От чего зародилась цивилизация
Чтобы не грузить читателя пересказыванием различных концепций цивилизационистов, сразу перейдём к тому, что ни одного родственного признак во всём разнообразии описанных цивилизаций не нашлось. А ведь цивилизация вообще это родовой термин.
Так вот, поскольку конкретные цивилизации были обнаружены, так сказать, задним числом, ретроспективно, после того, как некоторые из них уже исчезли, то таким же образом можем поступить и мы, идя от нашего времени вглубь веков в поиске их родственности.
Ну и, конечно, факт первого упоминания термина «цивилизация» в переходный период от феодализма к буржуазному капитализму обращает на себя внимание. Ведь в это же время, по сложившемуся мнению, наука начала выделяться из философии, метафизики, появилась концепция интеллектуальной эволюции Огюста Конта. Эволюционизм перекинулся на мышление.
Но центр интереса в этой статье лежит не столько в прогрессивности линейной истории общества и мышления, сколько в том, что идея выгоды, прибыли, возникнув, не исчезала при смене эпох, отметившись во всех цивилизациях.
То есть в данной статье выделяется мысль, что цивилизации можно рассматривать в свете этапов исторического развития погони за выгодой, прибылью.
Известно, что погоня за выгодой обнаружилась в ростовщичестве, впервые засвидетельствованном в древней цивилизации под названием Вавилон в третьем тысячелетии до нашей эры, задолго до средневековья и даже до металлических денег.
Поскольку до этого времени в истории нет упоминаний ни о ростовщичестве, ни о цивилизациях, то они как бы исторически связаны.
Ну а размышления о прибыли приводят нас к трудовой теории стоимости, а также к нетрудовой теории стоимости и к спору о справедливой цене на стыке эпохи феодализма и эпохи капитализма.
Не вдаваясь в подробности этих теорий и спора, тем не менее, следует сказать, что трудовая теория стоимости зародилась в 17 веке. Её основоположники это У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс. Нетрудовой или коммерческой теории стоимости никогда не было, так как её никто никогда из экономистов не разрабатывал, поскольку понятия кривой логики для них не существовало. Просто она скрывалась под видом ростовщичества и спекуляции - мошенничества, которое осуждала христианская церковь.
Так вот, если в трудовой теории стоимости источником прибавочной стоимости – прибыли является прибавочный труд, то в нетрудовой теории стоимости источником прибавочной стоимости – прибыли является коммерческая наценка на себестоимость (трудовую стоимость) товара. С точки зрения традиционной логики это преднамеренная ошибка коммерсанта в свою пользу, которую можно рассматривать и как софистику - обман и как разрешённое мошенничество. В философии софистика это преднамеренное введение в заблуждение.
Кроме всего прочего, ошибка это нарушение традиционной логики, закона тождества А есть А. Она свидетельствует о кривой логике. И вот развитие кривой логики в мышлении и на практике открывает нам историю, в которой от Вавилона до наших дней имеет место погоня за прибылью. Хотя может быть и наоборот, погоня за прибылью развивает мышление, использующее кривую логику, что ведёт к вопросу: мышление определяет бытие, или бытие определяет мышление? Человек обманывает, чтобы богато жить, или он богато живёт, чтобы обманывать?
В свою очередь, из-за особенностей условий реализации погони за прибылью цивилизации, как бы они не отличались друг от друга, подразделяются на древние, средневековые и нового времени.
Дело в том, что последователи Маркса, марксисты разработали на основе трудовой теории стоимости понятие способ производства, положив его в основу подразделения обществ на первобытнообщинные, рабовладельческие, феодальные и капиталистические.
Согласно марксизму, в древнее время при рабовладении все производительные силы были в частной собственности элиты, в средневековье, при феодализме в их частной собственности была только земля, при буржуазном капитализме в их частной собственности находились средства производства.
И вот все перечисленные типы общества – общественно-экономической формации на практике становились разными историческими условиями для источника прибавочной стоимости – труда в марксистской теории. Ведь труд был то рабским, то крепостническим, то наёмным. Однако на источнике коммерческой прибыли это не сказалось, так как им было околоумие, измышление, а не материальное производство.
Теперь пришла очередь сказать, что в свете эволюции мышления, при предметном мышлении не было ни частной собственности, ни погони за выгодой, ни цивилизации. Всё это началось, когда мышление стало предметно-символическим. Тогда появилась предметная письменность, засвидетельствованная в письме скифов персидскому царю Дарию, указывающему на существование царства – признака цивилизации. В свою очередь, числа-совокупности с продуктообменом позволяли изобрести ростовщичество.
Предметно-символическое мышление не стояло на месте. Ракушечные деньги сменили металлические деньги и затем бумажные деньги.
Когда мышление стало абстрактно-символическим, предметное мышление полностью отпало от символического мышления, реальность отпала от измышлений, околоумия, перестала с ним уживаться. Знаково-символическая реальность начала независимое существование. Наиболее ярко это выразилось при цифровизации денег, при становлении их полностью распредмеченными символами – голыми цифрами.
В связи с этим распредметилась трудовая теория стоимости. Идея овеществления рабочего времени потеряла реальную основу. При этом ярче высветилась паранойяльная основа ростовщичества, погони за прибылью. Ведь если прибыль не материализуется, она остаётся только в голове коммерсанта в виде числа, идеи.
В конце данного рассуждения мы можем сказать, что ростовщичество – плод изобретения. Вначале выгода появилась как паранойяльная идея, которая оказалась чрезвычайно заразной и живучей. Своим существованием, стимулирующим влиянием на развитие экономики она навела на мысль, что в свете позитивизма Огюста Конта цивилизация – плод интеллектуальной эволюции человечества, так сказать, измышлений. Она придумана. Так бы и осталась в думах, если бы не предметное мышление, требующее опредмечивания мыслей, дум.
Также нужно сказать, что прибыль с точки зрения традиционной логики это ошибка, исправить которую пытались, но не смогли в течении 70-ти лет в СССР, экономику и жизнь в котором строили на основе одного только традиционного мышления с традиционной логикой.
В общем, есть основание предполагать, от чего зародилась цивилизация. Она произошла от мыслей, зародилась в них, когда мышление стало предметно-символическим. За символическим же мышлением скрывались измышления, паранойя с кривой логикой. Именно этот момент зафиксировало ростовщичество.
Также нужно отметить, что разнообразие измышлений сказалось на разнообразии цивилизаций.
Свидетельство о публикации №225121301419