О месте захоронения андрея рублёва часть 8

Владимир СОЛОВЬЕВ
О ВОЗМОЖНОМ МЕСТЕ ЗАХОРОНЕНИЯ РУССКИХ ИКОНОПИСЦЕВ АНДРЕЯ РУБЛЁВА И ДАНИИЛА ЧЁРНОГО часть 8
Обнаружение захоронений четырёх монахов в Спасском соборе Андроникова монастыря

Олег Германович Ульянов, искусствовед, историк, археолог. Доктор исторических наук, Профессор, Академик Российской Академии Естествознания. Специалист в области изучения искусства и культуры Древней Руси и Византии, а также западноевропейского Возрождения (Леонардо да Винчи). В 1991 г. окончил с отличием аспирантуру Института археологии РАН.
Работал хранителем фондов Оружейной палаты Государственных Музеев Московского Кремля.
С 1989 г. О.Г. Ульянов возглавлял Сектор церковной археологии Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени преподобного Андрея Рублева.
Ряд ученых считает, что О.Г. Ульянов установил точную дату кончины всемирно известного иконописца преподобного Андрея Рублева († 17 октября 1428 года), а также место его первоначального захоронения у старой колокольни Спасского собора.
О.Г. Ульянов был первым профессиональным археологом, привлеченным к исследованию пространства под алтарём Спасского собора Андроникова монастыря.
К сожалению, раскопки он провёл крайне неполно и неквалифицированно, ограничившись лишь одним шурфом, а не всем объёмом крипты. После обнаружения первых захоронений О.Г. Ульянов по непонятным причинам прекратил раскопки и передал их проведение церковному археологу С.А. