Видеть Бога. пр. 7

     "Всего же более, - учит преподобный
  Серафим Саровский,- должно упражняться в
  чтении Нового Завета и Псалтири...От сего
  бывает просвещение в разуме,который от
  того изменяется изменением Божественным.
  Надобно так себя приобучить,чтобы ум как
  бы плавал в законе Господнем,которым ру-
  кодствуясь,должно устроить жизнь свою...
  Чтение слова Божия должно быть производи-
  мо в уединении для того,чтобы весь ум
  чтущего углублен был в истины Священно-
  го Писания и принимал от Бога в себя теп-
  лоту,которая в уединении производит сле-
  зы;от них человек согревается весь и ис-
  полняется духовных дарований,услаждающих
  ум и сердце паче всякого слова".
     Другими средствами для стяжания благо-
  дати служат пост,бдение,молитва,милосты-
  ня и всякое Христа ради делаемое добро,но
  более всего молитва" (преподобный Серафим
  Саровский).
     Этому научает нас пример Самого Спаси-
  теля и богопросвещенных мужей.Спаситель
  молился Отцу Небесному о Своих учениках,
  чтобы они были "освящены истиною" (Ин.17,
  17-20).
     Псалмопевец взывал:"Открый [Господи]
  очи мои,и уразумею чудеса от закона Тво-
  его"(Пс.118,18).
    Святому Иустину Философу, искавшему Бо-
  жественной истины,научавший его старец,
  указав,где находится эта истина [то есть
  Священное Писание],внушал:"Но ты прежде
  всего молись,чтобы открылись тебе двери
  света,ибо этих вещей (то есть возвещаемо-
  го в Слове Божием) никому нельзя видеть
  или понять,если Бог и Христос Его не да-
  дут разумения".
     Молитва - непосредственное и личное
  предстояние перед Богом.
     Именно молитва помогает собиранию во-
  едино сил души в духовном центре человека
  именуемом в Писании сердцем.Из сердца ис-
  ходят помышления добрые и злые (Мы.13,
  34-35;15,19;Мк.7,21).
     За движениями сердца должен следить
  ум - высший элемент человеческого естест-
  ва,являющийся той созерцательной способ-
  ностью души,которой человек устремляется
  к Богу.На высоких ступенях молитвенного
  делания благодать Божия возвращает ум
  подвижника и другие силы его души из со- 
  стояния рассеяния и соединяет их с серд-
  цем.Это и есть известный святоотеческий
  путь молитвенного делания -"нисхождения
  ума в сердце" или "хранения сердца умом",
  который приводит к исихии,к безмолвному
  предстоянию души пред Богом.
     Столп исихастов святитель Григорий Па-
  лама говорит, что " исихия есть обращение
  и собирание ума в себе...обращение к уму
  всех душевных сил и действие их по уму(в
  согласии с ним)и по Богу".Когда подвижник
  весь,таким образом,собирается в молитве,
  то получает освящение свыше.
     "Признак разумной души,- наставляет
  преподобный Серафим Саровский,- когда че-
  ловек погружает ум внутрь себя и имеет
  делание в сердце своём.Тогда благодать
  Божия приосеняет его,и он бывает в мирном
  устроении,а посредством сего и в премир-
  ном.В мирном,то есть с совестью благой;
  в премирном же,ибо ум созерцает в себе
  благодать Святого Духа,по слову Божию:"в
  мире место Его" (Пс.75,3).
     И в другом месте:"Когда же ум и сердце
  соединены будут в молитве и помыслы души
  нерассеяны,тогда сердце согревается теп-
  лотой духовной,в которой воссиявает свет
  Христов,исполняя мира и радости всего
  внутреннего человека".
     "Сила молитвы,- говорит святитель Гри-
  горий Палама,- совершает таинство нашего
  единения с Богом,ибо молитва есть связь
  разумной твари с её Создателем".
      Молитва должна сопутствовать трудам в
  других добродетелях.
     Путь богопознания - путь исполнения
  заповедей Евангелия.
     " Кто хощет волю Его(Бога)творити,ра-
  зумеет о учении,кое от Бога есть,- учит
  Христос(Ин.7,17).
      Поэтому если хочешь со временем стать
  богословом и достойным Божества,то "соб-
  людай заповеди и не выступай из повеле-
  ний.Ибо дела,как ступени,ведут к созерца-
  нию"(святитель Григорий Богослов).
     продолжение 8


Рецензии