Видеть Бога. пр. 8
тели для богопознания святой Афанасий Ве-
ликий пишет:"Для исследования и истинного
уразумения сказанного в Писании потребны
хорошая жизнь,чистая душа и христоподра-
жательная добродетель...Ибо без чистого
ума и без подражания жизни святых никто
не возможет уразуметь словеса святых.И
желающему постигнуть мысль богословов
должно предочистить и убелить душу жизнью
и уподоблением в делах святым приблизить-
ся к ним,чтобы,ведя одинаковый с ними об-
раз жизни,уразумевать и откровенное им
Богом."
Высшее ведение Бога открывается,когда
человек достигает любви к Богу и ближним,
ибо "всяк любяй от Бога рожден есть и
знает Бога,потому что Бог любы есть" (1
Ин.4,7-8).
Значение же любви,этой главной христи-
анской добродетели, преподобный авва До-
рофей объясняет так:"Сколько соединяемся
с ближними,столько соединяемся и с Богом-
таково естество любви"
(пояснение - соединение с ближними - это
дружба с людьми,единство с людьми,понима-
ние людей,помощь людям,поддержка людей и
пр.)
Любовь,согласно учению святого Исаака
Сирина,есть плод молитвы."Любовь есть
вместилище духовного и водворяется в чис-
тоте души.Когда ум станет в области люб-
ви,тогда действует благодать,ум приемлет
духовное созерцание и делается зрителем
сокровенного"(святитель Григорий Богос-
лов).
Таким образом,чем больше человек очи-
щает своё сердце от греха,чем больше ста-
рается раскрыть и усовершить свои нравст-
венные силы и особенно преуспеть в любви,
тем более делается способен и к познанию
Бога.
Нравственная чистота и добрая жизнь,
располагая человека к принятию откровен-
ной истины и делая его способным к её
уразумению,имеет в деле богопознания бо-
льшое значение в том отношении,что откры-
вает доступ в его духовную природу дарами
Святого Духа - духу познания и разумения.
Откровение учит,что Бог отверзает "ум
к уразумению Писаний(Лк.24,45),что Он на-
ставляет " на всякую истину"(Ин.16,13).
Когда Петр от лица апостолов исповедал
Христа Сыном Божиим,Спаситель сказал ему:
"Блажен еси,Симоне,вар Иона(пояснение -
сын Ионы), яко плоть и кровь не яви тебе,
но Отец Мой,Иже на небесех"(Мф.16,17).
Святой апостол Павел писал коринфя-
нам:" Никтоже может рещи Господа Иисуса,
точию Духом Святым"(1Кор.12,3).
(Никто не может назвать Иисуса Господом,
как только Духом Святым.(перевод на со-
временный русский язык)).
Свидетельство о публикации №225121301769