Манифест Никиты Михалкова. Эволюция взглядов

Давняя статья, которую перепечатываю здесь с небольшими исправлениями и добавлениями.

 
…Манифест Михалкова, можно назвать манифестом «обратного хода». В церковном языке девятнадцатого века было такое определение, которое выражало желание церковных «консерваторов», вернуться к «подлинному» православию, в прошлое.
Перечисление мыслителей и политиков, чьи взгляды послужили базисом для идеологии манифеста «просвещенного консерватизма», (Леонтьев, Столыпин, Ильин...) прямо отсылают нас на столетие с лишним назад, не столько в российскую империю, сколько в российскую монархию.
Из этого и надо исходить, анализируя и оценивая значение этого манифеста, потому что странным образом, этот «просвещенный консерватор», игнорирует историю Советского Союза и делает вид, что он ничего не знает о Великой Октябрьской революции, и воздействии её на всю последующую мировую историю, прежде всего, конечно, на историю России.
Никита Михалков – этот «продукт» позднего социализма и комсомольского «энтузиазма», ни словом не касается опыта революционных преобразований, который позволил произвести не только коллективизацию и индустриализацию страны, но и совершить научно-техническую революцию и сделать грамотность и культуру, достоянием народных масс...

Михалков и его сторонники (трудно поверить, что этот текст писал сам Никита Сергеевич), с преувеличенным пафосом молодых выпускников факультета ораторского искусства, зовут россиян в «светлое, капиталистическое будущее», туда, где страна и наши предки уже побывали более столетия назад.
Поэтому, слова о будущем России в системе координат «обратного хода», воспринимаются как издёвка, или идеологизированные «стёб» циничного лицедея.
На мой взгляд, появление такого манифеста, является одной из попыток, класса финансовых и культурных «олигархов», заморозить «завоевания» Контрреволюции, то есть состояние Реставрации на долгие годы.
Вместе с тем, рассматривая историческую ситуацию сложившуюся не только в России, но и во всём мире, мы не можем не отмечать возрастание роли консерваторов в политических событиях последнего времени.
Даже записные «либералы отрицают прогрессивность мультикультурализма, а их высказывания и действия (вспомните высылку цыган из Франции) напоминают нечто существовавшее в Европе, ещё семьдесят лет назад.
Идёт заметное уклонение «в право», что в итоге, может привести к «новому фашизму», теперь уже с «либеральным» уклоном...
Однако, не консерватизм, а борьба с этой вечной традиционной идеологией «успокоения и успокоенности», будут движущим моментом постепенного возвращения России в число стран, пытающихся выстроить новые социальные, экономические и духовные принципы бытия, основанные на идеологии «развитого», реформированного христианства.
Как показывала и показывает нам история европейских и мировых Революций, Реставрация которую Михалков определяет как состояние «вечное», не продлится долго.
Как мне кажется, уже в ближайшем будущем, через череду малых революций, бунтов и реформ, завоевания исторического социализма будут восстановлены, но только с учётом ошибок и положительных черт переходного периода.
О том, что это разрушение Реставрации «при дверях», нас предупреждают мировые финансово-экономические кризисы, потрясающие весь земной шар.
Очевидно, что накопившиеся стратегические ошибки, «развитого капитализма», рано или поздно приведут нас к системному кризису, который и спровоцирует новые революции, которые не будут похожи на предыдущие.

Отдельно, надо сказать о роли Русской Православной Церкви в этом консервативном «проекте».
На мой, «непросвещённый» взгляд, экономические и социальные успехи Запада, за последние четыреста лет, обусловлены Реформацией и секуляризацией Церкви и церковников.
Эта церковная, христианская революция, приблизила веру и подлинную религиозность к простому человеку, а свобода воли, позволила трезво взглянуть и воспротивиться фарисейству и лицемерию официозной Церкви.
Да и в самом католичестве, против официозной версии которого был направлен бунт протестантов, благодаря Реформации произошли разительные перемены, которые вывели веру на новый качественный и духовный уровень.
О последствиях Реформации в Западной Европе, можно много говорить, но примечательно, что даже для консерваторов в России, уровень и стиль жизни в Европе были и есть образец, с некоторыми поправками на русскую специфику, к которому надо стремиться.
Нечто подобное, предстоит пережить и русской Церкви - иначе нас ждёт победа «обратного хода», суеверия вместо духовности и христианства, и возобладает «обскурантизм», издавна присущий русскому псевдо-церковному, консервативному сознанию.
Один из путей, которым только ещё предстоит пройти Русской Церкви, будет путь постепенного растворения подлинно христианского (не официозно – церковного) сознания в народной культуре, как это произошло в странах Западной Европы и Америки, в странах не только протестантских, но сегодня и в католических.
Духовную свободу, ведущую к свободе воли и к свободе
 созидательного поступка, нельзя воспитать на основе «православного предания», которое напоминает засушенную мумию «религиозности» полутора тысячелетней давности.
В ныне существующей российской церкви, по сути, отсутствует не только религиозность, но и христианское сознание, как таковое.
Сегодня, вместо идей Христа и Нового Завета, в официальной церкви царят лицемерное фарисейство, суеверия и поддерживающий это культ обрядоверия. И жалко, что это не понимают не только многие церковные иерархи и так называемые «богословы», но и светские политики, которые хотели бы использовать воспитательный потенциал христианства.
 Если, сегодняшнюю Церковь, не реформировать на основах Писания и Нового Завета, то такое «воспитание», станет главным тормозом для процесса реформирования и модернизации страны...

