О месте захоронения андрея рублёва часть 7
О ВОЗМОЖНОМ МЕСТЕ ЗАХОРОНЕНИЯ РУССКИХ ИКОНОПИСЦЕВ АНДРЕЯ РУБЛЁВА И ДАНИИЛА ЧЁРНОГО часть 7
Обнаружение захоронений четырёх монахов в Спасском соборе Андроникова монастыря
К этому времени церковный археолог С.А. Беляев полностью отстранился от работы в раскопе.
Несмотря на катастрофическую обстановку с останками, ЦМиАР, понимая всю сложность ситуации, отказывался провести работы по консервации археологического памятника. В одном и том же отчете О.Г. Ульянов пишет о том, что «разработаны методические рекомендации по консервации археологической древесины в лаборатории ГНИИР (выявлены уникальные характеристики центральной колоды со св. мощами под св. престолом - см.: Отчет о химических исследованиях 1995 г. в Научном архиве Музея)» и указывает: «Совместной Комиссией ведущих специалистов ВХНРЦ (А.Н. Овчинников) и ГНИИР зафиксирована ошибочная методика С.А. Беляева, повлекшая разрушение колод (см.: протокол от 8.06.1995 г.)».
То есть из-за халатности работников Музея имени Рублёва погибли древние артефакты. Спрашивается, зачем было разрабатывать методики консервации древесины дуба, если их не применять? Этот факт говорит о безразличии к итогам исследований и полном отсутствии контроля за раскопками со стороны ЦМиАР.
Если даже массивные дубовые колоды, отлично сохранившиеся в течение более 500 лет, не выдержали критических условий изменившейся обстановки, то, что можно было говорить о костях в четырёх захоронениях? Они были на грани полного разрушения. Почти десять лет настоятель Спасского собора протоиерей Вячеслав Савиных регулярно обивал пороги музея имени Андрея Рублёва, умоляя принять хоть какие-то меры к сохранности останков первых преподобных архимандритов Андроникова монастыря. Это был «глас вопиющего в пустыне». Музей «стойко держал оборону» и его сотрудники категорически отказывались спуститься в раскоп, чтобы хотя бы оценить сохранность останков. Единственное, что предлагали сделать директор музея Г.В. Попов и археолог Л.А. Беляев - это засыпать раскоп песком. Интересно, что за долгие годы директор музея Г.В. Попов так ни разу и не побывал в раскопе, хотя для этого нужно было подняться с кресла в кабинете и пройти около 50 метров по асфальтированной дорожке.
После того, как в 1994 году церковный археолог С.А. Беляев начал раскопки в апсиде собора, между музеем и церковной общиной возникли напряженные отношения. Музей после того, как археологический памятник оказался под угрозой исчезновения категорически отказывался продолжать работы по его спасению. Когда скандал вышел за рамки Андроникова монастыря, в адрес церковного притча посыпались грубые обвинения. Так Г.Я. Мокеев , заведующий отделом древнерусской архитектуры и градостроительства, пытаясь спасти «честь мундира» музея писал: «Лишь благодаря настойчивости прихожан О.Г. Ульянов смог добиться археологического надзора над работами, при этом на него тут же посыпались кляузы и доносы в администрацию музея со стороны старосты и настоятеля с обвинениями в срыве богослужений. … В неимоверно трудных условиях, когда О.Г. Ульянову "милостиво" разрешили устроить узкий лаз в человеческий рост, через который археолога спускали на веревке, Божиим промыслом было уготовано обрести на глубине свыше 3 м (!) захоронение в дубовой колоде непосредственно под св. престолом. Об этом удивительном событии был незамедлительно уведомлен Святейший Патриарх Алексий 2-й в письме дирекции музея от 12.03.1993 г. (исх. № 50-01/08). … На самом деле по настоянию дирекции музея, обеспокоенной новыми несанкционированными работами, повлекшими за собой катастрофическую ситуацию на памятнике архитектуры федерального значения, была создана специальная комиссия по консервации шурфа в центральной апсиде Спасского собора, в которую входил и Олег Германович Ульянов ».
