Видеть Бога. пр. 6
троения чувства и направления воли зави-
сит и предрасположение человека к тому
или иному мировоззрению.Поэтому если чув-
ства у человека имеют духовное направле-
ние, если влечение к Богу и вообще ко
всему доброму и возвышенному в нем не ом-
рачено противоположными влечениями,то
такая настроенность и направление его во-
ли располагают и ум к принятию соответст-
вующего мировоззрения:для человека с та-
ким настроением христианское учение явит-
ся высшим и совершеннейшим всех прочих
учений.И наоборот,сердце, настроенное
противоположным образом,будет отвращать
ум от принятия этого учения.
Таким образом,для истинного богопозна-
ния требуется прежде всего очищение чело-
века от греха,освобождение от страстей и
пороков - чистота сердца,доброе направле-
ние чувства и воли.
"Надо очистить сперва самого себя,а
потом уже беседовать с Чистым,"- говорит
святитель Григорий Богослов.
Язычники,по словам апостола Павла,по-
тому и не познали Истинного Бога, что
"осуетишася помышлении своими,и омрачися
неразумное их сердце" (Рим.1,21).
Неверие иудеев произошло от огрубления
сердца их(Мф.13,15).Вообще,по учению Свя-
щенного Писания,"душевен же человек не
приемлет яже духа Божия:юродство бо ему
есть,и не может разумети,зане духовне
востязуется"(1Кор.2,14).
Не случайно Спаситель начал Свою про-
поведь с призыва к покаянию(Мф.4,17).
Преподобный Иоанн Лествичник определя-
ет покаяние как "завет с Богом об исправ-
лении жизни".
Покаянием,путём подвижнической жизни
человек возвращается от рассеяния страс-
тей,"из состояния противоестественного
в состояние естественное "(Иоанн Дамас-
кин),постепенно восстанавливает целост-
ность своего естества.
По мере приближения к Богу яснее осо-
знается собственное несовершенство,поэто-
му "покаяние всегда прилично всем греш-
никам и праведникам,желающим улучить
спасение.И нет предела усовершению..."
(Исаак Сирин).
Богооткровенная истина - истина сверхъ-
естественного характера;для усвоения её
поэтому необходимо не только участие ес-
тественных сил человека,но и сверхъесте-
ственное благодатное воздействие.
"Человек совершает дело своего спасе-
ния с помощью благодати Божией" (Феофан
Затворник).
Благодать сопровождает христианина на
всем его жизненном пути.
Она освящает нашу природу в таинстве
Крещения и соединяет нас в единое тело с
обоженным Телом Спасителя в таинстве Ев-
харистии.
Благодать и свобода человека проявля-
ются одновременно во взаимодействии.
"Как благодать Божия, - пишет святой
Григорий Нисской,- не может обитать в
душах,уклоняющихся от своего спасения,
так и человеческая добродетель сама по
себе недостаточна,чтобы возвысить до
совершенства души,чуждые благодати...
Праведность дел и благодать Святого Духа,
соединяясь вместе,наполняют блаженной жи-
знью душу,в которой они отождествляются".
Благодать преображает падшее естество,
дарует человеку сверхприродные силы для
восхождения горе.
Одним из действенных средств для стя-
жания Божественной благодати,по мысли
святых отцов,является поучение в Священ-
ном Писании.
продолжение 7
Свидетельство о публикации №225121301593