Вертолётчики-афганцы на о. Сахалин
Возвращаюсь к воспоминаниям об острове Сахалин. Есть один интересный эпизод(да не, ни один, конечно), связанный с аэродромом Леонидово. Один из них, это перелёт туда, вертолётчиков- "афганцев", которые прибыли к месту своей постоянной дислокации- гарнизон Леонидово, остров Сахалин. А, дело было так...
***
Леонид Шамрай и его штурман, в моём лице, назначены дежурить на КДП, то есть руководить прилетающими и перелетающими одиночными самолётами на аэродроме АС"Леонидово". Дежурство проходило штатно, воздушная обстановка над нашей точкой - полный штиль. Как вдруг, во второй половине дня, от Оперативного дежурного приходит информация, о том, что на нашу точку следует, перелетающий из Канска, вертолётный полк. Наша задача - встретить лидера группы, обеспечить его посадку на наш аэродром. Ничего собственно необычного, вертолёт, так вертолёт. Встретим. Посадим.
***
Через некоторое время на экране ИКО(индикатор кругового обзора) появляется "засветка" от вертолёта, докладываю об этом командиру, а через минуту командир вертолёта выходит с нами, по радиостанции, на связь. Запрашивает условия для захода на посадку и получение от нас - "Добро"(то есть разрешение на подход к точке и собственно посадку).
...245-й, разрешаю снижение до 700 метров!- подаёт очередную команду РП(руководитель полётами) Леонид Шамрай и получает от вертолётчика квитанцию: "245, принял, снижение до 700 разрешили!".
Всё просто. Снижение по глиссаде и посадка. Погода отличная, видимость "миллион на миллион" то есть, простые метео условия на посадке. Однако далее происходят непонятные вещи. Идущий на посадку вертолет и не думает снижаться! Идёт точно на полосу, но явно выше глиссады, о чём и периодически сообщает в эфир дежурный "посадочник"...
... -Полосу наблюдаю, разрешите посадку!?- раздаётся в динамике.
- 245,Вас наблюдаю,высоковато идёте!!!- чуть с напряжением в голосе, информирует вертолётчика, Шамрай.
- Нормально иду, я ж не самолёт! - бодро отвечает тот.
- На посадочном -штиль.Посадку разрешаю!- командует РП.
- Понял, разрешили!
Беру бинокль и выхожу на балкон КДП смотреть посадку вертолёта. Через окуляры бинокля вижу вертолёт на посадочном курсе, идёт правее ВПП, и на самом деле, высоко!
- Он чего? Не видит что-ли полосу?! Или заходит "за шторкой"?! - бормочу себе под нос(для тренировки захода на посадку по приборам, лётчики закрывают лобовое стекло специальной шторкой).
Вертолёт тем временем пролетает прямо над крышей КДП, зависает над рулёжкой...и камнем устремляется к земле!!!
-Вот им и капец!!!- молнией пронзает мозг страшная мысль.
Однако, у самой земли, яросто взревает двигатель вертолёта... и он у самой земли зависает над бетонными плитами рулёжной дорожки!!!
Посадка! Выключается двигатель. Тишина...
Вбегаю в помещение КДП, с порога кричу: "Лёнька!!! Ты видел!!! Едва не убились вертолётчики!!! Чего там с ними произошло -то?!! Мать перемать...
- Хрен их знает!Не кипишуй!Подымутся на верх КДП- расскажут!!! - слышу в ответ.
***
Через пять минут, после посадки вертолёта -лидера.
В помещение КДП входят два пилота. На вид 25 лет, может ,чуть старше. Одеты не в лётные комбинезоны(комбезы), а в парадную синюю, ВВСовскую форму. На лицах-лучезарные улыбки. Протягивают правые руки для приветствия: - Здорово, мужики!-затем представляются. Я машинально жму руку, которую мне протянул вертолётчик и не могу оторвать взгляда от его мундира, точнее что разместилось на нём. А, посмотреть, было на что! На правой стороне, выше, привычных глазу -Знака классности, "поплавка" о высшем образовании и Знака Гвардия, красуются два ордена Красной Звезды, а с левой - орден Боевого Красного Знамени!!! У второго пилота на один орден меньше, но тоже я вам скажу не слабо! Про медали, даже не хочу говорить. Узнал в них, две, которые имелись и в моём "арсенале", за выслугу лет...
