В части третей, моей публикации о Грачевской крепости, я утверждал то, что этот петровский бастион находится не в населённом пункте Грачи, а в районе «колена» Брежневского Волго-Донского канала. Но это опроверг Андрей Сергеевич Лапшин – кандидат (а может быть уже и доктор) исторических наук, доцент ВГСПУ, исполнительный директор «ВДАО». И, свой научный труд, который опровергает мою версию, он опубликовал в местной прессе (Вестник ВолГУ. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. 2023, Т. 28. №2.). Это документ, и он называется «Крепости Грачевская и Мечётная Царицынской сторожевой линии на планах восемнадцатого века и аэрофотоснимках 1942 – 1943 годов». Чтобы не быть голословным – я процитирую ту часть документа, которая мне показалась наиболее интересной: « Таким образом, можно констатировать, что план Грачёвской крепости, составленный П.Б. Иноходцевым, по целому ряду признаков имеет наибольшее сходство с материалами аэрофотосъемки 1942 г. и топосъемки 1970-х годов. Он достаточно точно передает расположение, геометрию и габаритные размеры Грачёвской крепости, зафиксированные в XX веке. План, приведенный в работе Ф.Ф. Ласковского, отличает бОльшая схематичность изображения и, судя по масштабу, не менее чем в 2 раза завышенные размеры крепости, хотя нельзя исключать и ошибку в использовании масштабной линейки на иллюстрации. Географическое местоположение этой крепости не вызывает сомнений. Она занимала участок на правом берегу балки Солдатская, выходящей к р. Грачи (окраина х. Грачи Городищенского района Волгоградской области). Ее руинированные остатки до 2014–2015 гг. еще визуально фиксировались на местности (рис. 3, 1). Здесь в разное время местными жителями были найдены монеты и бытовые предметы XVIII в. [1, с. 56, 59]. В ходе осмотра места расположения крепости осенью 2020 г. установлено, что никаких наземных крепостных сооружений не сохранилось. Место, где находилась крепость, полностью занято современными капитальными строениями сельскохозяйственных складов и иного назначения, а также асфальтированной площадкой для стоянки техники [10, с. 207–208]. Прилегающая территория покрыта отвалами грунта, строительным и бытовым мусором (рис. 3, 2). Следует отметить, что строительство на всей площади территории Грачёвской крепости совершено недавно, в период с 2016 по 2019 г., что не может не вызывать огромного сожаления. Активная застройка в последние годы ее центральной части невольно наводит на мысль о намеренном умысле уничтожения этого объекта с целью избежать возможных ограничений, связанных с охраной и изучением этого памятника. Данный подход в отношении объектов археологического наследия, впрочем, в таких ситуациях давно не удивляет и является в современной действительности в порядке вещей. В настоящее время здесь ведутся локальные строительные и земляные работы, доступ на территорию расположения крепости для археологических изысканий в 2020 г. был полностью ограничен охраной сельскохозяйственных строений.». Документ я прочитал полностью и, не являясь специалистом, понял не всё. Но понял, что представители Волгоградского университета подошли к поиску места дислокации Грачевской крепости серьёзно. В работе опубликованы участки местности - от аэрофотоснимков, заснятых немецкими пилотами разведчиками, до геодезических карт с обозначенным пунктиром периметром оборонительных сооружений. Но – обратите внимание на то, что размеры этой крепости и её контуры в работах разных авторов не совпадают. Притом, они разнятся в разы! И, ладно бы крепость изображали и описывали дилетанты, вроде меня. Но Ф.Ф. Ласковский это генерал-лейтенант, выдающийся военный инженер и профессор. Он издал фундаментальный труд «Материалы для истории инженерного искусства в России» в несколько частей в период с 1856 по 1865 годы. А это значит, что крепость Грачевская была не одна. Ведь, рознятся не только размеры, но и форма и количество укреплений. Ту крепость, что обнаружили сотрудники университета, я тоже нашёл на спутниковой карте, в 2023 году, и 2 марта опубликовал по этому случаю текст «Царицынская переволока, где ты? 10». Но я, тогда, не представлял ни формы, ни размеры крепости. А прочитав работу А.