О месте захоронения андрея рублёва часть 5

Владимир СОЛОВЬЕВ
О ВОЗМОЖНОМ МЕСТЕ ЗАХОРОНЕНИЯ РУССКИХ ИКОНОПИСЦЕВ АНДРЕЯ РУБЛЁВА И ДАНИИЛА ЧЁРНОГО часть 5
Прославление Андрея Рублёва и Даниила Чёрного в лике святых
Вскоре после кончины Андрея Рублева началось почитание его как преподобного. В XVI веке на миниатюрах рукописей появились изображения Андрея Рублева в нимбе. Стоглавый Собор, состоявшийся в середине XVI века, возвел его «Святую Троицу» во всеобщий образец. «Сказание о святых иконописцах» сообщает о нем и о Данииле Чёрном как о преподобных. Строгановский иконописный лицевой подлинник конца XVI века характеризует иконы Андрея Рублева как особенно благодатные и указывает на принадлежность его к духовной традиции преподобных Сергия и Никона Радонежских. В числе святых иноков Андроникова монастыря Андрей Рублев и Даниил Чёрный названы в месяцеслове Симона (Азарьина), относящемся к середине 50-х годов XVII века. В Троице-Сергиевом монастыре Андрей Рублев всегда почитался как местночтимый святой, его память совершалась в один день с памятью преподобного Андрея Критского.
Поместный Собор Русской Православной Церкви 1988 года причислил Андрея Рублева и Даниила Чёрного к лику святых для общецерковного почитания. Они стали первыми художниками-иконописцами, канонизированными православной церковью.
История останков игуменов Андроника, Саввы, Александра и Ефрема
Вопрос о принадлежности останков двух человек, обнаруженных в 1993 года под алтарём Спасского собора иконописцам Андрею Рублёву и Даниилу Чёрному невозможно решить без рассмотрения судьбы останков первых игуменов Спасо-Андроникова монастыря.
Естественно предположить, что местом их захоронения была территория монастыря.
Преподобный Иосиф Волоцкий в «Отвещании любозазорным и кратком сказании о святых отцех, бывших в монастырех Рустей земли» (1507 г.) называет Андроника Московского в числе наиболее чтимых русских святых, но общецерковной канонизации преподобного Андроника не было.
Согласно именному указу Екатерины II от 4 марта 1763 года, поручиком Петром Свиньиным произведена подробная опись численного состава монастыря, включавшего одного архимандрита, четырех иеромонахов, двух иеродиаконов, четырех монахов, одного белого священника и одного диакона, всего 14 человек. Монастырских служителей насчитывалось 12 человек, среди которых были конюхи, портные и кузнецы. Также была описана церковная утварь, находившаяся в каждом из монастырских храмов. Кроме того, описали монастырскую ризницу, состоящую из богатого собрания крестов, евангелий, церковных сосудов и облачений на престол и жертвенник, митр, священнических и диаконских облачений и книг.
Свиньин пишет, что 1763 году рядом со Спасским собором стояла колокольня, пристроенная к нему. На колокольне находилось восемь колоколов, один из которых был разбит.
Мощи преподобных Андроника и Саввы в этой описи не упоминаются .
Впервые сведения о мощах преподобных Андроника и Саввы появились в 1787 году.
Подробная история пребывания мощей в Спасском соборе описана Ольгой Владимировной Никифоровой заведующей отделом научно-просветительной работы Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева .

Из «Исторического и топографического описания городов Московской губернии с их уездами с прибавлением исторического сведения о находящихся в Москве соборах, монастырях и знаменитейших церквах» за 1787 год известно, что святые мощи преподобных Андроника и Саввы почивали в одной гробнице в соборе Спаса Нерукотворного Образа в Андрониковом монастыре у северной стены, «неизвестно чьею печатью запечатанные».