Похоже у Леонида, от "иконостаса"наград, у пилотов, в голове роились аналогичные моим, мысли, но он, с напускной строгостью, обращается к орденоносцам: -А, что за хрень, исполнялась Вами на посадочном? Команды мои не слышали?!
-Парни, извините!!! После Афгана, по другому не можем садиться! Инстинкт выживания, так сказать, срабатывает. Это,чтоб "духи" при посадке не сбили - флюгируешь винты и колом -вниз!!!У земли - "выхватываешь" машину и... посадка! Иначе "Стингер"** может прилететь в брюхо!- без особо извиняющегося тона, ответствует, по видимому, командир "вертушки".
**Для "неискушённых" в терминах: "Стингер" - переносной зенитно-ракетный комплекс(ПЗРК), поставляющийся пиндосами, моджахедам Афганистана.
- Ладно, проехали, - соглашается Шамрай.
Командир вертолёта, оказался моим тёзкой, что, как-то быстро сблизило нас, при дальнейшем общении. До прилёта остальных вертушек полка времени было -"вагон и маленькая тележка", начался непринуждённый разговор, точнее "викторина": вопрос- от вертолётчиков, ответ -от нас. Примерно "викторина" выглядела примерно так:
- Ну, рассказывайте, что за на острове Сахалин, "житуха"? -вопрошает Михаил.
Мы попеременно с Леонидом, начинаем излагать климатические условия острова, географическое положение, маршруты следования и особенности передвижения к "очагам цивилизации"острова...
-Э-э-э, стопэ!!!- прерывает нашу лекцию из Википедия, нетерпеливый вертолётчик , - Вы скажите, есть ли пиво, поблизости, и как до него добраться?!
Тут я, беру инициативу в свои руки: подробно рассказываю про тётю Дашу(продавца пивного ларька, писал я про неё раньше). Только, одна беда, до ларька пешком далековато, а автобусы и "попутки" редко проезжают возле нас...
- Не, беда!- смеётся Михаил,- Мы же вертолётчики!!! Вжик!!! И мы на месте! Затарились и вжик - уже дома! А, если ларёк металлический и имеет "уши", то зацепим "за уши" и перетащим прямо в гарнизон, вместе с тётей Дашей!
Дошли в вопросах и до планируемого размещения личного состава полка. Тут блеснул, своими познаниями в данной теме, мой командир.
- Слышал я, что вас планируют разместить в посёлке Леонидово, большую часть, ну, а руководству, возможно и в Паранайске найдут жилплощадь. Только, предупреждаю сразу, в Леонидово, в основном дома с печным отоплением! Так что, кое-кому придётся озадачиться дровишками, угольком, чтоб пережить зиму, а она тут снежная, холодная...
- Ха! -усмехнулся Михаил,- А ты знаешь где мы жили в Канске, больше года, после выхода из "афгана"??!- и выдаёт: - В бассейне!
- В бассейне??! Как в бассейне, вы чё - ихтиандры?!- переспрашиваем мы, синхронно с Лёнькой, с недоумением на лицах.
-В каком, каком...Простом бассейне...-и продолжает,- Перед нашим прибытием,спустили воду из городского бассейна, натянули бельевые верёвки вдоль и поперек бассейна, накинули простыни на веревки- получились комнаты для лётно-технического состава! Живите, говорят, и размножайтесь, товарищи офицеры!!! А, ты говоришь - дрова, уголь... Это же - песня!!! Дом! Да еще с печным отоплением!
Что тут скажешь? Мы только руки развели в стороны от услышанного... -Да, уж-ж-ж,- выдавил из себя Леонид, - что еще тут можно сказать.
