О месте захоронения андрея рублёва часть 4

Владимир СОЛОВЬЕВ
О ВОЗМОЖНОМ МЕСТЕ ЗАХОРОНЕНИЯ РУССКИХ ИКОНОПИСЦЕВ АНДРЕЯ РУБЛЁВА И ДАНИИЛА ЧЁРНОГО часть 4

Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. Их жизнь и смерть
Сведения о жизни Андрея Рублева и Даниила Чёрного содержатся в разных редакциях житий и летописей с существенными разночтениями, – в одних случаях дополняя друг друга, в других оказываются разноречивыми и даже противоречивыми.
Основные данные о биографии этих иконописцев я почерпнул из фундаментальных исследований одного из лучших знатоков творчества Андрея Рублёва исследователя и реставратора древнерусской живописи Веры Григорьевны Брюсовой и личных бесед с ней. Еще в 1944 году в составе бригады реставраторов из пяти человек В.Г. Брюсову направили в освобожденный от немецкой оккупации Новгород для участия в работах по реставрации разрушенных памятников средневековой архитектуры (Софийский, Знаменский и других новгородские соборы). Вера Григорьевна изучила всё, что известно о Рублёве, лично проанализировав более ста летописных списков, касающихся событий времени жизни великого иконописца, провела их текстологический анализ . По моему мнению, её выводам стоит доверять.

Вера Григорьевна Брюсова и судебно-медицинский эксперт, Сергей Алексеевич Никитин показывает её восстановленный по черепу облик Андрея Рублёва. 2004 год. Фото В. Соловьева
Точно определить время монашеского пострига Андрея Рублева не представляется возможным. Предполагается, что он принял монашество перед 1405 годом. Преподобный Андрей Рублев находился в тесном духовном общении с учениками преподобного Сергия Радонежского – преподобными Никоном Радонежским, Андроником Московским, Саввой Сторожевским, Афанасием Высоцким Старшим. По духу Андрей Рублев несомненно является учеником преподобного Сергия Радонежского. Живя среди столь высокодуховных иноков, Андрей учился святости и подвижнической жизни. Он глубоко вникал в учение Церкви и в жития святых, которых он изображал. Это позволило его таланту достичь художественного и духовного совершенства.
В 1408 году инок Андрей впервые упоминается вместе со своим сопостником Даниилом Чёрным. Тесная духовная связь двух знаменитых иконописцев продолжалась около двадцати лет.
Основные работы Андрея Рублёва находились в Москве, Владимире, Звенигороде и Троице-Сергиевом монастыре.
Сведения об Андрее Рублеве содержатся, кроме летописей, в «Житии Сергия», «Житии Никона», в «Духовной грамоте» Иосифа Волоцкого, в святцах и других источниках.
Житийные повести Сергия Радонежского и Никона наряду с летописями являются одним из главных источников для изучения биографии и творческой деятельности Андрея Рублева.
«Житие Сергия» было составлено впервые около 1418 года учеником Сергия Радонежского Епифанием Премудрым на основании более ранних записей. Епифаниевское «Житие» оканчивается описанием преставления Сергия Радонежского (1392). Епифаниевская редакция в своем полном виде не сохранилась, она была использована Пахомием Сербом в последующих переработках. Параллельно с работой над «Житием Сергия» Пахомий трудился над составлением «Жития Никона», ученика Сергия и его преемника.
Наибольший интерес для нас представляет последний год жизни Андрея Рублёва и Даниила Чёрного, место и дата их смерти, а также посмертная история останков великих иконописцев.
До сих пор не установлено, была ли последней работой Рублева роспись собора Андроникова монастыря, как об этом свидетельствует житие Никона в пространной редакции, или «последним рукописанием» Андрея и его друга и «сопостника» Даниила стала роспись Троицкого собора Троице-Сергиевского монастыря, как об этом сообщается в краткой редакции жития.
Сегодня годом смерти художника считают 1430-й. Этот год указан в месяцеслове и принят как достоверный. Дата смерти была принята после выступления известного архитектора, П.Д. Барановского, прославившегося спасением памятников культуры. П.Д. Барановский в выступлении на объединенном заседании Сектора архитектуры и Сектора живописи Института истории искусств АН СССР 11 февраля 1947 года заявил о том, что ему удалось разыскать в архивах и восстановить текст надписи с надгробной плиты Андрея Рублева, списанной якобы в XVIII в. в Андрониковой монастыре, на которой читалась точная дата смерти художника – 29 января 1430 года.
По словам П.Д. Барановского, в 1939 г. среди прочих значительных материалов, которые получила его жена М.Ю. Барановская от профессора-архивиста Н.П. Чулкова, работая вместе с ним над «Московским некрополем», была надпись с надгробия Андрея Рублева. По комментариям, которые имелись при этой надписи, можно было с совершенной определенностью судить о том, что она была сделана знаменитым ученым XVIII века историком Герхардом Миллером. От него же надпись поступила к Н.И. Новикову и затем какими-то путями попала к Чулкову .
Кроме того, П.Д. Барановский рассказал, что он своими глазами видел надгробную плиту могилы Андрея Рублева с частично сохранившейся надписью, которую он восстановил по оставшимся фрагментам слов. Данные, приведенные в выступлении П.Д. Барановского, вызывают большие сомнения , поскольку изучение архивных материалов XVIII века и архивных собраний, содержащих документы П.Д. Барановского, хотя и не опровергли, но и не подтвердили его версию. Нельзя исключить, что надгробная плита была «подновлена» в XVI или XVII веке, поскольку подобные надгробные памятники не характерны для начала XV века. Этим объяснялись особенности написания текста.
Исследователь творчества Андрея Рублёва Б.Н. Дудочкин пишет: «Своими действиями в 1946-1947 годах по спасению предназначенного к сносу ансамбля Спасо-Андроникова монастыря, в том числе созданием «эпитафии Андрею Рублеву», П.Д. Барановский не преследовал каких-то корыстных или честолюбивых целей, поэтому он заслуживает неподдельной благодарности потомков. Более того, справедливость требует признать эти действия героическим актом; в случае разоблачения он мог отправиться в места, не столь отдаленные» .
В вопросе о времени смерти Андрея Рублёва и Даниила Чёрного, по-видимому, следует доверять одной из первых и наиболее полных записей об иконописцах. Этим сообщением является текст, включенный в главу «О строении монастыря» жития Никона , написанный Пахомием Логофетом. Здесь говорится о том, как после обретения мощей преподобного Сергия Радонежского (в 1421–1422 гг.) игумен Троице-Сергиева монастыря Никон задумал построить каменную церковь, а построив ее и украсив «разными добротами», «сбирает живописцев изрядных всех превосходящих в добродетели», «Даниила именем и Андрея спостника его и некых с ними». Никон «умолил» художников расписать Троицкую церковь. Из этого следует, что они не могли быть у него «в послушании», то есть не являлись монахами Троице-Сергиевой обители. Это было их «конечное рукоделие». Вскоре умер Андрей, а затем и Даниил. Перед смертью Даниила ему якобы явился в видении «прежде отшедший Андрей», призывая его к себе. Вскоре вслед за Даниилом умер и игумен Троицкого монастыря Никон.
Пространная редакция «Жития Никона» сообщает о том, что по завершении работ Даниил и Андрей «отходят во един от монастырей богом спасаемого града Москвы, Андроников именуем».