С. Лапшина, знаю важные подробности, на основании которых очертил границы цитадели на фрагменте спутниковой карты, что над этим текстом. Техническое описание укреплений, для меня «тёмный лес», поэтому я, измерив габариты крепости в научной работе и на спутниковой карте, выражу это разговорным языком сплетников. «Размах крыльев» в периметре наружной звезды около трёхсот метров. От вершины среднего (верхнего) «луча», до пересечения со рвом, рассекающим маленькую звезду, - двести метров. «Размах крыльев» маленькой звезды – сто метров, со всеми вытекающими отсюда последствиями, насчёт самого корпуса крепости (внутри звезды), и размещавшегося в нём воинского контингента, в 500 солдат. Почему, я утверждаю, что в районе «канального колена» была вторая Грачевская крепость. Снова, посмотрите фрагмент спутниковой карты над текстом «Царицынская переволока, где ты? 10». Рытье Брежневского канала имеет странную геометрию, делая несколько колен. А, как известно – кратчайшее расстояние между объектами, это прямая! Так чего же было петлять, имея «шагающие» экскаваторы, карьерные БелАЗы и прочие гигантские бульдозеры? Ну, во-первых – там был древний волок между истоками речек Грачи и Ерзовка. А нужен он был, чтобы от речного порта в устье Ерзовки (притока Волги) попадать на Дон в районе устья речки Паньшинки. Не исключено, что позже (при Петре Первом), там был выкопан канал Ерзовка-Грачи, который не был «сквозным», и не имел плотин и шлюзов, но длину волока минимизировал. Что оставалось Брежневу? Поручить компетентным лицам, соединить истоки посредством плотин и шлюзов, используя старое русло канала. Это я к чему? Официальная Грачевская крепость, непосредственно входила в Царицынскую сторожевую линию, и ров, рассекающий внутреннюю звезду крепости, это и была «сторожевая линия». А зачем была нужна вторая Грачевская крепость? А Царицынская сторожевая линия не сторожила особо-важный волок (или канал?). Она защищала южные границы империи от набегов кочевых народов Дикой Степи. Да, их ударной силой была кавалерия. Но… В районе ГЭС, от Волги ответвлялась протока Ахтуба, на которой, до прихода русских, стояла столица Золотой орды – Сарай Берке (сарай – это дворец, а Берке – имя верховного хана, который перенёс сюда золотоордынскую столицу). Это была прямая угроза того, что вооружённые силы степняков, форсируют Волгу и парализуют речное судоходство между Волгой и Доном. А так же, этот заход в тыл, пресекал движение гужевого транспорта по Большой дороге Камышин-Царицын. От которого, в районе указанной мной, в предыдущем тексте, Грачевской крепости, ответвлялась к Дону Большая дорога. Это ответвление обеспечивало транспортировку грузов и пассажиров между донским перевалочным пунктом в станице Качалинской и волжским перевалочным портом в Дубовском посаде. Поэтому, без крепости, в этом районе, было просто не обойтись. А почему она была в разы меньше основной? А переправится через Волгу, можно было на захваченном у русских пароме, что сильно ограничивало воинский контингент, способный напасть на сухопутные и водно-транспортные пути. Так, спор двух гениальных инженеров, натолкнул меня на эти размышления. Но, польза была не только в этом. Я полистал и фортификационные труды Ф.Ф. Ласковского. А там, обнаружился чертёж основы Царицынской сторожевой линии – Царицынской крепости. Опубликую его в следующем тексте.
Дополнение.
Контуры внешней "звёздности" обведены не идеально. Так видно настоящие линии рвов, сохранившиеся на местности. Во внутренней звезде, они обведены более чётко, поэтому зелёные контуры перекрываются красными стрелочками. А во внешнем периметре видно, что вершина звезды смещена относительно растущих во рву деревьев. Контуры левого крыла просматриваются за крайним "сарайчиком", а ров Царицынской сторожевой линии, расположен параллельно длинной стрелке, но выше. Дальние границы правого "крыла" не видны, но основываясь на симметрии - они упираются в дорогу, которую пересекает длинная стрелка. То есть - реальный ретраншемент Грачевской крепости был более масштабным, а внутренний звёздный контур, обведённый мной, имел примерно такие размеры.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.