О месте захоронения андрея рублёва часть 6
О ВОЗМОЖНОМ МЕСТЕ ЗАХОРОНЕНИЯ РУССКИХ ИКОНОПИСЦЕВ АНДРЕЯ РУБЛЁВА И ДАНИИЛА ЧЁРНОГО часть 6
Обнаружение захоронений четырёх монахов в Спасском соборе Андроникова монастыря
После разрешения проведения церковных служб на территории Спасо-Андроникова монастыря 16 июля 1989 года, был вновь освящен древний собор Спасо-Андрониковой обители, где до конца XVIII века находились фрески Андрея Рублёва и Даниила Чёрного.
С первого же дня существования клир столкнулся с большими неудобствами, так как проводившейся в конце 1950-х годов реставрацией храма не предусматривалось проведение в нем богослужений. Отсутствовали солея, иконостас, храм не отапливался. Не было Святого Престола, даже место его нахождения не было определено. Поэтому в 1993 году по согласованию между приходом и музеем церковная община начала раскопки в алтарной части Спасского собора с целью установления места древнего Престола.
Сначала работы велись без участия археологов.
В ЦМиАР с момента его создания существовало несколько научных отделов по комплексному исследованию древнерусской культуры, градостроительству, археологии, архитектуре, музыке, живописи…
Согласно своему Уставу, ЦМиАР:
«ж) проводит научные исследования, в том числе научно-экспедиционные исследования (археологические (в том числе проведение археологических полевых работ), этнографические и другие, а также охватывающие несколько смежных научных дисциплин)».
К сожалению, музей не проявил должного внимания к проведению полноценных археологических и иных исследований в апсиде алтарной части Спасского собора, хотя в функции музея входило обеспечение изучения и сохранности переданных музею объектов культурного наследия.
По-видимому, руководство музея мало интересовали вопросы, связанные с историей Спасского собора. Как писал искусствовед В.В. Кавельмахер, «Государственные учреждения, в чьих руках Спасский собор находился в течение многих десятилетий, раскопок в соборе вообще не планировали, заранее ограничив свою задачу рутинным восстановлением архитектурного сооружения… Между тем, уже сама методика восстановления памятника такого класса этого требовала.
Было, например, совершенно необходимо исследовать, хотя бы посредством шурфов, подиум собора - для отыскания фундаментов каменной алтарной преграды, которую исследователи сами опрометчиво (таковой в соборе не могло быть!) декларировали. Во-вторых, необходимо было (просто из уважения к истории) попытаться ответить на вопрос, где в соборе находились две известные по поздним источникам местночтимые гробницы (очевидно, - надгробницы) и были ли под ними или вблизи их захоронения? … Иначе говоря, ученых (а это была, как принято теперь говорить, элита тогдашней науки) ни мало не интересовала длившаяся столетиями религиозная жизнь одного из самых замечательных и загадочных московских монастырей, находившихся под прямым патронажем московских митрополитов - ставленников Константинополя ».
Здание Спасского собора принадлежало и принадлежит ЦМиАР. Любые работы на особо ценном объекте русской культуры, в том числе и археологические раскопки, могли проводиться только при наличии открытого листа на проведение работ только квалифицированными специалистами. Такие специалисты имелись в штате музея, но особого рвения к изучению памятника культуры не проявили.
Общиной храма, по благословению Викария Московской Епархии – епископа Арсения, были начаты работы по обнаружению основания древнего престола в связи с устройством белокаменной солеи в Спасском соборе.
У настоятеля Спасского собора протоиерея Вячеслава Савиных сложились добрые отношения с Софьей Владимировной Вашлаевой — директором Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. Она разрешила проведение раскопок под алтарной частью храма. Раскопки первоначально велись негласно членами церковного причта без участия археологов. Был вырыт шурф, который дошел до дубового гроба-колоды, после чего протоиерей о. Вячеслав Савиных обратился в дирекцию музея с просьбой продолжить раскопки с участием профессионального археолога. Этой работой занялся Олег Германович Ульянов , в то время руководитель отдела археологии музея имени Андрея Рублёва.
При проведении археологических раскопок требуется открытый лист, выданный специальными органами. Для памятников архитектуры Москвы таким уполномоченным органом являлся УГК ОИП (прежде ГУОП, ныне Москомнаследие). Именно данный государственный орган выдал О.Г. Ульянову разрешение № 16-03/49 от 22.01.1993 г. на проведение архитектурно-археологических исследований в Спасском соборе Андроникова монастыря. Ни профессиональный археолог Л.А. Беляев, ни церковный археолог С.А. Беляев, ни А.К. Станюкович, ни В.В. Кавельмахер, ни С. Никитин, ни я - никто из всех прочих специалистов, которых священник Вячеслав Савиных допустил заниматься шурфом в алтаре храма, таким разрешением не располагали и формально действовали незаконно.