Мощи преподобного Андроника Московского и преподобного Саввы были обретены (время их обретения неизвестно), но «оставлены под спудом», однако не под землей, а в Спасском соборе Андроникова монастыря, в запечатанной гробнице, над которой был устроен балдахин. В 1812 году французы разграбили и сожгли Спасский собор. Мощи Андроника и Саввы были частично разграблены. Глава преподобного Саввы исчезла, что было подтверждено при проверке, проведенной в 1853 году.
Из «Исторического описания Спасо-Андроникова монастыря», составленного в 1865 году архимандритом Сергием (Спасским) (настоятель монастыря в 1880-1882 годах), известно, что в 1812 году, во время нашествия французов, в Андроникове был пожар, своды и глава собора упали внутрь храма, «но мощи преподобных Андроника и Саввы остались».
По другим сведениям святые мощи пострадали от огня и потому были положены в окованный серебром ковчег, который поместили внутри их раки. По словам старожилов монастыря, «свидетели, видевшие мощи преподобных Андроника и Саввы, утверждают, что в 1812 г. они видели ясно две головки святых».
В 1853 году состоялось разбирательство Святейшего Синода по требованию митрополита Филарета (Дроздова) о судьбе мощей Андроника и Саввы.
Настоятель Андроникова монастыря архимандрит Платон (настоятель в 1848-1863 гг.) пояснил, что в 1848 году он, пытаясь исправить устроенную над мощами Саввы и Андроника закрытую раку, «имел случай усмотреть состояние мощей, и усмотрел, что главы преподобного Саввы нет».
Согласно опросам населения, живущий в соседстве преклонных лет ямщик Бакулин сказал, что «в 1812 году иконостас вышеозначенной Спасской церкви был сожжен, и купол упал, и церковные двери не запирались; что монашествующих в монастыре в то время он не видал».
В 1858 году по предписанию Московского митрополита Филарета (Дроздова) московскими благочинными были доставлены его Высокопреосвященству сведения о святых мощах и святых иконах, «особенно достопримечательных, хранящихся в Церквах в городе Москве». В документе, поданном ему значится:
«Святые мощи, почивающие полными телами в храмах г. Москвы.
…II. Сокрытые под спудом: …Преподобных Андроника и Саввы - в Андрониковом монастыре».
В главной описи церковного и ризничного имущества за 1859 год содержится описание раки со святыми мощами преподобных Андроника и Саввы.