Из ступора, вывел голос из динамика - вышли на связь, следующие за лидером, вертолёты полка.
-Мужики! Совет, если сердце не хотите получить рубцы на сердцах, лучше на предстоящее действо - не смотреть!!! С непривычки, может поплохеть!!!- эта фраза, была брошена в наш адрес, занимая место Руководителя полётами, всё тем же, Михаилом.
Воздушный "беспредел" в небе Сахалина.
Сердечный тракт, у нас с Лёнькой, был в полном порядке, поэтому не сговариваясь, мы шустро переместились на балкон КДП, визуально, так сказать, наблюдать за обещанным, незабываемым зрелищем...
... В небе - ни облачка, на земле -тишина, время от времени, нарушаемая стрёкотом кузнечиков... Вдруг, в идиллию в небесах и на земле, врывается нарастающий гул двигателей вертушек. Постепенно гул, перерастает в стрёкот лопастей, летящих "стрекоз". Эти самые стрекозы, появляются в небе, кажется со всех направлений и высот! И вот строго над ВПП, вертолёты, словно горошины из стручка, начинают падать с небес на землю!!!
Приземлившись, если так можно сказать, вертолёты приподнимают "хвосты", отрываются опять от бетона на 10-15 сантиметров и "рулят" к "карманам" на рулёжке- месту, отведённому к их стоянке...
После посадки крайнего борта, наши знакомые, тепло попрощались с нами и побежали к своим однополчанам...
Дальнейшее наше дежурство, протекало без душевных волнений. Утром нас поменял следующий дежурный экипаж. А еще через короткий временной промежуток наша эскадрилья улетела на базу - АС "Цветной" или гарнизон Хороль, предоставив вертолётчикам аэродром Леонидово, в полное распоряжение...
На следующий год...
Всё. Большие начальники говорят, что это наш крайний перелёт из дома на Сахалин. Строители "космодрома" обещают закончить в этом году переоборудование нашего аэродрома под посадку "Буранов".
Живём всё в тех же бунгало, летаем, проводим досуг, как и в предыдущие командировки. Совершенно случайно, на аэродроме, сталкиваюсь "лоб в лоб" со знакомым вертолётчиком. Да, тем самым, Михаилом.
После непродолжительных "обнимашек", закуриваем и начинаем делится впечатлениями. Точнее не так. Я слушаю, а тёзка начинает рассказ...
-После вашего отлёта, мы приступили к полётам в небе Сахалина, надо добавить, мирном небе Сахалина!- начал свой рассказ, Михаил.
- Служба катилась в спокойном русле, как вдруг "беда". Дело в том, что на наших Ми-8 были установлены не штатные пулемёты(не помню, как он их обозвал, типа ШКАС, что ли. Прим. автора). В Афгане предполагалось, отстреливаться из них, при эвакуации 300- х из зоны боевого контакта с "духами или при вынужденной посадке. Но, в основном, мы их использовали для промера направления ветра у земли. Бахнешь очередь в землю и смотришь куда облако пыли смещается. Садились- то на где попало, и на что попало. Ну, вот, значит. С этими пулемётами мы и прилетели в Союз. Никто сильно по этому поводу и не заморачивался. А тут, на Сахалине, вдруг вспомнили, что так как пулемёты не штатные, нужно от них избавиться. Приказано - выполнено. Не знаю, кто до такого додумался, но избавились от них мы простым способом - покидали стволы и боекомплект в сугробы за РД(рулёжной дорожке). Зима то на Сахалине, сам знаешь, снежная... Что пулемёт, туда и вертолёт легко можно засунуть- в век не найдут!После удачно выполненного приказания, живём себе дальше, а тут сразу две напасти! Весна и прилёт комиссии по службе войск, из самой столице нашей Родины- Москвы!!! Что страшного в первой беде? Да то, что с приходом весны, снег то - растаял, и обнажил на проклюнувшейся из земли, травке - наши "зашкеренные",четь поржавевшие от влаги, стволы и боекомплект к ним!!! А тут и комиссия, подоспела, как на грех. Короче, командир наш имеет, довольно кислый вид...Снимут скорей всего с должности и отправят на пенсию,нашего БАТЮ!!! А знаешь, какой у нас Батя?!! Мы за ним в огонь и в воду, не задумываясь!!! За его срок командование нами в Афгане, мы потеряли всего одну вертушку(экипаж, кстати, спасли)!!! И это почти за два с половиной года боевых действий!!! И знаешь, есть у Бати одна особенность, он НИКОГДА, как бы не складывалась ситуация - НЕ РУГАЕТСЯ МАТОМ!!! Ни разу, не выругался матом, при личном составе, прикинь!!!
