Человек сего податель причина создатель! фраза чел
ФРАЗА «ЧЕЛОВЕК СЕГО ПОДАТЕЛЬ;—;ПРИЧИНА;—;СОЗДАТЕЛЬ!» НОСИТ ФИЛОСОФСКО СИМВОЛИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР И ДОПУСКАЕТ НЕСКОЛЬКО ТРАКТОВОК. РАЗБЕРЁМ ЕЁ ПО ЭЛЕМЕНТАМ.
РАЗБОР СТРУКТУРЫ
1. «ЧЕЛОВЕК»
ИСХОДНЫЙ СУБЪЕКТ ВЫСКАЗЫВАНИЯ. ПОДЧЁРКИВАЕТСЯ ЕГО ЦЕНТРАЛЬНАЯ РОЛЬ: НЕ АБСТРАКТНАЯ СИЛА, А ИМЕННО ЧЕЛОВЕК ВЫСТУПАЕТ ДЕЙСТВУЮЩИМ НАЧАЛОМ.
2. «СЕГО ПОДАТЕЛЬ»
o «СЕГО» — УКАЗАТЕЛЬНОЕ МЕСТОИМЕНИЕ (УСТАР. «ЭТОГО»).
o «ПОДАТЕЛЬ» — ТОТ, КТО ДАЁТ, ПОСТАВЛЯЕТ, ПЕРЕДАЁТ.
ВМЕСТЕ: «ТОТ, КТО ДАЁТ/ПОСТАВЛЯЕТ ЭТО (НАСТОЯЩЕЕ, ТЕКУЩЕЕ, АКТУАЛЬНОЕ)».
ВОЗМОЖНЫЙ СМЫСЛ: ЧЕЛОВЕК — ИСТОЧНИК ТОГО, ЧТО СУЩЕСТВУЕТ «ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС»; ОН ОБЕСПЕЧИВАЕТ БЫТИЕ ТЕКУЩИХ ЯВЛЕНИЙ, ПРОЦЕССОВ, ВЕЩЕЙ.
3. «ПРИЧИНА»
o В ФИЛОСОФСКОМ СМЫСЛЕ — CAUSA (ЛАТ. «ПРИЧИНА»), НАЧАЛО, ПОРОЖДАЮЩЕЕ СЛЕДСТВИЕ.
o УКАЗЫВАЕТ НА КАУЗАЛЬНУЮ РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА: ОН НЕ ПРОСТО ПЕРЕДАЁТ, НО И ИНИЦИИРУЕТ, ЗАПУСКАЕТ ЦЕПОЧКИ СОБЫТИЙ.
4. «СОЗДАТЕЛЬ»
o АКЦЕНТ НА ТВОРЧЕСКОМ, СОЗИДАТЕЛЬНОМ АКТЕ.
o ПОДЧЁРКИВАЕТ НЕ ПАССИВНУЮ ПЕРЕДАЧУ, А АКТИВНОЕ ФОРМООБРАЗОВАНИЕ: ЧЕЛОВЕК НЕ ТОЛЬКО ПРИЧИНА, НО И АВТОР, КОНСТРУКТОР РЕАЛЬНОСТИ.
ВОЗМОЖНЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
• АНТРОПОЦЕНТРИЗМ. ЧЕЛОВЕК — ЦЕНТР МИРОУСТРОЙСТВА: ОН ДАЁТ СМЫСЛ И ФОРМУ «СЕГО» (ТЕКУЩЕЙ РЕАЛЬНОСТИ), ЯВЛЯЕТСЯ ЕЁ ПРИЧИНОЙ И ТВОРЦОМ.
• ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АКЦЕНТ. ЛИЧНОСТЬ САМА СОЗДАЁТ СВОЙ МИР: ТО, ЧТО «ЕСТЬ», СУЩЕСТВУЕТ БЛАГОДАРЯ ЕЁ ДЕЙСТВИЮ, ВЫБОРУ, ВОЛЕ.
• ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОТТЕНОК (ЕСЛИ КОНТЕКСТ РЕЛИГИОЗНЫЙ). ЧЕЛОВЕК КАК СО ТВОРЕЦ: ПОЛУЧАЯ ДАР БЫТИЯ, ОН СТАНОВИТСЯ ПРИЧАСТНЫМ К СОЗИДАНИЮ, ПРОДОЛЖАЯ АКТ ТВОРЕНИЯ.
• ПРАГМАТИЧЕСКАЯ ТРАКТОВКА. ЧЕЛОВЕК — ИСТОЧНИК ИЗМЕНЕНИЙ: ОН ПОСТАВЛЯЕТ РЕСУРСЫ, ЗАДАЁТ ПРИЧИНЫ И СОЗДАЁТ РЕЗУЛЬТАТЫ В СВОЕЙ СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
• ТИРЕ МЕЖДУ ЭЛЕМЕНТАМИ СОЗДАЁТ ГРАДАЦИЮ: ОТ «ПОДАТЕЛЯ» (ПЕРЕДАЧА) К «ПРИЧИНЕ» (ИНИЦИИРОВАНИЕ) И «СОЗДАТЕЛЮ» (ТВОРЕНИЕ).
• КАПИТАЛИЗАЦИЯ ПОДЧЁРКИВАЕТ САКРАЛЬНЫЙ ИЛИ ПРЕДЕЛЬНО ЗНАЧИМЫЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА В ЭТОЙ СХЕМЕ.
• АРХАИЧНОЕ «СЕГО» ПРИДАЁТ ВЫСКАЗЫВАНИЮ ТОРЖЕСТВЕННЫЙ, ПОЧТИ РИТУАЛЬНЫЙ ОТТЕНОК.
ИТОГ
ФРАЗА УТВЕРЖДАЕТ:
ЧЕЛОВЕК НЕ ПРОСТО УЧАСТНИК РЕАЛЬНОСТИ, А ЕЁ АКТИВНЫЙ ИСТОЧНИК — ОН ДАЁТ ЕЙ БЫТИЕ («ПОДАТЕЛЬ»), ПОРОЖДАЕТ ЕЁ ДИНАМИКУ («ПРИЧИНА») И ФОРМИРУЕТ ЕЁ СУЩНОСТЬ («СОЗДАТЕЛЬ»).
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЗАВИСИТ ОТ КОНТЕКСТА (ФИЛОСОФСКИЙ, РЕЛИГИОЗНЫЙ, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ), НО ЯДРО СМЫСЛА — УТВЕРЖДЕНИЕ СОЗИДАТЕЛЬНОЙ МОЩИ ЧЕЛОВЕКА.
Свидетельство о публикации №225121100691