Под «консервацией шурфа» предполагался полный отказ от проведения исследований и засыпка крипты песком. Понятно, что в таких условиях протоиерей Вячеслав Савиных не мог допустить ситуации, когда мощи первых настоятелей Спасо-Андроникова монастыря без их изучения и даже попыток сохранить бесценные для Церкви реликвии навсегда засыпались песком.
Музей в целях ликвидации раскопа добился проведения внеплановой комиссии Россвязьохранкультуры, созванной директором ЦМиАР.
Археолог Л.А. Беляев подтвердил позицию музея об отказе продолжения исследований захоронений: «Было также рекомендовано немедленно засыпать вырытую в апсиде яму, однако этого не было сделано, и причт, найдя поддержку у группы исследователей (среди которых довольно много докторов наук разных специальностей), продолжил выборку засыпки из-под полов собора. Найдя в них переотложенные останки ещё двух человек (т. н. «погребение № 5), они пришли к выводу, что именно это (а не ранее объявлявшиеся мощами) кости и есть останки Андрея Рублёва, а также (как это ни парадоксально с точки зрения истории) Даниила Чёрного».
Слышать подобные заявления от маститого археолога, по крайней мере, удивительно. Получается, что археологи Музея им. Андрея Рублёва настолько «тщательно» провели исследования в помещении, не превышающем по своим размерам комнату средних размеров в жилом доме (3 х 5 м!), что даже «не заметили» захоронения двух монахов XV века!
Обнаружение останков, предположительно принадлежащих преподобным иконописцам Андрею Рублёву и Даниилу Чёрному
Отчаявшись в том, что сотрудники Музея им. Андрея Рублёва продолжат археологические исследования в Спасском соборе, а не уничтожат раскоп, засыпав его, протоиерей Вячеслав Савиных обратился к Татьяне Дмитриевне Пановой – главному археологу Московского Кремля с просьбой оказать помощь в сохранении останков первых игуменов Андроникова монастыря. Татьяна Дмитриевна готова была безвозмездно оказать помощь в консервации останков, но возникло неожиданное препятствие. Чтобы попасть в раскоп, необходимо было войти в алтарь, а церковные правила этого не позволяли.
Т.Д. Панова посоветовала о. Вячеславу (Савиных) обратиться к Сергею Алексеевичу Никитину – судебно-медицинскому эксперту высшей категории, много лет работавшему с костными останками большой давности.
Сергей Алексеевич, с которым мы давно дружим, в ноябре 2003 года предложил мне участвовать в этой работе.
С.А. Никитин к этому времени имел большой опыт работы с останками большой давности, принимая участие в исследовании и консервации древних захоронений в Московском Кремле, Киево-Печерской лавре, Троице-Сергиевой лавре; в Новгороде помог академику Валентину Янину в атрибуции останков князя Дмитрия Шемяки, успешно занимался исследованием останков Царской Семьи Императора Николая II.
Я до начала работы в монастыре участвовал в нескольких археологических экспедициях выдающихся археологов О.Н. Бадера и В.Ф. Старкова , имел опыт работы с археологическими материалами.
И вновь возникло препятствие. С.А. Никитин давно уже пришел к православной вере, но не был крещён. После того, как протоиерей о. Вячеслав (Савиных) окрестил Сергея Алексеевича в Спасском соборе, можно было приступить к работе.
Необходимо отметить, что собственно археологическими раскопками в крипте мы не занимались. В нашу задачу входила консервация костных останков четырёх ранее обнаруженных захоронений. По особой технологии кости пропитывались воском. Работа велась по выходным дням, и безвозмездно выполнял её Сергей Алексеевич Никитин. Я по возможности помогал ему. Каких-либо изменений в захоронения не вносилось и даже кости первых настоятелей монастыря не сдвигались с места.
