Видеть Бога. пр. 2

      Таким образом,рассматривая человечес-
  кую природу,сотворенную по образу и подо-
  бию Божию,можно ещё сильнее приблизиться
  к тайне Божественного бытия.Человек со-
  единяет в себе духовное и телесное нача-
  ла,мир видимый и невидимый.В творении
  человека как ни в чем другом проявились
  премудрость и всемогущество Творца:"Если
  внемлешь себе(то есть если ты ведешь вни-
  мательную жизнь),- пишет святитель Васи-
  лий Великий,- ты не будешь иметь нужды
  искать следов Зиждителя в устройстве все-
  ленной,но в себе самом, как бы в малом
  каком-то мире,усмотришь великую премудро-
  сть своего Создателя.Из бесплодности на-
  ходящейся в тебе души уразумевай,что и
  Бог бесплотен.Знай,что Он неограничен ме-
  стом,потому что и твой ум не имеет пред-
  варительного пребывания в каком-нибудь
  месте,но только по причине соединения с
  телом находит себе известное место.Веруй,
  что Бог невидим,познав собственную свою
  душу,потому что и она непостижима телес-
  ными очами".
      Сама душа человеческая с её стремле-
  нием к истине,добру,красоте ясно свидете-
  льствует человеку о бытии и совершенствах
  Творца.
      Слышится голос Божий и в истории на-
  родов:история человечества не есть сцеп-
  ление простых случайностей,а управляется
  Промыслом Божиим и ведётся к определенной
  цели.Псалмопевец,имея в виду это водите-
  льство Божие в жизни народов,восклицает:
  "Да возвеселятся и да возрадуются языцы:
  яко судиши людем правотою,и языки на
  земли наставиши" (Пс.66,5).
     Но одного естественного способа для
  надлежащего понятия о Боге недостаточно.
  Познание Бога из Его творений святые отцы
  считают начальным и ограниченным,приводя-
  щих нас к самому общему представлению о
  Боге как Творце и Промыслителе вселенной.
  История человечества показывает что нем-
  ногие смогли этим путём достичь боговеде-
  ния.И философские понятия о Божестве были
  далеко несовершенны и содержали ряд за-
  блуждений.Одни из философов впадали в па-
  нтеизм,признававший всё за Бога,другие -
  в дуализм,допускающий существование двух
  начал - доброго и злого,третьи приходили
  к скептицизму и безбожию,сомневаясь в
  самом существовании истины.Эти же заблуж-
  дения  повторялись и в позднейшее время.
      Главная причина недостаточности одно-
  го естественного Откровения для богопоз-
  знания заключается в глубоком повреждении
  человека(а вместе и природы)вследствии
  грехопадения.Вместе с повреждением образа
  Божия помрачилась в человеке и способно-
  сть разумения Бога.Развращенное сердце не
  может содействовать разуму в познании дел
  Божиих в мире,а омраченный страстями ум -
  делать согласные с истиною умозаключения.
  С развитием зла в человечестве и голос
  Божий в истории народов был нередко за-
  глушаем и заглушается голосом человечес-
  ких страстей.
      Недостаточность естественного Откро-
  вения,при врожденном стремлении человека
  к познанию Бога и бессилии достигнуть
  этого естественными силами,указывает на
  необходимость для человечества особого
  Откровения Божия.Поэтому,как говорит апо-
  стол,"понеже бо в премудрости Божией не
  разуме мир премудростию Бога,благоизволил
  Бог буйством проповеди спасти верующих"
  (1 Кор.1,21).
      продолжение 2


Рецензии