Чужие подъезды

(Rock & blues в 2-х действиях)
МНДТ,  режиссер-постановщик Вячеслав Долгачев.

«Не суетись, допускай все до лифчика, а до сердца пусть не идёт».
(Любимая поговорка Ильи из «Чужих подъездов» Дины Рубиной)

«У Ильи был дом, где все друг друга очень любили, но никто никого не уважал», — так начинается коротенькая повесть Дины Рубиной «Чужие подъезды». Интригующе, не правда ли? Режиссёр-постановщик Вячеслав Долгачев и талантливая команда Нового Драматического театра сделали из этого произведения яркую, музыкальную и очень волнующую постановку аж на два с половиной часа.

Этот спектакль — о любви: потерянной, но не прошедшей. О любви Ильи (Евгений Кениг) к Наташе (Екатерина Демакова), вспыхнувшей с новой силой при их встрече 10 лет спустя после расставания. А ещё о простой, бесхитростной любви Бабани (Татьяна Кондукторова) к своему внуку — такому, каков он есть, со всеми его недостатками. О любви к сыну отца-изобретателя (Сергей Моисеев), давно ушедшего из семьи, но специально оборудовавшего в своей квартире ещё одно спальное место: а вдруг сын когда-нибудь у него заночует?
И конечно, о беззаветной материнской любви, пусть даже и частенько ругает мама Валя своего Илью, называя его «Улиткой, млекопитающим». Вот так вместе, «в одном стакане»…
Но все это лишь потому, что трудно было смириться матери, что сын ее, такой весь из себя талантливый, на работе и в жизни откровенно страдает фигней.

Да, эта постановка — ещё и о призвании человека и смысле его жизни. Ведь Илюша с его писательским талантом мог бы не только неплохо зарабатывать, но и приносить куда бОльшую пользу людям, нежели сочиняя в газете вопросы якобы от домохозяек и сам же на них отвечая.

Этот спектакль — о семье: не только любви, но и уважении, кои должны царить в этой маленькой «ячейке общества».
Он о совести, проснувшейся вдруг в нашем герое, и воплотившейся на сцене то ли в сон, то ли в грустную действительность. И после этого бешеного, душераздирающего танца Матери, которая «устала казаться стальной», зрители кричали «браво» актрисе Ирине Мануйловой!

«Чужие подъезды» — пример спектакля с очень удачной сценографией. С легкой руки художника-постановщика Маргариты Демьяновой и артистов, облачённых в чёрные одежды, «хрущебы» на колесиках волшебно превращаются в интерьеры квартир и офисные кабинеты. Музыкальная группа «Прайд» все время находится на сцене, радуя зрителей то мощным посылом «если стало тесно, если стало пресно, — выходи на танцпол и танцуй рок-н-ролл!», то драйвовыми ритмами песенки, под которую на сцене дает жару мама…

«Серые будни, серые лица,
В небе летают серые птицы.
Каждое утро, серые люди
Вновь проживают серые будни», — эту песня авторства Алексея Спирина и Ларисы Казаковой я уже слышала где-то на просторах Интернета.
Тексты песен появляются на заднике сцены, как-то быстро застревая в мозгу.

Спектакль сей хорош ещё и тем, что он рисует обычную, типичную для всех нас ситуацию. Написанная 45 лет назад, коротенькая повесть Дины Рубиной очень современна. Каждому из нас, взрослому и считающему себя неглупым человеку, приходилось оказываться в ситуации, похожей на ту, которую прожил наш герой:
«Я наказан сполна,
Я прошёл муки ада.
Я наказан за все,
Только больше не надо…»
А многим из нас посчастливилось испытать еще и  «волшебный пендель», который пусть больно и грубо, но зато быстро и действенно выводит из состояния равнодушного отношения не только к окружающим, но и к себе, любимому.

Практически «открытой» концовке спектакля, как мне кажется, от души поаплодируют современные арт-терапевты, о существовании которых во времена написания повести «Чужие подъезды», и понятия не имелось.  Исцеление через творчество — что может быть лучше, безболезненней, приятнее?
И как же классно послушать после множественных волнений сказку о двух Рыцарях, любивших одну и ту же Даму. И пока они, соревнуясь, совершали во имя нее подвиги, Колбасник Эндрю подсуетился — да и взял ее в жены!
Скажете, не нужна нам такая Дама, меркантильная до безобразия? А Рыцари так вообще недостойны гордого звания сего, ибо на самом деле — полные лажовщики? А давайте-ка взглянем на историю сию под другим углом. Пока Рыцари три года неизвестно где (и с кем) шастали, Колбасник делом занимался да денежки копил. И все для неё, для любимой Дамы своей…
Эта сказка волшебно исцеляет и возвращает домой, в семью, как ревнивца «Колбасника», так и опомнившегося «Рыцаря без Страха и Упрёка».

Очень честным и волнующим получился этот спектакль. После его просмотра хочется улыбнуться всему миру; обсудить просмотренное с пожилой, доселе не знакомой тебе зрительницей. И, доехав до дома, позвонить родителям и Бабане, и узнать, как они там, без тебя…


Рецензии