Баг и Фича

Аннотация

Как понять, насколько правдоподобно играет актёр? Легко! Так же, как понять, насколько правдиво пишет автор. И в том и в другом случае – почувствовать. Этот инструмент ощущений всегда не просто под рукой, он вживлён под кожу и достаточно лишь не забывать доверять ему. Особенно важно научиться применять этот инструментарий в сегодняшнее время, когда Сергеи то и дело превращаются в «серёжки» даже без серёжек в мочках ушей, до степени смешения своими повадками напоминая Наташек. И наоборот.

Сколько наблюдаю за человечеством, этот баг с путаницей в разъёмах биоскафандра всегда имел место, а в последнее время взял да и превратился в фичу. Казалось бы ерунда, но – нет [увлечение фичей может спровоцировать тотальное землетрясение и извержение вулкана; говорят, такое уже случалось].

Ограничение по возрасту: 21+


БАГ & ФИЧА


Многих философов автору хочется идентифицировать не как досадный баг, но как фичу. Если что – самого себя автор идентифицирует мизантропом обыкновенным.

Всё началось на самом деле не с яблока. Всё началось с некорректного распознавания системой собственного интерфейса. Рай действительно был идеальной песочницей. Два прототипа – человек «Адам» и человечица «Ева» – в ней безобидно возились, получая удовольствие от нативного взаимного действия с миром и друг с другом, не подозревая о необходимости некой моральной оценки без оглядки применяемых ими в своей жизни-игре «разъёмов». И в этом смысле они были абсолютно цельными, как кремниевая пластина до травления, и целостными, как две половинки шара. Пока однажды вечерним апдейтом не был установлен глючный драйвер «Самосознание».

И вот система биоскафандра с загруженным «самосознанием» впервые увидела себя со стороны. Увидела голые провода, неприкрытые порты. Увидела фиговые листки как временное решение конфликта между открытым исходным кодом тела и компилятором кем-то и зачем-то внушённого стыда. Первый баг случился не от того, что они узнали. Баг проявился в том, что система начала требовать отдельную инструкцию по эксплуатации для каждого из своих разъёмов. Изящная простота общепринятой в локации «Рай» прошивки была нарушена запросом на категоризацию. Рай упал не от греха, грехопадения и не было, а от примитивной бинарной логики: съедобно/несъедобно, добро/зло, мужское/женское. Система разделилась сама и сама разделалась с собой. И отправилась в длительный, мучительный апгрейд, которому люди придумали такое же фИговое наименование – «Эволюция».

С тех самых пор история стала процессом маскировки того исходного/«первородного» бага. Каждая новая эпоха – новый слой краски, и новая, более сложная форма, скрывающая всё одну и ту же, давно винтажную, суть неразрешенного вопроса, который пытаются не разрешить, но отчего-то объявляют «постыдным».

Бедный Баг объявляли Грехом. Его запирали в скрижалях, в законах, в страхе ужасного ада. Но он всё равно просачивался в мифы в виде бессовестных упоминаний о гермафродитах, в странные практики жрецов-евнухов, в ночные таинства алтарных куртизанок. Система же писала поверх него гневные комментарии, но не удаляла исходник.

Затем Грех переименовали в Болезнь. Надевали на себя белые халаты и придумывали диагнозы. А заодно и новаторские по тем временам методы лечения. Пытались «лечить» током, скальпелем, гормонами. Но Баг оказался устойчив к лечению, как хитрый вирус к антибиотику. Однажды была выдвинута смелая версия, что Баг [он же Грех, он же Болезнь] – не патология, а последствия альтернативного конвейерного метода сборки биоскафандров.

И вот наступает эпоха, когда уставшие от борьбы системные администраторы [они же – философы с багом, маркетологи и активисты с агрессивной версией бага] принимают гениальное в своей абсурдности решение. Они заявляют: «Это не Баг! Это не Грех и не Болезнь! Это – эксклюзивная Фича! Премиум-опция вашей идентичности!».

Ирония в том, что, став Фичей, Баг посягнул на священный матрёшечный переворот. Он не освободил сущность. Он создал новую, более сложную тюрьму из бесконечного выбора гендеров. Задача сместилась с «подавления сбоя» на «кастомизацию интерфейса». Кастомизация стала важнее операционной системы. Пользователи уже и забыли, какая прошивка у них была. Система больше не ищет истину или суть – она выгодно продаёт подписку на поиск идентичности с ежемесячным обновлением модных аватаров. Теперь вы рискуете, утром выйдя из дома «гетеросексуальным мужчиной 1.0», вернуться вечером совершенно другим, скачав из облака образ «тревожной феи 2.0» с набором новых ужимок, жестов, тембром более тонкой тональности и длинным списком претензий к миру.

А пока, объединённый цветами украденной у детей радуги, Запад, высунув от напряжения язык и склонив на бок голову, с упоением пытается нарисовать усы матрёшкам, а из статуэток немецких медведей сделать свиней-копилок, – в лаборатории с вывеской «островная Япония» успешно проводят радикальный эксперимент. Они там особо и не борются с Багом и даже не празднуют бесстыжую в своей яркости шумную Фичу. Они тихой сапой пытаются деинсталлировать само приложение со странным названием «Sex».

Асексуализация – это не провал. Это – осознанный даунгрейд. Это решение, что энергия, требуемая для поддержания всей этой сложной системы «гендерно-сексуальной сборки», превышает получаемый от неё юзер-экспириенс. Зачем кастомизировать разъёмы биоскафандра «папа/мама», если можно перевести их в «авиарежим»? Зачем пытаться вырезать из куска дерева живую куклу, если можно жить простым, тёплым, цельным бруском дерева? Их «скандал» – в отсутствии скандала. Их бунт – в тишине. Они так и не починили Баг [справедливости ради – никто не починил] и не стали раскручивать Фичу. Они решили выключить биологический коннектор своего устройства и наслаждаться видами цветения сакуры и тишиной собственного кода.

Postscriptum

Эта история похожа на анекдот про то, как голый европейский король в женских туфлях на шпильках, устав от поисков идеальной формы и модели трусиков, сначала объявил свою наготу трендом, а потом и вовсе решил, что идентифицировать себя грозным медведем с ми-ми-мишными бархатными подушечками наманикюренных лапок – гораздо удобнее. И знаете что? Он по-своему даже счастлив.


Рецензии