Отношение к Революциям и к Русской Революции в частности, в этом манифесте вполне контрреволюционное и Михалков, судя по всему не понимает, что социальные и религиозные революции – есть продолжение природных катаклизмов, через которые в природе преодолеваются застойные процессы, процессы гниения. Перефразируя Гегеля, можно сказать, что Революции подобны свежему порыву сильного ветра, который очищает воду, проносясь над загнивающим озером.
Природа, в том числе природа человеческих отношений, на мой взгляд, использует «революцию», в социальном смысле, как толчок в будущее разрушая старое и умирающее – это можно назвать социальной Революцией, то есть эволюцией общественных отношений!

Распространяется этот взгляд и на религиозные революции. «Революция» Иисуса Христа, произведённая им две тысячи лет назад, и  Новый Завет, как идеология движения в будущее европейской цивилизации, помогли ей пройти, через долгие периоды неприятия и преследования сторонников Христа и занять передовое место в сегодняшнем цивилизованном мире.
Но и сегодня, любое отступление от Заветов Иисуса Христа в современном мире, обрушивает страны, народы и континенты в кровавое Средневековье.
Последний всплеск язычества в Европе – немецкий нацизм, стоил миру и России более пятидесяти миллионов человеческих жизней, разрушению экономики и человеческих отношений.

Сегодня, мы вновь можем видеть, как нарушатся Христовы заветы свободы, равенства и братства ,и именно это является главной причиной не только войн, но и экономических кризисов.
Именно поэтому, страны Азии и Латинской Америки, усваивая уроки кризиса системы капитализма и победы социалистических, христианских принципов в социальной и экономической жизни, примером может служить Китай, начинают постепенно выбираться из болота отсталости и, развиваясь, начинают обгонять по темпам развития европейцев не только а Старом Свете, но и в Америке.

... А что же нам предлагает Михалков, в качестве стратегической, жизнетворящей цели?
Думаю, что он и его сторонники, похоже поверили, что в далёком «прошлом», «мы» оставили неограниченные, неиспользованные резервы, которые помогут «нам» выстроить благодатное будущее - кажется, именно эти предположения и стали краеугольным камнем этого политического манифеста.
Михалков и его соратники призывают нас поверить им на слово и запомнить лозунг: «Вперёд, в светлое прошлое!»
В этом, они они напоминают человека, который видит и понимает цель впереди, но движется назад, старясь не терять из виду цель и смысл движения.
Они пафосно призывают всех действовать не зная как, и в который уже раз хочется процитировать буддисткий афоризм:
«Действие не устраняет незнания, так как не противоречит ему»!
Этот манифест можно назвать идеологией российских «олигархически – образованческих» элит.
Но у Михалкова, исходя из его жизненного опыта и привычки всегда быть на плаву и среди победителей, просто не хватает честности признаться в этом.
В этом манифесте, он только намекает, что надо увековечить сегодняшнее положение и признать, что у власти должны быть те, кто «едет», и узаконить бесправное, рабское положение тех «кто везёт»!

 Эта позиция полностью антихристианская и непонятно, как «православный» Михалков этого не осознаёт!
Его инвективы против Революции - это яростное отрицание подлинного христианства, с его основополагающими принципами свободы, равенства и братства.
Другой вопрос, что многие сегодняшние иерархи Русской церкви стоят на этих же позициях, что и доказывает тезис о необходимости Реформации в российской Церкви.
В определённом смысле Михалков, рассуждает как язычник и немножко напоминает шамана, который громко бьёт в бубен и повторяя многократно - «Обратный ход, обратный ход, обратный ход...», впадает в экстаз и уже ничего не видит и не слышит в окружающем его реальном мире.
И в этом «камлании» ему помогают талант и известность лицедея и кинодеятеля.
Но я ещё помню его фильм «Свой среди чужих...», полный революционного задора и героизации борцов за правое народное дело, а сегодняшнее оправдание консерватизма и шельмование революции, вызывает невольный протест и вопрос, - так когда же ты был искренен? Тогда или сейчас?
Кажется, что тогда он был воодушевлённый идеями равенства и братства творец, а сегодня выступает уже как хитрый и лицемерный политик, старающийся, через пафос намерений и стремления к переменам, обольстить простодушного зрителя и читателя!
Ещё меня немного коробит частое употребление имя Творца «всуе», его запанибратское отношение с Богом, как с союзником и разделяющим его взгляды.
 Конечно, этим грешит и русское официальное православие и многие церковные активисты, которые часто говорят, что у католиков или у протестантов Бога уже нет, и что «Бог пребывает только с нами, с «православными».
Невольно хочется спросить этих нескромных «богоносцев» – а как вы объясните, что в России сегодня совершаются многие зверские немотивированные убийства, даже ритуальный каннибализм, что мошенничества и взятки стали обычным явлением, что сирот и беспризорных сегодня в стране больше, чем после потрясений в Великой Отечественной и в Гражданской войнах?
И ответить им нечего!
А мне вспоминаются слова Иисуса Христа, сказанные вот таким «православным» фарисеям твердящим «Господи, Господи!»
Он сказал тогда: «Отойдите от Меня, творящие беззакония!»