В 1870 году потомственным почетным гражданином Санкт- Петербурга, купцом 1-й гильдии Алексеем Михайловичем Полежаевым (1809-1872) была пожертвована новая серебряная позолоченная рака весом 5 пудов 11 фунтов, с бронзовою вызолоченною сенью.
15 августа 1915 года в «Московском листке» помещена статья, скрывшегося под псевдонимом «С.К.», в которой описывались древняя обитель и рака с мощами преподобных: «В северо-западной части собора под балдахином в серебряной раке почивают под спудом мощи преподобных Андроника и Саввы, первых игуменов обители. Мощи до 1812 года почивали открыто, но во время пожара, опустошившего монастырь, сгорели и теперь помещены в серебряный ковчег под спуд». Как выглядели «сгоревшие» мощи, автор не пишет.
В марте 1922 года в период всероссийской кампании по изъятию церковных ценностей из храмов Спасо-Андроникова монастыря, ризницы и часовни на Вороньей улице согласно письму, отправленному из Совета рабочих депутатов Рогожско-Симоновского района в Ц.К. ПОМГОЛА, было изъято «золота 5 фун. 64 зол., бриллиантовых камней 625 шт., алмазовых 125 шт., жемчужных риз 2 фун. 18 зол., 2 серебр. креста с жемчужн. оправой 6 ф. 6 зол., серебро разн. и разн. простые камни; всего ... общего веса 28 п. 33 ф. 90 зол.».
Этой же Комиссией произведено вскрытие мощей преподобных Андроника и Саввы, в результате чего составлен акт № 11 от 22 марта 1922 года:
«Мы нижеподписавшиеся Члены Комиссии по изъятию церковных ценностей Рогожско-Симоновского Района: Захаров Степан Степанович - Представитель - Контролер «Гохрана», Павлоцкий Тимофей Федорович и Уполномоченный МГО ГПУ - Семенов Тимофей Тимофеевич, на основании постановления ВЦИК от 16/11 1922 года об изъятии церковных ценностей в пользу голодающих, составили настоящий акт о вскрытии мощей Саввы Андронина (так в тексте. - О. Н.), находящихся в Андроньевском Монастыре, причем в описи имущества означенного монастыря рака-мощи не значилась. … В силу технической невозможности снять серебро не разбирая раки, мощи были вскрыты, причем в раке оказалось: ящик длиною 2 ; арш., шириною 18 вершков и глубиною 20 вершков, в последнем оказались два небольших ящика, один из них двухместный без крышки, в котором находятся 6 кусков прозженых риз, 5 кусков гнилых досок, похожих на бочковые и 5 фунтов земли и песку и во втором похожем на глубокую крышку, которой и был накрыт восковой слиток, из которого торчит 3 кости. Слиток размеров: длиной 12 вершков (53,4 см), шириной 7 вершков (31,5 см) и толщиной 2 вершка (9 см) .
Общий внутренний вид: по углам большого ящика - паутина и пыль. По снятию серебра, рака-гроб были сложены в том же порядке и поставлен на место (далее следуют подписи представителя МГО ГПУ, представителя Комиссии, Представителя Гохрана и 3 подписи ювелиров и рабочих Гохрана, принимавших участие при вскрытии».
Подобный акт был составлен и представителем Московского Губернского Отдела Семеновым:
«22 марта 1922 года. Акт. На основании декрета В.Ц.И.К. от 16 февраля 1922 года представители нижеупомянутых учреждений:
1. Московский Губернский Отдел тов. СЕМЕНОВ,
2. Рогожско-Симоновского Района тов. ЗАХАРОВ,
3. от Гохрана тов. ПАВЛОЦКИЙ составили настоящий акт на вскрытие мощей Саввы и Андрона, находящихся в Андроньевском монастыре Рогожско-Симоновского района. Во время производимых практических работ по изъятию церковных ценностей серебряной раки, которая значилась по описи в Андроновском монастыре благородного металла 7 п. 20 ф., а посему: во время изъятия ценностей от вышеназванной раки в силу необходимых вещей и технических невозможно было обойтиться не вскрывая раки, т.е. серебро было привернуто болтами, а посему при вскрытии так называемых мощей оказалось следующее: в середине серебряной раки деревянный ящик длиною 2 ; аршина, шириною 18 вершков, глубиною 20 вершков. В середине этого ящика стояли два маленьких ящика, один из них двухместный без крышки, в нем оказалось 6 кусков горелых тряпок, пять кусков гнилых досок вроде бочки, 5 фунтов земли и песку. В другом ящике вроде футляра, которым накрыт был брус плавленого воска. Воск из себя представлял 12 вершков длины (53,4 см) , 5 вершков (22,5 см) ширины и 1 ; вершка (6,675 см) толщины. В нем залиты три кости вроде птичьих . Воздух страшно спертый и сильное зловоние. Вышеназванные мощи Саввы и Андрона опять закрыты и поставлены в деревянном ящике на старое место, а посему и подписываемся к настоящему акту ».
Членов комиссии, изымавших церковные ценности в марте 1992 года мало интересовали мощи святых Андроника и Саввы. По-видимому, акты представителей власти объективны в части наличия и сохранности мощей и им следует доверять. Не исключено, что мощи могли сильно пострадать в результате пожара 1812 года.
Из акта следует, что мощи преподобных Андроника и Саввы были оставлены комиссией в Спасском соборе. Дальнейшая судьба их неизвестна. Согласно сведениям из документов за 1918-1919 годы, хранящихся в архивах Москвы, следует, что члены церковной общины Спасо-Андроникова монастыря имели доступ ко всем помещениям Спасского собора и мощам. Возможно, прихожане спрятали мощи, опасаясь их изъятия. На сегодня секрет места нахождения святых мощей преп. Андроника и Саввы, находившихся в раке Спасского собора утрачен.
Раскопки, проведенные в начале 1990-х годов под алтарём Спасского собора дали основания для оптимизма. По-видимому, Андроников монастырь вместо утраченных вновь обрёл мощи преподобных Андроника и Саввы.


Рецензии