О месте захоронения андрея рублёва часть 2
О ВОЗМОЖНОМ МЕСТЕ ЗАХОРОНЕНИЯ РУССКИХ ИКОНОПИСЦЕВ АНДРЕЯ РУБЛЁВА И ДАНИИЛА ЧЁРНОГО часть 2
Краткая историческая справка
Историки предполагают, что Андрей Рублев родился около 1360 года в средней полосе России. Годы смерти называют по-разному – 1427, 1428 или 1430.
Время жизни Андрея Рублёва пришлось на страшные времена монгольского ига, войн, усобиц голода и эпидемий второй половины XIV – начала XV веков.
Назовём лишь некоторые из событий того времени. Это правление великого князя Дмитрия Ивановича Донского; походы литовского князя Ольгерда на Москву; поражение войск Москвы и Нижнего Новгорода от татарского царевича Араб-шаха (Арапши) на реке Пьяне (1377); поход Мамая на Русь и его поражение в Куликовской битве (1380); в 1382 году поход Тохтамыша на Москву и полное разорение Москвы; через 10 лет в 1392 году Москва сгорела дотла; разорение Рязанского княжества московским войском (1382); Кревская уния Литвы и Польши (1385); присоединение Нижегородского и Муромского княжеств к Москве (1392); в 1395 году огромное войско Темир Аксака (Тамерлана, Тимура), разгромившего Тохтамыша (1388—1395) устремилось к Москве, но, дойдя до Ельца, неожиданно повернуло назад; присоединение Вятской земли к Москве (1402); при литовском князе Ольгерде (1345–1377) дальнейшее продвижение Литвы привело в непосредственное столкновение с Московским княжеством, был предпринят ряд походов на Москву в 1368, 1370 и 1372 годах; война Московского княжества с Литвой (1406-1408); страшные последствия похода хана Едигея (1408), когда были взяты и дотла разорены Коломна, Переяславль, Ростов, Дмитров, Серпухов, Нижний Новгород и Городец; в 1411 году Владимир стал жертвой набега царевича Талыча, был сожжен и Успенский собор, где за три года до этого работали Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. В 1425 — умер великий московский князь Василий I Дмитриевич и в Москве начал править его сын, князь Василий II Васильевич (Тёмный). Повсеместно возникали еретические движения, в том числе и в среде иерархов. Несмотря на беды и гонения, Русская Православная Церковь по заветам святого митрополита Алексия Московского и преподобного Сергия Радонежского сумела создать непреодолимый моральный заслон, сохранивший православие на Руси.
В Европе также происходили значимые события. Это кровавая битва на Косовом поле между сербами и османами (1389). 15 июля 1410 года произошла Грюнвальдская битва – решающее сражение «Великой войны» 1409—1411 между Польшей и Великим княжеством Литовским — с одной стороны, и Тевтонским орденом — с другой. 25 октября 1415 года — битва при Азенкуре между Англией и Францией ознаменовала завершение века рыцарства в Западной Европе.
Русь второй половины XIV – начала XV века испытала на себе не только иноземные нашествия и внутринациональные войны, но и страшные природные катаклизмы, сопровождавшиеся эпидемиями чумы:
Массовая смертность от чумы («и пологаху въ едину могилу по седми и по десяти и по дватцати человек»), и катастрофические засухи («того же лета бысть сухмень велиа по всей земле и въздухъ куряшеся и земля горяше» и «мъгла стояла съ поллета, и зной и жары бяху велицы, лесы и болота и земля горяше, и реки презхоша, иныа же места воденыа до конца исхоша»), небесные знамения («бысть знамение на небеси, солнце бысть аки кровь, и по немъ места Чёрны») в эти годы не могли не посеять ужас и панику среди людей. «И бысть скорбь велиа повсей земли, и опусте земля вся и порасте лесом, и бысть пустыни всюду непроходимыа», — в отчаянии писал московский книжник. Об эпидемии в Смоленске в летописях сказано, что осталось в нём последние 5 или 10 человек, которые ушли из города, прикрыв за собой ворота… Не исключено, что отступление знаменитого Тамерлана от Ельца в конце лета 1395 г. могло быть обусловлено чумой в его войске.
Жертвами бубонной чумы в 1427 году стали и иконописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный.
Каким образом истерзанный русский народ, катастрофически пострадавший от татаро-монгольского нашествия, от страшных болезней и природных катаклизмов, от упадка городов и ремёсел, от постоянных княжеских раздоров и войн, объединившись вокруг Русской Православной Церкви, не только смог возродиться, но и в неприкосновенности сохранил свою национальную и религиозную идентичность, создал великое государство?
