Видеть Бога. пр. 7
Серафим Саровский,- должно упражняться в
чтении Нового Завета и Псалтири...От сего
бывает просвещение в разуме,который от
того изменяется изменением Божественным.
Надобно так себя приобучить,чтобы ум как
бы плавал в законе Господнем,которым ру-
кодствуясь,должно устроить жизнь свою...
Чтение слова Божия должно быть производи-
мо в уединении для того,чтобы весь ум
чтущего углублен был в истины Священно-
го Писания и принимал от Бога в себя теп-
лоту,которая в уединении производит сле-
зы;от них человек согревается весь и ис-
полняется духовных дарований,услаждающих
ум и сердце паче всякого слова".
Другими средствами для стяжания благо-
дати служат пост,бдение,молитва,милосты-
ня и всякое Христа ради делаемое добро,но
более всего молитва" (преподобный Серафим
Саровский).
Этому научает нас пример Самого Спаси-
теля и богопросвещенных мужей.Спаситель
молился Отцу Небесному о Своих учениках,
чтобы они были "освящены истиною" (Ин.17,
17-20).
Псалмопевец взывал:"Открый [Господи]
очи мои,и уразумею чудеса от закона Тво-
его"(Пс.118,18).
Святому Иустину Философу, искавшему Бо-
жественной истины,научавший его старец,
указав,где находится эта истина [то есть
Священное Писание],внушал:"Но ты прежде
всего молись,чтобы открылись тебе двери
света,ибо этих вещей (то есть возвещаемо-
го в Слове Божием) никому нельзя видеть
или понять,если Бог и Христос Его не да-
дут разумения".
Молитва - непосредственное и личное
предстояние перед Богом.
Именно молитва помогает собиранию во-
едино сил души в духовном центре человека
именуемом в Писании сердцем.Из сердца ис-
ходят помышления добрые и злые (Мы.13,
34-35;15,19;Мк.7,21).
За движениями сердца должен следить
ум - высший элемент человеческого естест-
ва,являющийся той созерцательной способ-
ностью души,которой человек устремляется
к Богу.На высоких ступенях молитвенного
делания благодать Божия возвращает ум
подвижника и другие силы его души из со-
стояния рассеяния и соединяет их с серд-
цем.Это и есть известный святоотеческий
путь молитвенного делания -"нисхождения
ума в сердце" или "хранения сердца умом",
который приводит к исихии,к безмолвному
предстоянию души пред Богом.
Столп исихастов святитель Григорий Па-
лама говорит, что " исихия есть обращение
и собирание ума в себе...обращение к уму
всех душевных сил и действие их по уму(в
согласии с ним)и по Богу".Когда подвижник
весь,таким образом,собирается в молитве,
то получает освящение свыше.
"Признак разумной души,- наставляет
преподобный Серафим Саровский,- когда че-
ловек погружает ум внутрь себя и имеет
делание в сердце своём.Тогда благодать
Божия приосеняет его,и он бывает в мирном
устроении,а посредством сего и в премир-
ном.В мирном,то есть с совестью благой;
в премирном же,ибо ум созерцает в себе
благодать Святого Духа,по слову Божию:"в
мире место Его" (Пс.75,3).
И в другом месте:"Когда же ум и сердце
соединены будут в молитве и помыслы души
нерассеяны,тогда сердце согревается теп-
лотой духовной,в которой воссиявает свет
Христов,исполняя мира и радости всего
внутреннего человека".
"Сила молитвы,- говорит святитель Гри-
горий Палама,- совершает таинство нашего
единения с Богом,ибо молитва есть связь
разумной твари с её Создателем".
Молитва должна сопутствовать трудам в
других добродетелях.
Путь богопознания - путь исполнения
заповедей Евангелия.
" Кто хощет волю Его(Бога)творити,ра-
зумеет о учении,кое от Бога есть,- учит
Христос(Ин.7,17).
Поэтому если хочешь со временем стать
богословом и достойным Божества,то "соб-
людай заповеди и не выступай из повеле-
ний.Ибо дела,как ступени,ведут к созерца-
нию"(святитель Григорий Богослов).
продолжение 8
Свидетельство о публикации №225121301705