О месте захоронения андрея рублёва часть 3

Владимир СОЛОВЬЕВ
О ВОЗМОЖНОМ МЕСТЕ ЗАХОРОНЕНИЯ РУССКИХ ИКОНОПИСЦЕВ АНДРЕЯ РУБЛЁВА И ДАНИИЛА ЧЁРНОГО часть 3
Строительство Спасского собора Андроникова монастыря
Историки утверждают, что строительство и роспись главного Спасского собора Андроникова монастыря велись в 1390-1427 гг. Таким образом, каменный собор начали строить практически сразу после Куликовской битвы, происшедшей в 1380 году.
В XV веке, по житийным свидетельствам — при третьем игумене — Александре, вместо деревянного собора Спаса Нерукотворного Образа закончили строительство нового белокаменного. Возможно, строительство собора началось при игумене Савве, когда Александр еще был простым иноком монастыря.
Единственное сообщение о строительстве каменного собора в честь Нерукотворного Образа Спасителя содержится в 3-й Пахомиевой редакции жития преподобного Сергия Радонежского, указывающей на создание собора при учениках преподобного Саввы Московского - игумене Александре и преподобном Андрее Рублёве, расписавшем собор.
Это древнейший из сохранившихся за пределами Кремля московских храмов, шедевр не только русской, но и мировой архитектуры. В Спасском соборе находилась главная святыня монастыря — Нерукотворный Образ Спаса, привезенный митрополитом Алексием из Царьграда. Некоторые исследователи считают, что Андрей Рублёв не только создал фрески собора, но ещё был одним из его архитекторов.
Зодчие, несомненно, консультировались с иконописцами уже на стадии проектирования. Ведь и сама конструкция византийского крестово-купольного храма, которая в это время была принята за основу, не могла существовать без монументальной живописи.
Храм задуман как мемориал в память победы на Куликовом поле
Нет оснований ставить под сомнение сообщение Пахомия в пятой редакции повести об Андрониковом монастыре о росписи церкви Спаса Андреем Рублевым. Не исключено участие в росписи и Даниила Чёрного. К сожалению, фрески были уничтожены в XVIII веке при реставрации храма; от них остались лишь небольшие фрагменты.
Роспись Спасского собора Андроникова монастыря не была последней работой Рублева, она могла предшествовать его работе по росписи Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря и на краткое время продолжиться после его возвращения в Андроников монастырь осенью 1227 года.
В истории строительства монастыря имеется много неясного.
Искусствовед В.Г. Брюсова писала:
«Андроников монастырь с его Спасским собором - один из наиболее замечательных памятников нашей отечественной культуры. Здесь жил и трудился, здесь скончался и погребен Андрей Рублев.... Обитель Андроника - один из самых знаменитых в свое время монастырей - в своем прошлом вырисовывается как бы под густым облаком вуали. Летописи сообщают о построении почти всех каменных церквей Москвы, но ни слова не говорят о построении собора Андроникова монастыря или рисуют картину в искаженном виде».
Не способствовали сохранности исторических источников и зданий монастыря бурные исторические события, пожары и перестройки.
В Средние века обитель неоднократно подвергалась нападениям. Видела она и литовских князей Ольгерда (1368 и 1371 годы) и Кейстута (1372 год), и золотоордынского хана Тохтамыша (1382 год), и крымского хана Девлет-Гирея (1571 год). В 1611 году, в эпоху Смуты, монастырь был разорен польско-литовскими отрядами и восстановлен в 1613 г.
Огромный урон причинил монастырю пожар 1748 года. По сообщению архимандрита Сергия (Спасского), «сделаны большие повреждения», «монастырские, крепостные, церковные и ризничные книги сгорели». Видимо, пожар уничтожил большую массу документов, относящихся к истории Спасо-Андроникова монастыря. Этим объясняется скудость фактического материала по истории обители и трудность поиска монастырских документов в архивах.
В 1770-е годы строения монастыря привела в порядок Коллегия экономии.
По заключению архитектора Яковлева, освидетельствовавшего пришедший в ветхость монастырь, следовало «стенное письмо возобновить, иконостас поправить», пробить и расширить несколько окон. Иконостас в 1794 году был сделан новый, а прежний отдан в церковь митрополита Алексия, за что получено 300 руб.
В 1790-е на средства купца первой гильдии С. П. Васильева в Спасо-Андрониковом монастыре началось строительство новой колокольни с церковью святого Симеона Богоприимца. (Старая накренилась, и, чтобы она не упала, ее разобрали.)
По словам академика О.Г. Ульянова: «Как удалось установить в 1994 году, древняя колокольня была разрушена в 1781-м. Известный историк Герхард Миллер в XVIII веке успел сделать описание надгробной доски Андрея Рублева, о чем впервые сообщил исследователь Пётр Барановский в 1947 году. Перед самым сносом колокольня была запечатлена на акварели Ф.И. Кампорези, выполненной для архиепископа Московского Платона (Левшина). В настоящее время местонахождение этой колокольни установлено точно: обнаружены остатки её фундамента и фрагменты архитектурного декора».

