Видеть Бога. пр. 6

     Таким образом,от такого или иного нас-
  троения чувства и направления воли зави-
  сит и предрасположение человека к тому
  или иному мировоззрению.Поэтому если чув-
  ства у человека имеют духовное направле-
  ние, если влечение к Богу и вообще ко
  всему доброму и возвышенному в нем не ом-
  рачено противоположными влечениями,то
  такая настроенность и направление его во-
  ли располагают и ум к принятию соответст-
  вующего мировоззрения:для человека с та-
  ким настроением христианское учение явит-
  ся высшим и совершеннейшим всех прочих
  учений.И наоборот,сердце, настроенное
  противоположным образом,будет отвращать
  ум от принятия этого учения.
     Таким образом,для истинного богопозна-
  ния требуется прежде всего очищение чело-
  века от греха,освобождение от страстей и
  пороков - чистота сердца,доброе направле-
  ние чувства и воли.
     "Надо очистить сперва самого себя,а
  потом уже беседовать с Чистым,"- говорит
  святитель Григорий Богослов.
     Язычники,по словам апостола Павла,по-
  тому и не познали Истинного Бога, что
  "осуетишася помышлении своими,и омрачися
  неразумное их сердце" (Рим.1,21).
     Неверие иудеев произошло от огрубления
  сердца их(Мф.13,15).Вообще,по учению Свя-
  щенного Писания,"душевен же человек не
  приемлет яже духа Божия:юродство бо ему
  есть,и не может разумети,зане духовне
  востязуется"(1Кор.2,14).
     Не случайно Спаситель начал Свою про-
  поведь с призыва к покаянию(Мф.4,17).
     Преподобный Иоанн Лествичник определя-
  ет покаяние как "завет с Богом об исправ-
  лении жизни".
     Покаянием,путём подвижнической жизни
  человек возвращается от рассеяния страс-
  тей,"из состояния противоестественного
  в состояние естественное "(Иоанн Дамас-
  кин),постепенно восстанавливает целост-
  ность своего естества.
     По мере приближения к Богу яснее осо-
  знается собственное несовершенство,поэто-
  му "покаяние всегда прилично всем греш-
  никам и праведникам,желающим улучить
  спасение.И нет предела усовершению..."
  (Исаак Сирин).
    Богооткровенная истина - истина сверхъ-
  естественного характера;для усвоения её
  поэтому необходимо не только участие ес-
  тественных сил человека,но и сверхъесте-
  ственное благодатное воздействие.
     "Человек совершает дело своего спасе-
  ния с помощью благодати Божией" (Феофан
  Затворник).
     Благодать сопровождает христианина на
  всем его жизненном пути.
     Она освящает нашу природу в таинстве
  Крещения и соединяет нас в единое тело с
  обоженным Телом Спасителя в таинстве Ев-
  харистии.
     Благодать и свобода человека проявля-
  ются одновременно во взаимодействии.
     "Как благодать Божия, - пишет святой
  Григорий Нисской,- не может обитать в
  душах,уклоняющихся от своего спасения,
  так и человеческая добродетель сама по
  себе недостаточна,чтобы возвысить до
  совершенства души,чуждые благодати...
  Праведность дел и благодать Святого Духа,
  соединяясь вместе,наполняют блаженной жи-
  знью душу,в которой они отождествляются".
     Благодать преображает падшее естество,
  дарует человеку сверхприродные силы для
  восхождения горе.
     Одним из действенных средств для стя-
  жания Божественной благодати,по мысли
  святых отцов,является поучение в Священ-
  ном Писании.
     продолжение 7
 
    
 


Рецензии