Псалом 103, 29-30

I. Псалом 103(104):29–30

тастир панэха йиббаhэлун
тосэф рухам йигваун
ве-эль афарам яшуву
тэшаллах рухэха йиввар’ун
утэхаддэш пнэй адама

Современный перевод:
«Скрываешь лицо Твоё — они в смятении.
Берёшь их дух — и они умирают, и снова становятся прахом.
Посылаешь Дух Твой — и они рождаются заново;
так Ты обновляешь лицо земли.»

Литературный перевод:
«Сокроешь лик Твой — они устрашатся;
отнимешь дух их — и они исчезнут, и в прах свой возвратятся.
Пошлёшь Дух Твой — они будут сотворены,
и Ты обновишь лицо земли.»

Буквальный перевод:
«Ты скроешь Лицо Твоё — они испугаются.
Ты заберёшь дух их — они умрут и в прах обернутся.
Ты пошлёшь Дух Твой — они сотворяются [вновь].
И Ты обновляешь лицо земли (земную поверхность).»

II. Комментарий к Пс 103(104):29–30

Это один из ключевых текстов о зависимости жизни от Божьего Духа.

Эти стихи описывают круг жизни, который существует только потому, что Бог поддерживает мир Своим присутствием. Псалмопевец показывает: творение не «заведено» однажды, как механизм. Оно ежесекундно зависит от Отца Жизни  — Его внимания, благоволения и Духа (Дыхания).

1. «Ты скроешь Лицо Твоё — они испугаются»

«Лицо» Бога — это образ Его благосклонности и заботы, подобно Родителю следящему за младенцем в колыбели.
Когда псалмопевец говорит о сокрытии Лица, он описывает не каприз Бога, а факт:
когда Божий свет и благодать отходят, жизнь сама по себе не может удержаться.
Творение приходит в смятение, потому что утрачивает Источник Жизни во вселенной.

2. «Ты заберёшь дух их — они умрут и в прах обернутся»

Еврейское руах означает и «дух», и «дыхание».
Псалмопевец подчёркивает, что сама способность жить —
дыхание, жизненная сила — не принадлежит человеку по праву, а даётся Богом.
Когда Бог «забирает дух», творение возвращается туда, откуда было взято —
в прах, в первооснову земли, в атомарную материю.

Это — напоминание о естественной ограниченности сотворённого.

3. «Ты пошлёшь Дух Твой — они сотворяются»

Бог не оставляет землю (материю) в состоянии распада.
Тот же самый Дух, который «парил над водами» в начале мира,
продолжает творить и обновлять жизнь.
Псалмопевец видит: каждый новый цикл рождения,
каждое обновление жизни — это не просто биология,
а продолжающееся творчество Бога в масштабах вселенной.

Быт 2:7: «…сотворил Господь Бог человека (адам) из праха земли (адама)».

4. «Так Ты обновляешь земную поверхность»

Это ключевая фраза.
Бог не только создал мир однозначно и ушёл;
Он ежедневно обновляет лицо земли,
вдыхает жизнь в то, что истощается,
восстанавливает порядок там, где наступает хаос.
Для поэта это — непрерывное чудо,
в котором мир находится между смертью и жизнью,
и Бог — единственный, Кто поддерживает равновесие.

5. Что эти стихи открывают о Боге

Бог — не далекий наблюдатель, а непосредственный Источник жизни.
Жизнь не автономна: она держится на доверии и обращённости к Богу.
Даже смерть — не конец, потому что Бог продолжает творить и обновлять.
Дух Божий — сила воскресения, обновления, возрождения.

Псалом 103(104):29–30 — это не просто наблюдение за природой.
Это богословие жизни:
всё, что существует, существует только потому, что Бог смотрит на мир Своим Лицом
и дышит на него Своим Дыханием.
Дух Бога возвращает жизнь вновь —
и жизнь на Земле продолжается.


Рецензии