На глубине 2,4 метра в глиняно-земляном слое были обнаружены человеческий позвонок и древесные остатки в виде трухи вокруг него. Возможно, что это - частица когда-то находившихся в деревянном ковчежце святых мощей, заложенных в основание Престола при закладке каменного собора.
9 марта 1993 года на глубине 2,95 метра (от уровня современного пола собора) была обнаружена сохранившаяся в хорошем состоянии гробовина, сколоченная из досок (погребение № 1). В ней найдены человеческие останки в погребении и сохранившиеся в хорошем состоянии детали иноческого облачения - параманд и плесницы (древнемонашеская погребальная обувь) из кожи.
При расширении стен раскопа открылась еще одна гробовина в виде выдолбленной из цельного куска дерева колоды. В ней сразу же обнаружили останки человека с элементами иноческого облачения - кожаный пояс с металлической пряжкой и плесницы; в погребениях № 3 и № 4 сохранились плесницы.
В марте 1993 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия II работу в раскопе продолжил Сергей Алексеевич Беляев, церковный археолог, старший научный сотрудник РАН, ранее неоднократно привлекавшийся к работе с обретенными Церковью мощами. Официального разрешения на проведение археологических изысканий С.А. Беляев не имел.
Через некоторое время после начала работ О.Г. Ульянов отправился в отпуск и в полном объёме поручил проведение археологических раскопок церковному археологу С.А. Беляеву. С.А. Беляев писал: «Уже после отъезда О.Г. Ульянова в отпуск, при разборке завала, состоявшегося из современного мусора, образовавшегося при ремонтно-реставрационных работах 50-60 годов нашего столетия , на месте археологических работ были обнаружены белокаменные стены, перекрытые сводом. По первому впечатлению, помещение с белокаменными стенами сооружено одновременно с возведением основного объема храма. …По своему местонахождению и устройству это помещение напоминает крипту - специальное помещение, известное в Церкви с раннехристианских времен и до нового времени, служившее для погребения известных лиц».
Посещение Святейшим Патриархом Алексием II останков первых игуменов Спасо-Андроникова монастыря. Справа от Патриарха настоятель Спасского собора протоиерей Вячеслав (Савиных), слева – церковный археолог С.А. Беляев
Несмотря на накопившийся на протяжении столетий культурный слой, можно утверждать, что цокольная часть собора была именно засыпана в XVIII – XX веках, а не наполнена грунтом изначально, и что под храмом в древности находилось обширное помещение - подклет. Об этом наглядно свидетельствует тот факт, что в расчищенной части цоколя мы видим хорошо обработанную изнутри белокаменную кладку. В в таких подклетах, как известно, могли размещаться нижние храмы и усыпальницы.
После того, как О.Г. Ульянов прекратил работу в раскопе, в ходе укрепления и расчистки раскопа были обнаружены еще два погребения: № 3 - гробовина, сколоченная из досок, аналогичная найденной в погребении № 1 и расположенная параллельно ей ближе к фундаменту северной стороны апсиды; № 4 - гробовина-колода, аналогичная найденной в погребении № 2. Она располагалась также параллельно погребению № 2. То есть в раскопе были найдены две пары погребений с аналогичными гробовинами и расположением, явно указывающим на их связь между собой.
Естественнонаучные и исторические исследования подтвердили древность захоронений, восходящую к концу XIV – началу XV века.
Были взяты образцы для радиоуглеродного датирования (ГИН № 10881), которые показали возраст 750 ± 30 лет, что при пересчете в календарный возраст указывает на интервал 1258—1279 гг.
Под глиной выявились четыре плахи. Крайняя была видна еще до проведения раскопок, и из нее взяли образец. Второй образец для датирования (ГИН № 10999) взяли из соседней плахи, причем отобраны лишь внешние кольца древесины ствола. Образцы имели возраст 520 ± 50 лет, что соответствует календарному интервалу 1334—1437 гг.
Из углей со дна ямы отобран образец для радиоуглеродного датирования (ГИН № 11000), который показал возраст 610 ± 50 лет, что соответствуют календарному интервалу 1299—1403 гг.
4 января 1994 года Спасский собор посетил Святейший Патриарх Алексий II, который одобрил проведенные работы и благословил церковный приход на дальнейшие изыскания.
