Видеть Бога. пр. 2
кую природу,сотворенную по образу и подо-
бию Божию,можно ещё сильнее приблизиться
к тайне Божественного бытия.Человек со-
единяет в себе духовное и телесное нача-
ла,мир видимый и невидимый.В творении
человека как ни в чем другом проявились
премудрость и всемогущество Творца:"Если
внемлешь себе(то есть если ты ведешь вни-
мательную жизнь),- пишет святитель Васи-
лий Великий,- ты не будешь иметь нужды
искать следов Зиждителя в устройстве все-
ленной,но в себе самом, как бы в малом
каком-то мире,усмотришь великую премудро-
сть своего Создателя.Из бесплодности на-
ходящейся в тебе души уразумевай,что и
Бог бесплотен.Знай,что Он неограничен ме-
стом,потому что и твой ум не имеет пред-
варительного пребывания в каком-нибудь
месте,но только по причине соединения с
телом находит себе известное место.Веруй,
что Бог невидим,познав собственную свою
душу,потому что и она непостижима телес-
ными очами".
Сама душа человеческая с её стремле-
нием к истине,добру,красоте ясно свидете-
льствует человеку о бытии и совершенствах
Творца.
Слышится голос Божий и в истории на-
родов:история человечества не есть сцеп-
ление простых случайностей,а управляется
Промыслом Божиим и ведётся к определенной
цели.Псалмопевец,имея в виду это водите-
льство Божие в жизни народов,восклицает:
"Да возвеселятся и да возрадуются языцы:
яко судиши людем правотою,и языки на
земли наставиши" (Пс.66,5).
Но одного естественного способа для
надлежащего понятия о Боге недостаточно.
Познание Бога из Его творений святые отцы
считают начальным и ограниченным,приводя-
щих нас к самому общему представлению о
Боге как Творце и Промыслителе вселенной.
История человечества показывает что нем-
ногие смогли этим путём достичь боговеде-
ния.И философские понятия о Божестве были
далеко несовершенны и содержали ряд за-
блуждений.Одни из философов впадали в па-
нтеизм,признававший всё за Бога,другие -
в дуализм,допускающий существование двух
начал - доброго и злого,третьи приходили
к скептицизму и безбожию,сомневаясь в
самом существовании истины.Эти же заблуж-
дения повторялись и в позднейшее время.
Главная причина недостаточности одно-
го естественного Откровения для богопоз-
знания заключается в глубоком повреждении
человека(а вместе и природы)вследствии
грехопадения.Вместе с повреждением образа
Божия помрачилась в человеке и способно-
сть разумения Бога.Развращенное сердце не
может содействовать разуму в познании дел
Божиих в мире,а омраченный страстями ум -
делать согласные с истиною умозаключения.
С развитием зла в человечестве и голос
Божий в истории народов был нередко за-
глушаем и заглушается голосом человечес-
ких страстей.
Недостаточность естественного Откро-
вения,при врожденном стремлении человека
к познанию Бога и бессилии достигнуть
этого естественными силами,указывает на
необходимость для человечества особого
Откровения Божия.Поэтому,как говорит апо-
стол,"понеже бо в премудрости Божией не
разуме мир премудростию Бога,благоизволил
Бог буйством проповеди спасти верующих"
(1 Кор.1,21).
продолжение 2
Свидетельство о публикации №225121100555