Поиск корней

Было время, когда меня волновал поиск корней. Я носилась по всей России - матушке и с завидной энергией отыскивала хоть что-то, что относилось к моей семье. Расскажу о своей первой поездке на Тамбовскую землю. Бабушка и дедушка мои происходили из этого края огромных подсолнухов, яркого солнца и высокого неба.
Решила я много лет назад отправиться в Тамбов, чтобы ( предположительно, это очень легко было осуществить) разыскать деревню с названием Дмитриевка. Больше я не знала ничего. Вводные данные были скудны, но это по молодости совершенно не смущало. Купила билеты так, чтобы утром приехать, а вечером - домой. Подъезжая к городу, я познакомилась в поезде с женщиной, которая с жаром рассказывала мне про прекрасный город Котовск и местечко Трегуляй. Там Святой источник и храм. И выяснилось, что встречает мою попутчицу брат, и смогут они меня до всей этой красоты на машине подвезти. Всего-то километров двадцать пять от Тамбова, а обратно автобус ходит. Ну, думаю, успею ещё к своей деревне. Я же должна что - узнать про край, откуда моя генетика, родовая сила и самые разнообразные особенности характера. Полюбовалась Трегуляем, вышла из церкви и иду к автобусной остановке. Там ларёк стоит и женщина огромной метлой лёд с песком метёт.
- Здравствуйте, - говорю. А когда следующий автобус на Тамбов будет? ( телефоны с интернетом ещё не придумали тогда)
- Сейчас же март, милая.
- И что?
-Так, в июне. Не раньше.
Вот, оказывается, как всё устроено. В Петербурге иначе.
- А такси можно как-то вызвать, у меня мобильный телефон есть.
- Нет, такси не ходят сюда. Ты через лес пройдёшь метров 600 и к дороге выйдешь. Волков нет там теперь, не бойся. А на шоссе уж поймаешь машину- то.
Что делать, пошла я в чащу. Таким мне показался тогда ранний весенний лес. Иду и мама звонит, что-то чувствует.
- Как ты, как достопримечательности?
- Хорошие, - говорю. Как раз сейчас хожу по краеведческому музею. А потом поеду в Трегуляй. Три раза ей название повторила, чтобы она знала, где искать меня, если что. Повторяю и думаю: все равно надо как-то выбираться из еловых зарослей. Пока о своей судьбе размышляла, вышла к трассе. Ветер дует, дождь капает, стою. Мимо едут фуры, не голосую. Не знаю, за кого примут. И про мужа думаю: и почему ему такие поездки не нравятся. Он с детьми сейчас дома, на сутки меня развеяться отправил. А я у дороги жду какого-то порядочного человека, который бы меня спас. И вот оно: вижу едет машина белая, жигули, копейка. Под лобовым стеклом какая-то груда бумаг ( интеллигент, наверное) так предполагаю я и выскакиваю из мартовских кустов, машу руками и даже кричу:
" Спасите! " Ну он останавливается, конечно. Не каждый же день к нам так под колёса бегут.
- Вы кто? - спрашивает.
- Я туристка из Петербурга, приехала Ваши красоты смотреть, да корни искать, а автобуса до Тамбова нет. Спасите меня, пожалуйста, вывезите отсюда, я Вам за спасение заплачу.
- Странно, обычно туристы к Вам, к Петру Первому. Но вообще похоже, что корни, рисковая ты какая-то. А у нас тут раньше казаки жили, ничего не боялись. Пожалуй , бесплатно до города довезу.
- Мне до центра, до памятника Зое Космодемьянской. ( это я, конечно, заранее прочитала, кому памятник и где)

Ехали мы с ним мирно, о том и сём гутарили. ( говорили, то есть) Он сказал, что впервые с таким сталкивается, когда так сильно люди своим происхождением обеспокоены и даже предположил, что, по всей вероятности, каких - то других беспокойств немного в жизни. Я от его предположений отмахнулась, тем более, что он меня до самой реки Цны - красавицы в целости доставил. И никакого презренного металла не взял. Только попросил: " Ты уж не езди больше никуда, в кафе сходи, поешь, да обратно к своей Неве поезжай". Так хороший человек меня напутствовал и удалился, удивляясь, что за чудо в перьях к нему в белый автомобиль в тот день заскочило.
Но. Но ведь у меня еще много часов до поезда оставалось. А бабушкина деревня ещё не была обнаружена.
И пошла я искать такси. Да, да. Именно так. Давно дело было. Такие слова и выражения, как "яндекс" или "посмотреть в приложении, где едет водитель" - это вот всё было фантастическим будущим. Из романов Жюля Верна или Герберта Уэллса. А я у прохожих спрашивала, где у них тут такси встречается. И наткнулась- таки на какую-то площадку . Подошла и поинтересовалась, кто и за сколько до Дмитриевки довезёт, минут двадцать подождет, а потом назад, опять к Зое, в центр вернёт. Один согласился, но почему-то переспросил:" А тебе до какой Дмитриевки, которая Никифоровка? ". " Да! "- оживилась я. Конечно, мне казалось, что такого, я же уже из Трегуляя вернулась живая и невредимая. Это потом я поняла его вопрос. Если посмотреть на карту Тамбовской области, там множество деревень с таким названием. И поехала я с милым человеком ровно в противоположную сторону от бабулиных холмов . Километров пятьдесят на запад. Но интересно было, кураж какой-то в душе просыпался. Моя реальная жизнь где-то далеко- далеко. Но вместе с тем и этот момент - он ведь тоже из моей жизни, тоже важен. Тогда я про себя и про дорогу многое поняла. Без нее - матушки всё пресно. И даже самое драгоценное не так значительно и заедает, и давит, и сбросить хочется. А есть движение , трассы, рельсы, фарватер - и любишь всех, и близкие люди бесконечно прекрасны. Главное - знать, когда снова в путь.
И пока ехали мы, рассказал мне провожатый мой всю свою жизнь от начала до этого дня. От поверхности, до самого донышка. И даже мороженое в пути купил. А когда добрались, как раз вечерняя служба начиналась. Я в церковь побежала. Помнила, папа рассказывал , что его тётка Антонина в деревне этой оставалась и вроде бы ещё жива. Я в храм вошла и спрашиваю:" А вы бабу Тоню не знаете? Я внучка её из Ленинграда . " Никто не мог ответить. Тогда я поняла, что деревня не та. Не может быть, чтобы в деревне или селе Тоню не знали. Вышла я, поклонилась церкви, вдохнула свежий степной воздух и дала себе слово, что найду.
И, надо сказать, что я его сдержала. Правда, спустя пятнадцать лет. Дедушкино село нашла. Называется оно Осино - Гай. А Зоя Космодемьянская родом как раз оттуда. И холмов там много, и подсолнухов. И хотя это совсем другая история, но всё в ней повторилось : и счастье дороги, и её неизвестность, и люди. Люди, часть души которых есть и у меня. И когда я об этом думаю, то каждый раз вспоминаю слова из песни:" Чтобы стоять, я должен держаться корней".


Рецензии