По его благословению судьба святых мощей была вручена назначенной комиссии, состав которой был предложен приходом. В нее вошли:
- архимандрит Алексий (Фролов) (1947-2013) - наместник Новоспасского монастыря (впоследствии архиепископ Костромской и Галичский);
- иеромонах Тихон (Шевкунов) - настоятель подворья Псково-Печерского монастыря в Москве (ныне митрополит Симферопольский и Крымский);
- иерей Вячеслав Савиных - настоятель Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря (ныне протоиерей);
- С.А. Беляев (1936 — 2019) - археолог, старший научный сотрудник РАН;
- А.Н. Овчинников (1931 — 2021) - реставратор, главный специалист ВХРНЦ имени академика И.Э. Грабаря;
- А.А. Малинов - архитектор, зав. сектором ЦМиАР.
Руководство комиссией было возложено на епископа Арсения Истринского (ныне митрополит Липецкий и Задонский).
В патриаршью комиссию по неизвестной мне причине не вошел ни один из сотрудников Центрального музея имени Андрея Рублёва
Далее работы в раскопе, по благословению Святейшего Патриарха Алексия, производились церковным археологом С.А. Беляевым.
Согласно заключению археолога и искусствоведа Олега Германовича Ульянова от 4 марта 1997 года, «Комплексные научные исследования с широким привлечением агиографического материала, миниатюр и данных археологии доказывают с непреложной ясностью, что св. престол храма Спаса Нерукотворного Образа в Андрониковом монастыре был заложен ок. 1424 г. над изголовьем захоронения основателя монастыря Преподобного Андроника († 1373), как то было принято по канонической традиции. При устройстве св. престола в общую раку были перенесены лишь отдельные верхние части св. мощей Преподобных Андроника и Саввы, в то время как нижняя часть св. мощей осталась нетронутой и не была изъята из колод, что по чину закладки храма допускалось лишь по отношению к прославленным угодникам Божиим. Таким образом, настоящей служебной запиской предлагается окончательно освидетельствовать обретенные 9.03.1993 г. св. мощи Преподобным Андронику и Савве. Заведующий сектором (подпись) Ульянов О.Г.» .
С данным заключением О.Г. Ульянова невозможно не согласиться.
Опытный церковный археолог С.А. Беляев, много лет раскапывавший византийские храмы в Херсонесе и Северном Причерноморье, пришел к выводу, что в Спасском соборе обнаружена древняя крипта, в которой находились тела преподобных игуменов Андроникова монастыря.
Захоронение умершего архимандрита в храме не было чем-то необычным для этого времени.
Например, Сергий Радонежский был похоронен в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря, а игумен Савва Сторожевский в 1407 году в каменном соборе Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря.
О том, что гроб игумена Андроникова монастыря Саввы не был зарыт в землю, свидетельствует и еще один любопытный факт. Некий монах Ефрем страдал «от беса блудного». Излечиться он смог только ежедневным молением у гроба Саввы, именно, возле гроба, а не могилы.
Протоиерей Вячеслав Савиных у раскопа в апсиде Спасского монастыря устанавливает место расположения алтаря
В 1994 году скончалась директор ЦМиАР С.В. Вашлаева, сотрудничество с которой оставило добрый след в памяти, благодаря ее постоянной готовности вести диалог с церковным приходом. После её смерти, несмотря на все усилия прихода, работы в раскопе были прекращены до 2000 года ввиду нежелания их продолжить со стороны руководства музея в лице нового директора Г.В. Попова. К сожалению, Г.В. Попов, невзирая на мнение Святейшего Патриарха Алексия II, церковной комиссии и церковной общины, с первых шагов своей деятельности начал настаивать на немедленном прекращении работ в алтаре и засыпке раскопа, мотивируя свою позицию тем, что раскоп опасен для состояния здания собора. Несмотря на жесткую позицию директора музея, его опасения о возможном разрушении собора не только не подтвердились, но, напротив, было установлено, что благодаря раскопу появилась возможность контролировать состояние цокольной части собора при всевозможных внешних влияниях. Была проведена работа по чеканке швов для укрепления фундамента. Музеем установлены контрольные маячки, которые показали, что фундамент в течение последних 30 лет сохраняется в стабильном состоянии. Фундамент собора в 2008 году был обследован на предмет его деформации крупнейшим в России и широко известным в мире специализированным институтом в области оснований и подземных сооружений - НИИОСП им. Н.М. Герсеванова, подтвердивших прочность конструкции собора.
К осени 1994 года состояние мощей и вмещающих их гробовин резко ухудшилось в связи с естественной сыростью окружающего грунта и соприкосновением их с воздухом, о чем учрежденная комиссия сообщила в своем докладе Святейшему Патриарху. По Его благословению 9 марта 1995 года означенной комиссией было совершено переложение мощей в новые ковчеги и помещение их в алтарь собора, где они и находятся в настоящее время. Для сохранности остатков гробовин вокруг каждой из них соорудили кирпичные саркофаги, накрытые мраморными крышками.
Свидетельство о публикации №225121301814