В обсуждении проблем семьи, манифест перечисляет, что надо делать, чтобы семью укрепить, но не говорит, как это можно реально сделать - ведь в стране, где царствует олигархический, бандитский капитализм, где во главу угла поставлено личное преуспеяние, и деньги подменили Бога, невозможно воспитать не только благородных и честных отцов, но и целомудренных, чистых и добрых матерей!

И о чём бы не «мечтал» в этом манифесте Михалков, во всём, поперёк его мечтаний и дорог ведущих в будущее, встаёт идол Золотого Тельца, как «икона» российской современной действительности.
Не видеть этого Михалков не может и поэтому, трудно поверить во все его планы и обещания, устроенные на этом самом Золотом тельце, как на краеугольном камне «просвещённого консерватизма».
И здесь Михалков смыкается с «либералами», которых громит и отрицает, но которые, во времена Елцина, тоже обещали многое, тоже «хотели», но в итоге разворовали страну, да ещё и гордятся этим как достижениями «демократизации» страны.
Невольно хочется напомнить Михалкову современный циничный русский афоризм: «Хотеть не вредно!»
Этот афоризм стал со временем сутью идеологии «либеральной образованщины», но судя по всему, он устраивает Михалкова с «командой»!

И ещё одна странность этого манифеста - похоже Михалков частную собственность считает искренне характерной чертой христианского мира, но это далеко не так - именно частной собственности, в том числе и на людей – рабов, противостоял Иисус Христос в древнем Израиле, но этот пункт был одним из основных в Его обвинении от лица Синедриона.
Ведь Он хотел освободить этих рабов и сделать их сынами «Царствия небесного».
Видимо Михалков очень невнимательно читал Евангелия, где приводится множество высказываний Мессии против богачей и «благоустроенных» фарисеев.
Частная собственность никак не согласуется с призывом Христа, своим сторонникам, взять свой крест и следовать за ним.
Но ведь Никита Михалков уверен, что он истинный христианин и отсюда его патетический тон, которым переполнен манифест.
Отсюда же наверное и призывы к Богу, который, по замыслу создателей манифеста, на их стороне, однако мне кажется, что это не так и скорее всего не может быть так!

Читатели этой статьи могут мне возразить и спросить:
–Так что же надо делать, чтобы выстроить государство с равной возможностью иметь в начале жизни общие, равные условия развития и способствовать укреплению семьи!
Для начала, как мне кажется, надо сделать образование, медицину и прочие социальные бонусы-выплаты государственной нормой!
А для сохранения семьи, обеспечивать людей не только жильём и работой, но и уничтожить причины сладострастия, где без нравственных, религиозных принципов не обойтись – деньги тут мало что решают!
Ну и конечно надо уничтожить причины разврата, к коим относится легализованная проституция, и распространение порнографии, «воспитательный» эффект которой, мало кто из социологов замечает!
Например в Китае порнография запрещена и как видим, семьи там большие, а потому, на время даже ввели закон – «один ребёнок на семью».
В России же, большая проблема с рождением детей и поэтому, наряду с узаконением разного рода социальных бонусов беременным женщинам и многодетным матерям, необходимо постепенно запрещать аборты (делать их только по показаниям врачей), и обязательно запретить порнографию, которая развращает не только молодёжь, но и детей!
(Всхлипывания о свобода и правах женщин тут неуместны).

И странно, что православная церковь молчит по этому поводу, хотя это и станет одним из христианских, церковных добрых дел!
И я уже много раз писал, что уроки истории христианской нравственности, необходимо вводить не только в школах, но и в вузах
и свобода вероисповеданий тут совсем не причём, потому что человек не может считать себя культурным, если по окончанию университета не знает историю жизни Иисуса Христа и становления христианства – основы европейской цивилизации!


                Октябрь 2010 года. Лондон. Владимир Кабаков


Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский Альбион»: http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/  или в литературно- историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal 


Рецензии