Роспись иконописцами Андреем Рублевым и Даниилом Чёрным Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Миниатюра из Жития Сергия Радонежского. Около 1592 года

Преставление Андрея и Даниила в Троице-Сергиевой лавре. Летописный свод 1592г.
В пространной редакции жития Никона воспроизводится этот же рассказ, но с дополнением-вставкой о том, что Андрей и Даниил после росписи Троицкого собора отошли в Андроников монастырь, где также расписали церковь после чего умерли. «И, яко съвершившес(я) вся, абие отходят во единъ от монастырей богомъ спасаемаго града Москвы, Андроников именуемъ. И тамо, церков(ь) во имя Всемилостиваго Спаса такожде подписаними оукрасивше, посл;днее роукописание – память себ;е оставльше. И, мало пребывше, смиренный Андр;й оставиль сию жизнь, ко господоу отиде, также(е) и спостникь его Данилъ».
Выделенный текст в пространной редакции является вставкой в текст краткой редакции.
Какой же редакции жития Никона верить?
Вставка, на первый взгляд, нарушает логику и смысл изложения. Древнейший источник – краткая редакция жития Никона – не оставляет ни места, ни времени для перехода Андрея и Даниила после росписи Троицкого собора в Андроников монастырь, чтобы там еще расписать церковь.
Выдающийся русский историк В.О. Ключевский утверждал, что Пахомию принадлежит краткая редакция жития Никона Радонежского, а пространная является переработкой макарьевского времени после канонизации Никона как общерусского святого. Той же позиции придерживается В.Б. Брюсова .
В.Б. Брюсова писала: «Ученик Никона Игнатий, со слов которого Пахомий написал житие Никона, – фигура, известная в Троице-Сергиевском монастыре (впоследствии он стал келарем монастыря). Рассказ Игнатия, составивший, основное содержание краткой редакции жития Никона и записанный уже спустя 10–15 лет после смерти Никона, следует признать, по-видимому, наиболее надежным и достоверным источником. Какие же подлинные факты в нем сообщаются? Никон, обеспокоенный предчувствием своей скорой кончины, а также предвидя «скорое отхождение от мира сего» Андрея и Даниила, «приглашает» иконописцев. Как отмечают летописи, в 1425–1427 гг. в Средней России и в Москве несколько лет подряд были мор и голод. У Никона, следовательно, было основание беспокоиться за свою жизнь и за жизнь иконописцев – если не от голода, то от морового поветрия, тем более что все трое были уже в преклонном возрасте. … Если Никон умер 17 ноября 1427 г., то Андрей и Даниил могли умереть за один-два-три месяца до этого. Таким образом, чтение древнейшего и наиболее достоверного источник; о Рублеве позволяет установить дату его смерти не позднее, чем август – октябрь 1427 года».
В летописях сохранились упоминания об эпидемии чумы 1427 года, когда "на Москве почялъся мор злее прежнего", и "после того мору, как после потопа толико лет люди не почали жити, и сделались недолговечными".