Еще в 1993 году на первых этапах археологических работ в западной стене раскопа была открыта небольшая ниша, в которой обнажились два черепа и кости. Работавшие в раскопе археологи не придали значения этой находке, посчитав её каким-то случайным поздним захоронением.
К маю 2003 года, когда работа по консервации останков была закончена, мы обратили внимание на нишу в северной стене абсиды, где находились человеческие кости.
6 мая 2003 г. после полного вскрытия погребения № 5 в алтарной части храма Спаса Нерукотворного Образа в Андрониковом монастыре в г. Москве обнаружены костные останки двух человек. Останки условно обозначены «№ 5А» и «№ 5Б» в продолжении счёта обнаруженных ранее останков четырёх мужчин в погребениях №№ 1-4».
Первоначально мы предположили, что это могли быть останки людей, погибших во время пожара в 1812 году.
Возник вопрос, кого из знаменитых монахов начала XV века (собор построен в 1427 году) могли похоронить вместе с основателями монастыря в крипте под алтарём?
Сотрудники Музея имени Рублёва категорически отказывались принять участие в исследованиях двойного захоронения № 5. На основании обращения настоятеля храма Спаса Нерукотворного Образа протоиерея о.Вячеслава Савиных по инициативе Сергея Алексеевича Никитина на общественных началах была создана комиссия специалистов в области истории, биологии, антропологии, антропохимии, судебной медицины, криминалистики, рентгенологии, строительства и искусствоведения.
Члены комиссии пришли к следующему заключению:
1. Погребение № 5 в алтарной части храма Спаса Нерукотворного Образа в Андрониковом монастыре является местом перезахоронения останков из предшествовавшей могилы. В погребении обнаружены останки двух мужчин европеоидов. Останки условно обозначены «5А» и «5Б». Биологический возраст мужчины «5А» около 45-50 лет, рост около 164 см. Биологический возраст мужчины «5Б» старше 70 лет, рост около 180 см.
3. Умершие были монахами, имели одно и то же занятие, вероятно - работа с металлами, живопись. Химический состав костной ткани двух людей из погребения № 5 сходен, что позволяет сделать предположение о том, что оба этих человека вели одинаковый образ жизни, имели сходное питание. Вероятно, имели одно и то же занятие (работа с металлами, живопись).
Время смерти - конец XIV - первая половина XV веков, исходя из установленного времени изготовления обнаруженного в погребении керамического сосуда.
Учитывая факт перезахоронения останков в одном погребении, можно полагать, что ранее монахи были похоронены вместе.
Перезахоронение произведено после постройки каменного храма Спаса Нерукотворного Образа одномоментно по прошествии значительного временного периода после смерти, когда умершие были уже скелетированы.
Перезахоронение останков в алтарной части храма Спаса Нерукотворного Образа свидетельствует об особом почитании умерших.
4. На основании совокупной оценки результатов исследований можно с высокой степенью вероятности считать, что обнаруженные костные останки являются останками иконописцев Андрея Рублёва и Даниила Чёрного.
Что же явилось основанием для подобных выводов комиссии?
Несмотря на разногласия ученых о месте и времени смерти Андрея Рублёва и Даниила Чёрного, все они сходятся в одном – местом захоронения знаменитых иконописцев стал Спасо-Андроников монастырь. Исторические источники свидетельствуют о том, что могила Андрея Рублёва и Даниила Чёрного находилась у колокольни или под колокольней Спасского собора. Вызывает удивление, что тщательно хранимые с XV века захоронения великих иконописцев неожиданно «теряются» в конце XVIII века . Чем это можно объяснить.
В конце XVIII века на территории монастыря проводились обширные строительные работы. В 1790-е на средства купца первой гильдии С.П. Васильева в Спасо-Андрониковом монастыре началось строительство новой колокольни с церковью святого Симеона Богоприимца (старая накренилась, и, чтобы она не упала, ее разобрали.) Купец пожелал, чтобы новая колокольня была выше колокольни Ивана Великого. Одновременно строятся новые приделы Спасского собора и «подновляются» росписи храма, выполненные Андреем Рублёвым и Даниилом Чёрным. В это время варварски сбивается со стен штукатурка с росписями иконописцев. По-видимому, тогда же вскрыли крипту с гробами первых архимандритов. Монастырь, до этого времени не имевший мощей святых – основателей монастыря неожиданно обретает их, о чем появляется публикация 1787 года .
