Почему Чехов назвал рассказ Смерть чиновника

Название рассказа Антона Павловича Чехова "Смерть чиновника" описывает содержание комического произведения. Как писал автор, в конце книги главный герой (чья смерть и будет в названии), экзекутор, не справился со своей мнительностью, догадками и переживаниями, из-за чего, придя домой, "лёг на диван и... помер".
Сперва хотелось бы обратить внимание на небольшой объём и стиль написания рассказа: течение сюжета уже способно насмешить читателя для кого-то неоправданными, глупыми действиями Червякова. Чехов описывал его, как "прекрасного экзекутора", не имеющего на тот момент каких-либо неприятностей. Причиной и точкой отправки ко всем последующим событиям явился чих Червякова, нечаянно забрызгавший сидящего впереди генерала Бризжалова. Этот конфуз Червяков (как выяснилось потом, зависимый от чинопочитания человек) воспринял очень живо и всеми силами старался его уладить. Его страх помешал ему увидеть, что генерал вовсе не в обиде на чиновника, который даже, кстати, и не был в его подчинении. В ходе сюжета Червяков сам выкопал себе могилу, в которую попал из-за своего невежества. Знаменитая последняя строчка о том, как чиновник, сам в себе взрастивший страх, "пришёл домой и... помер" многим читателям показалась немного резкой, что увеличило эффект комичности. Название рассказа напрямую связано с текстом, и здесь можно проследить некую несовместимость: смерть чиновника (если рассматривать не как должность, а как человека), всё-таки является смертью, с которой у людей, обыкновенно, не возникает хороших ассоциаций. Чехов же смог создать рассказ, который резко перевернул это понимание и в котором он смог отразить, хоть не прямо, свой взгляд на смерть от чинопочитания через средства комичности.
Подводя итог, можно дополнить, что благодаря интригующему названию, а также хоть и небольшому, но глубокому содержанию рассказа, эта книга становится целым описанием эпохи дореволюционной России. Заглавие книги задаёт контраст с произведением, что делает его запоминающимся и крылатым.


Рецензии