Погребение Андрея Рублёва и Даниила Чёрного в Андрониковом монастыре. Летописный свод 1592 год

Вставка-интерполяция в пространной редакции жития Никона о переходе Андрея и Даниила после росписи Троицкого собора в Андроников монастырь может иметь два объяснения. Составитель данной записи сообщает как о фактах достоверных: о возвращении иконописцев после росписи Троицкого собора в Андроников монастырь, где они потом и умерли; что здесь они расписали церковь – возможно, не в данный момент, а когда-то. В таком случае в этой вставке нет ничего ложного.
Расстояние между Москвой и Троице-Сергиевой лаврой около 70 км. Андрей Рублёв и Даниил Чёрный за короткое время могли добраться до Андроникова монастыря, еще до начала болезни, продолжить роспись Спасского собора и умереть до кончины преподобного Никона Радонежского.
В любом случае из летописных текстов можно понять, что тела Андрея Рублёва и Даниила Чёрного после смерти были доставлены в Спасо-Андроников монастырь и там захоронены, либо сразу после завершения росписи храма в Троице-Сергиевом монастыре они вернулись в свой монастырь и там умерли незадолго до смерти архимандрита Никона в ноябре 1427 года.
Если иконописцы умерли в Троице-Сергиевой лавре, то не исключено, что в условиях эпидемии чумы их тела доставили в Андроников монастырь не сразу, а, например, в 1430 году, что могло внести путаницу в даты смерти и перезахоронения.
Вере Григорьевне Брюсовой удалось найти ранее неизвестную запись, а именно первое упоминание о могиле Рублева. Запись эта имеется в рукописном сборнике начала XIX в. в собрании Ярославского Историко-архитектурного музея-заповедника . В предисловии к книге автор сообщает, что она составлена «керженским постриженником Ионою» и что он трудился над нею более двадцати лет. Иона собирал всевозможные источники, а также включал те сведения, которые были ему лично известны.
О древней колокольне над могилой преподобного Андрея Рублева известно также, что в самом конце XVI века она была перестроена святителем Арсением Елассонским.
В настоящее время местонахождение этой колокольни установлено точно: обнаружены остатки её фундамента и фрагменты архитектурного декора, но полноценные археологические раскопки на этом месте не производились. Осенью 2025 года Главным управлением криминалистики Следственного комитета Российской Федерации на территории Спасо-Андроникова монастыря были проведены исследования с использованием георадара, которые позволили уточнить место расположения колокольни Спасского собора.

Монах-старообрядец Иона Керженский «Алфавит российских чудотворцев». Около 1819 г. Лист 256 об. Церковнославянский текст.
Расшифровка текста: «Прежде бо преставися Андрей, потом же вскоре разболеся и спостник его Даниил, которой в конечном издохновении виде своего ученика - Андрея, во мнозей славе; и с радостию призывающа его в вечное оно и безконечное блаженство. Святость обоих их свидетельствуют и древлеписменныя месяцословы. Святые же их мощи погребены и почивают в том Андрониеве монастыре под старою колоколнею , которая в недавном времени разорена, и место сравнено з землею, яко ходити по ней людем всяким и нечистым. И тем самым предадеся забвению о тех их святых мощах. Преставление их полагается в лето 6938-е , ибо они росписывали и в Сергиевом монастыре церковь Живоначалныя Троицы (созданную преподобным Никоном) стенным писанием».


Рецензии