Чем объяснить, что «святые мощи преподобных почивали в одной гробнице в соборе Спаса Нерукотворного Образа в Андрониковом монастыре у северной стены, «неизвестно чьею печатью запечатанные»?
Объяснение достаточно просто. Часть костей святых Андроника и Саввы взяли из самых древних дубовых гробов-колод крипты. Понять, чьи кости принадлежали Андронику, а чьи Савве, в XVIII веке не могли и поместили их в одну гробницу у северной стены собора. Так и получилось, что некоторые кости лежали в раке, а остальные в гробах-колодах в крипте, то есть «под спудом».
После слома старой колокольни встал вопрос, что же делать с могилой Андрея Рублёва и Даниила Чёрного?
И здесь совершенно неожиданно мы находим разгадку у великого знатока и защитника русской старины П.Д. Барановского . В 1947 году он пишет о возможном месте погребения иконописцев: «Основываясь на исторических традициях прошлого, с большой долей вероятности можно предположить это место вблизи гроба Андроника. Ряд многочисленных примеров (начиная с Никона, погребенного у гроба Саввы), убеждает в том, что Андрей и Даниил погребены у гроба учителя. … Андрей и Даниил умерли после построения собора, и тела их, как учеников Андроника и Саввы, должны быть положены рядом с ними, но уже вне собора. Таким образом, создается почти уверенность в том, что Андрей Рублев погребен у северо-западного угла собора» .
Где же находится захоронение, предположительно принадлежащее Андрею Рублёву и Даниилу Чёрному?
Цитирую акт вскрытия погребения: «17 февраля 2003 г. Погребение, обозначенное № 5 в продолжении счёта обнаруженных ранее четырёх погребений находится в северо-западном секторе произведённого ранее раскопа. Располагается около грубо отёсанных известняковых камней основания северо-восточного столпа. Угол основания столпа находится в 540 см от полюса апсиды и 116 см от её срединной линии. На уровне первого и второго камней второго к западу вертикального ряда имеется вертикальная ниша, расширяющаяся книзу, высотой до 75 см, шириной от 25 до 40 см. То есть, указанные камни являются северной, или правой стенкой ниши. Южной, или левой стенкой ниши является массив достаточно плотного глинисто-песчаного грунта с примесью камней и единичными мелкими древесными углями, хорошо видны тонкие горизонтальные слои белой извести. Верхняя стенка ниши это два крупных белых известняковых камня, на которых лежит большое количество камней более мелких, похожих на осколки известняка. Дно ниши находится в 227 см от уровня пола алтарной части собора…» .
По церковным канонам Андрей Рублёв и Даниил Чёрный, официально не признанные общероссийскими святыми в конце XVIII века, не могли быть похоронены в крипте под алтарём храма. Захоронение в толще стены за пределами алтаря одновременно говорит и о соблюдении церковных правил, и об огромном уважении к личности захороненных «Андрей и Даниил погребены у гроба учителя».
Обратим внимание на то, что дно ниши располагается гораздо выше пола крипты. Все пять захоронений принадлежат концу XIV – началу XV века. Если бы захоронения производились единовременно на монастырском кладбище, могло ли захоронение № 5 так высоко «взлететь» над гробами основателей монастыря?
Мне трудно поставить «точку» в проблеме принадлежности останков Андрею Рублёву и Даниилу Чёрному, поскольку я, скорее всего, был свидетелем работы по идентификации, а не основным её участником. Мной были изучены доводы основных противников признания останков. Постараюсь предельно ясно изложить их точки зрения.
Свидетельство о публикации №225121301819