Помочь Святой Руси могла только мощно укрепившаяся в умах всех сословий православная вера. Можно смело сказать о том, что в эпоху Сергия Радонежского была найдена наша национальная идея, которая воплотилась в образе Святой Троицы Андрея Рублева.
Спасо-Андроников монастырь и его первые игумены
Идея основания Спасо-Андроникова мужского монастыря принадлежала выдающемуся русскому религиозному деятелю митрополиту Алексию (родился между 1292—1305, умер в 1378 году). В церковно-богослужебных текстах его именуют «святителем Московским и всея России чудотворцем», Алексий при трёх московских князьях фактически управлял государством.
В 1356 г. по пути от патриарха Каллиста из Царьграда в Москву, митрополита Алексия на Чёрном море застигла страшная буря, и он дал обет в случае спасения основать монастырь. По этому обету и была создана обитель в честь Нерукотворного Образа Спасителя рядом с р. Яузой, притоком Москвы-реки. Алексий передал монастырю в дар икону Спаса Нерукотворного, которая была при нем во время кораблекрушения. По желанию митрополита Алексия и преподобного Сергия Радонежского архимандритом Спасо-Андроникова мужского монастыря стал преподобный Андроник – любимый ученик Сергия Радонежского (1320-е годы – 26.06.1373, 1374 или 1395?).
«Симонов и Андроников монастыри, – отмечает академик М.Н. Тихомиров, – со своими древними стенами и каменными храмами сделались передовыми форпостами Москвы. Недаром же эти московские монастыри выросли на юго-восточной окраине города, обращенной в сторону Золотой Орды, откуда постоянно можно ждать внезапного набега»
Не случайно в «Сказании о Мамаевом побоище» Андроников монастырь оказался связанным с Куликовской битвой. Имеются все основания для предположения о том, что монастырь основан на месте встречи москвичами войска Дмитрия Донского, одержавшего великую победу над войсками Орды. Церковь Андроникова монастыря была освящена в честь образа «Нерукотворного Спаса», – этот образ издревле украшал воинские знамена и по традиционному верованию помогал русскому войску в сражениях.
В древности монастырь стал одним из главных культурных и духовных центров Руси, где собирали сокровища культуры и переписывали книги.
В конце XIV начале XV века Спасо-Андроников монастырь имел не только военное значение. Он являлся значительным центром книгописания, в котором создан ряд больших кодексов, в том числе, небогослужебных. В книгописании одновременно могло участвовать не менее 8 человек. В написании и оформлении книг участвовали иконописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный (евангелие Хитрово и другие книги).
В монастыре создавались не только богослужебные, но и литературные произведения, в частности, сохранилось описание церемонии, происходившей в Москве при возвращении Дмитрия Донского после Донской победы.
Крупнейший знаток творчества А. Рублёва Вера Григорьевна Брюсова писала: «Можно представить себе, как много здесь было создано произведений. Стены храма источали благодать рублевских образов, созданы дивные иконы для иконостаса. Написано и украшено немало книг и рукописей, икон по заказам со стороны. … Андроников монастырь имел высоких покровителей, помимо митрополита Киприана, имена которых остаются нераскрытыми. Игумены монастыря занимали достаточно высокое положение в иерархической лестнице – игумен Савва присутствует при составлении завещания князя Владимира Андреевича».
Первыми настоятелями Спасо-Андроникова монастыря стали:
1. Преподобный игумен Андроник, ученик Сергия Радонежского. † 13 июня 1395 г.
2. Преподобный игумен Савва † между 1410 и 1420 гг.
3. Преподобный игумен Александр. Строитель белокаменного Спасского собора. Умер не ранее 1427 года.
4. Преподобный игумен Ефрем. В синодике записан без лет.
Об Андрее Рублёве, и о его духовных отцах Андронике и Савве в житийных источниках сказано, что они очень любили («любляше зело») безмолвие, молчание.
По православной традиции первые четыре игумена Спасо-Андроникова монастыря были захоронены в его стенах. О точном месте захоронения сведений в письменных источниках не сохранилось.
В 1991 году при храме был официально зарегистрирован церковный приход, существующий по сей день. С 2018 года приход является Подворьем Патриарха Московского и всея Руси храмов Андроникова монастыря города Москвы.
Свидетельство о публикации №225121301791