Я, от услышанного, аж поперхнулся сигаретным дымом. Вот это особенность, так ОСОБЕННОСТЬ!!!, Не матерится, а еще и командир полка!!! Уникальный случай, достойный занесения в Книгу Гиннесса, однозначно!!! Пока я "прогонял" в голове информацию о не матерящимся командире полка, Михаил продолжил рассказ...
- Хотя, был тут случай, как раз, после вашего отлёта на Большую землю, когда я имел шанс услышать нецензурную брань, из уст Бати. А дело было так...
Михаил прикурил очередную сигарету и продолжил повествовать:
- Шли плановые дневные полёты в районе аэродрома. Я, получив "Добро" на взлёт, как обычно, приподнял вертушку над бетоном и рулю себе к исполнительному старту.
Гляжу, навстречу мне по РД катит КрАЗ-топливозаправщик. За рулём похоже дембель сидит, так он видя меня, и не думает сворачивать в сторону...
Ладно, думаю, мы люди не гордые, сами отвернём и беру правее... Вижу маловато, надо еще правей... и ещё чутка... И вдруг, слышу: Ды-дынь, на-на!!!Трах -трах- трах!!! Вертушка - шмяк об землю!!! Выключаю двигатель. Осматриваюсь... Ё-моё!!! До доворачивал вправо!!! Посрубал лопастями карликовые берёзки начисто!!! Они хоть и карликовые, но те еще -крепыши!!! Лопасти то вертушки в узлы завязаны!!! Доложил на КДП, вылез из вертушки, закурил. Жду казни небесные...
Вижу - катит УАЗик командирский... Бычок сигареты - в сторону, принимаю какую никакую, строевую стойку...
Из УАЗика выходит Батя, за ним, позади маячит фигура Главного инженера.
Батя,подходит к вертолёту...Смотрит на него, на скрученные лопасти, на обрубки берёз, поворачивается в пол оборота ко мне и спрашивает:
- Что,Миша, дрова кончились дома?
-Никак нет, командир! Есть дрова!-
-Что, специально, что-ли рубил, из озорства?!!
- Никак нет!!! Не специально!!!
-Ну, тогда я не знаю...Инженер, разбирайся, короче!!!Я поехал на КДП, полёты идут как -никак в полку!
Батя садится в УАЗик и уезжает ...
Инженер с непередаваемой тоской в голосе, переведя взор, с несчастной вертушки на меня, воздев руки к небу, вопрошает(то-ли меня, то-ли Господа Бога): - Ну и как я спешу эту поломку??! Это ведь не Афган!!! Мать твою так!!! Это там, раз-два - и списано!!! - и уже точно мне - Иди, нахрен, с глаз моих долой, пилотяга, херов!!!
-Так я и не услышал, мата от своего любимого командира!!!- заканчивает рассказ, Михаил.
***
Поговорив, еще минут 10-15, о том - о сём, мы обнялись, обменялись крепкими рукопожатиями и разошлись, каждый по своим делам. А, через неделю мы улетели домой, в Хороль. И встретились мы с Михаилом, через год, уже во Владике, где он таксовал на привокзальной площади... Но это уже, другая, грустная история...
***
Свидетельство о публикации №225121301058