Видеть Бога. пр. 8

      О необходимости христианской доброде-
  тели для богопознания святой Афанасий Ве-
  ликий пишет:"Для исследования и истинного
  уразумения сказанного в Писании потребны
  хорошая жизнь,чистая душа и христоподра-
  жательная добродетель...Ибо без чистого
  ума и без подражания жизни святых никто
  не возможет уразуметь словеса святых.И
  желающему постигнуть мысль богословов
  должно предочистить и убелить душу жизнью
  и уподоблением в делах святым приблизить-
  ся к ним,чтобы,ведя одинаковый с ними об-
  раз жизни,уразумевать и откровенное им
  Богом."
     Высшее ведение Бога открывается,когда
  человек достигает любви к Богу и ближним,
  ибо "всяк любяй от Бога рожден есть и
  знает Бога,потому что Бог любы есть" (1
  Ин.4,7-8).
     Значение же любви,этой главной христи-
  анской добродетели, преподобный авва До-
  рофей объясняет так:"Сколько соединяемся
  с ближними,столько соединяемся и с Богом-
  таково естество любви"
  (пояснение - соединение с ближними - это
  дружба с людьми,единство с людьми,понима-
  ние людей,помощь людям,поддержка людей и
  пр.)
      Любовь,согласно учению святого Исаака
  Сирина,есть плод молитвы."Любовь есть
  вместилище духовного и водворяется в чис-
  тоте души.Когда ум станет в области люб-
  ви,тогда действует благодать,ум приемлет
  духовное созерцание и делается зрителем
  сокровенного"(святитель Григорий Богос-
  лов).
      Таким образом,чем больше человек очи-
  щает своё сердце от греха,чем больше ста-
  рается раскрыть и усовершить свои нравст-
  венные силы и особенно преуспеть в любви,
  тем более делается способен и к познанию
  Бога.
      Нравственная чистота и добрая жизнь,
  располагая человека к принятию откровен-
  ной истины и делая его способным к её
  уразумению,имеет в деле богопознания бо-
  льшое значение в том отношении,что откры-
  вает доступ в его духовную природу дарами
  Святого Духа - духу познания и разумения.
     Откровение учит,что Бог отверзает "ум
  к уразумению Писаний(Лк.24,45),что Он на-
  ставляет " на всякую истину"(Ин.16,13).
  Когда Петр от лица апостолов исповедал
  Христа Сыном Божиим,Спаситель сказал ему:
  "Блажен еси,Симоне,вар Иона(пояснение -
  сын Ионы), яко плоть и кровь не яви тебе,
  но Отец Мой,Иже на небесех"(Мф.16,17).
      Святой апостол Павел писал коринфя-
  нам:" Никтоже может рещи Господа Иисуса,
  точию Духом Святым"(1Кор.12,3).
  (Никто не может назвать Иисуса Господом,
  как только Духом Святым.(перевод на со-
  временный русский язык)).


Рецензии