично католицизм в западных районах), Югославия разделена по религиозному признаку на три части: православные сербы, католики (протестанты) хорваты и словенцы, отуреченные мусульмане боснийцы (босняки). Православная Россия, католический Запад и мусульманская Турция – вот три основных интересанта, участвовавших в балканском конфликте. В большей или меньшей степени в этот конфликт были втянуты все страны православного, католического и исламского миров.
Начался балканский конфликт так же, как и в Украине, - с идеи совершить большое, но грязное дело чужими руками. Западные политтехнологи увидели во многонациональной Югославии идеальное «стенобитное орудие», при помощи которого можно было предпринять дерзкую атаку на оплот социалистического лагеря – на могучий Советский Союз. И, как мы знаем, затея удалась на «отлично». К счастью, с минусом.

II
По окончании Второй мировой Югославию возглавил Иосиф Броз Тито. Под его мудрым правлением хорваты, сербы, словенцы, боснийцы и другие народности жили как единый народ в атмосфере братства и взаимопонимания. Благоприятный момент для западных маневров настал в 1980-м году, после смерти Тито, за пять дет до прихода к власти Горбачева. А через два года, в 1982-м, из жизни уходит Леонид Ильич Брежнев, что упрощает общий политических фон для балканской диверсии. Уходит время сильных и относительно благородных, наступает время слабых и безотносительно подлых. Горбачев стал следствием социального эксперимента в Югославии и его успешным продолжением. В Украине мы сейчас наблюдаем схожий сценарий – те же актеры, те же цели и надежда на тот же результат.
В Югославию, как и в Украину, Запад зашел через распахнутую дверь. В этом же 1980-м году к власти в Хорватии приводят Франьо Туджмана, лидера Хорватского демократического союза. Он приступает к майданной агитации за независимость Хорватии, обещая избавление от «югославского ига». На самом деле богатую ресурсами, обладающую мощным туристическим потенциалом Хорватию просто перемещают в западный колониальный кейс. Для такой метаморфозы политтехнологи педалируют «национальный вопрос», доводя хорватский национализм до крайней стадии – нацизма. Сделать это оказывается несложным, нужно было просто напомнить хорватам, что они наследники «героев нации» - усташей.
Историческая справка: усташи («восставшие») - хорватская фашистская ультраправая, националистическая, клерикальная организация. Основана Анте Павеличем в 1929 году на родине фашизма - в Италии. С апреля 1941 года по май 1945 года стояла во главе марионеточного Независимого государства Хорватия (НГХ). Аналогичный проект так и не был реализован в Украине: УССД (Українська Самостійна Соборна Держава) была провозглашена, но вермахт через три дня арестовал зачинщиков. Немцы не видели целесообразности в «самостийности». Для реализации своих целей немцам достаточно было ОУН (организация украинских националистов) под руководством Степана Андреевича Бандеры.

III
У хорватских усташей тоже был свой лидер - Анте Павелич. Под его руководством усташи проводили этнические чистки, причем основные фобии были направлены на сербов (для ОУН эту роль играли русские), цыган и евреев (тут без изменений). По разным оценкам, в ходе усташского геноцида в многочисленных концентрационных лагерях погибло от 200 000 до 800 000 сербов, 30 000 евреев, 80 000 цыган. Этот «усташский дух» был с успехом актуализирован Франьо Туджманом в Хорватии 80-90-х годах при безусловной поддержке Запада.
25 июня 1991-го Хорватия и Словения провозгласили независимость от Югославии. Практически немедленно (что не удивительно) «независимые» государства были признаны западными странами. Собственно, эта сепарация и стала толчком для 26 декабря 1991 года, когда вслед за Югославией и по ее примеру распался Советский Союз. С отделением Украины от СССР в ней так же был инициирован национальный дух, что привело к Померанчевой революции 2004-го года и в конечном итоге – к революции Гидности 2014-го года.
Те области в Хорватии, где компактно проживали сербы, отказались признавать независимость Хорватии и, в свою очередь, объявили о своей независимости от Хорватии, организовавшись в частично признанное государство, под названием Республика Сербская Крайна (Сербская Страна). В Украине аналогом Сербской Крайны, что очевидно, является Донбасс и другие области компактного проживания русскоязычного населения.
Естественно, хорватские вооруженные силы под руководством западных инструкторов и при участии тысяч западных наемных солдат начали военные действия на границах Крайны, где встретили сопротивление сербских ополченцев. С переменным успехом от перемирия к перемирию военные действия продолжались до августа 1995-го, когда хорваты выгнали сербов из Сербской Крайны в ходе военной операции под кодовым названием «Буря». Конечно же, план операции был разработан в тех же кабинетах, где в то же время был разработан план бомбардировок Ирака «Буря в пустыне». Название хорошее, зачем креативу зря пропадать? Эта операция привела к ликвидации сербской самопровозглашенной республики и к исходу от 200 до 250 тысяч сербов из Хорватии. Неправительственная организация «Документа» идентифицировала 2353 жертвы в результате операции «Буря» и последующих событий.
IV
Таким образом, благодаря поддержке католической Хорватии и возрожденному в ней «усташскому духу», Запад прочно обосновался на Балканском полуострове, разрушив славянское единство, практически превратив Балканы в острие кинжала, направленного в бок стержневому славянскому государству.
На перекрестье культур часто идут войны, и так исторически сложилось, что западные государства со времен Раннего Средневековья не воспринимают славянское население в качестве равноправных партнеров, а привыкли видеть славян исключительно в роли рабов – по факту массовой практики. Даже этноним «славяне» (от «слово» - говорящие, противопоставленные «немцам», немым) этимологически привязали к позднелатинскому «slavus» - «раб», отсюда esclave, Sklave, slave (немецкий, французский, итальянский, испанский, английский и т.д.). Эта привязка обозначена даже в серьезных западных научных лингвистических работах. То есть европейцы искренне верят, что славяне-варвары так себя сами прозвали исторически – «рабы», тем самым признавая свою подчиненную роль по отношению к «цивилизованным» народам. И если «цивилизованные» романо-германские народы используют славян, то только в роли «гиен» или «негров» Запада (расхожие названия, используемые в западной прессе для славянских народов, обслуживающих западные интересы).
Сейчас разыгрывается второй акт политического действа по модернизированным, но в целом узнаваемым сценариям. И цели те же: расширить зону западного влияния, записать в сервисный персонал еще один славянский народ, направить стратегическому оппоненту еще одно острие, только теперь не в бок, а в брюхо. Стратегический оппонент сердится, противится, топорщится – требует убрать острие от своего живота – в общем, ведет себя агрессивно, за что его и признали «государством-агрессором» на самом высоком уровне.
Напомню, что несмотря на подписание Дейтонских соглашений в декабре 1995-го года, достигнутое ценой огромных жертв, этнических чисток и беженцев, на Балканах до сих пор сохраняется напряжение между этносами и религиями, конфликт может вспыхнуть с новой силой в любой момент. Именно такое – вечно «беспокойное» - состояние и формируют сейчас в наших землях, и если все пойдет по сценарию «Бури», то окончательный мир не наступит в ближайшие десятилетия. Однако сегодня уже нет сомнений, что очередная «Буря» бушует как-то не так, идет на убыль и грозится окончательно затихнуть, и это вызывает немалое беспокойство в стратегических кабинетах.
К сожалению, эта «неправильная Буря» принесла уже значительно больше бед, чем «Балканская» и «пустынная» «Бури» вместе взятые. И потому хочется верить, что «это есть наш последний и решительный бой», который принесет относительный покой славянскому этносу хотя бы на несколько поколений вперед.


Рецензии