Кампорези Франческо Гравюра. Вид Спасо-Андронникова монастыря на Рогожской в Москве. Из серии «Виды Москвы». 1780 - 1790-е годы. На этом изображении видна шатровая колокольня, снесенная в конце XVIII века, под которой покоились иконописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. Справа от колокольни перестроенный в XVIII веке купол Спасского собора.

Во время нашествия Наполеона 2 сентября 1812 года около 2 часов ночи неприятели, разбив ворота, ворвались в Спасо-Андроников монастырь и разграбили его. 4 сентября пополудни в 7 часов монастырь загорелся от Сергиевской и Рогожской слобод. В соборной церкви Спасителя от пожара своды с главою упали внутрь храма. В 1813 году храм отремонтирован с большими искажениями его архитектурных форм. В 1818 году сделан новый иконостас, а в 1837 году выполнена новая роспись.
На протяжении веков Спасский собор неоднократно перестраивался. Вероятно, уже в XVIII веке у основного объёма храма появилось четырёхскатное покрытие. На следующий год после изгнания французов началось восстановление собора. Фундаментальная перестройка Спасского собора произведена в 1848-1850 гг. В результате переделок XIX века, когда к нему пристроили боковые приделы, а верх увенчали шатровой кровлей, он выглядел так, что некоторые исследователи считали его поздней постройкой. В 1862 году большие изменения в облик собора внесло строительство отопительной системы – калорифера.
В 1918 г. обитель закрыли. В монастырских зданиях до 1922 года размещался концлагерь для белогвардейцев и политических противников новой власти. С конца 1922 года в монастыре находился жилой поселок имени Калинина рабочих завода «Гужон» (в настоящее время завода «Серп и молот»).
В 1933 г., по заключению проф. А. Некрасова, монастырь находился в «ужасающем состоянии», так что, по его мнению, стены, башни и «жилые дома» (бывшие кельи) подлежали сносу.
Строения монастыря использовались варварски. В 1930-х монастырскую колокольню разобрали на кирпич. Тогда же разрушили южную стену и юго-западную башню. Неоднократно поднимался вопрос о сносе всех зданий монастыря и строительстве на его месте высотного здания.
Идея создания в Спасо-Андрониковом монастыре музея возродилась после Великой Отечественной войны. В 1947 г. было высказано предложение образовать здесь историко-архитектурный заповедник. В 1960 г. на территории и в постройках Андроникова монастыря был открыт Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублёва (в настоящее время Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени преподобного Андрея Рублёва (ЦМиАР ).
18 декабря 1991 г. Указом Президента РСФСР № 294 ЦМиАР ввели в «Список особо ценных объектов культурного наследия, являющихся достоянием народов России». 11 июля 1994 г. Правительство РФ выпустило Постановление № 828 за подписью Премьер-министра РФ: утвердить Положение о ЦМиАР как особо ценном объекте русской культуры.
После признания в 1947 году Спасского монастыря памятником культуры кардинальная перепланировка собора, связанная с уничтожением поздних пристроек и изменений проведена в 1959-1960 годах во время реставрационных работ.


Рецензии