52. Неоконченные симфонии
Ну ладно, у Шуберта и Бетховена произведения неоконченными называются, потому что не по правилам написаны, из двух частей состоят вместо трех. Симфонии и сонаты в сонатной форме положено писать, в трех частях, а то и в четырех. А тут две. Почему? Точно не знает никто, может быть, композитор сказал всё, что хотел, и решил не продолжать.
Услышав слово «неоконченная», граждане обычно пугаются, что композитор помер, бедняга, не дописав до конца, карандаш из рук выпал, как это случилось с незабвенным мужем-математиком писательницы. Но нет, и тот и другой еще лет по пять прожили.
Шуберт еще парочку симфоний написал, Бетховен больше ни одной сонаты не создал – завершил цикл, зато написал свою последнюю 9-ю симфонию, с хором в четвертой части – «Одой к радости».
Так что не стоит горевать о композиторах, их невеселых судьбах, не для того они музыку сочиняли, чтобы поныть о своём, а чтобы слушателям помогать вырываться к свету и радости из мрака и тьмы.
И утешит музыка, и посочувствует, и горизонты раздвинет, и силы даст, чтобы жить дальше, и улыбкой порадует.
Что до страданий, искусствоведы хором твердят, что без страданий великие произведения не создаются, ни импульса, ни энергии в них не будет. Творчество сойдет на нет и иссякнет. Специалисты по мозгу с искусствоведами солидарны: центр страданий и центр творчества находятся в правом полушарии мозга в непосредственной близости. Вот так.
А тема неоконченности была, есть и будет вечной... бесконечной, и всё такое... экзистенциальной...
На этом месте своего повествования, писательница Дарья Кошкина задумалась в поисках подходящих слов. Чего бы такого умного сказать?
«Это невербально»... «симультивно-секвентально»...
Свидетельство о публикации №225121100657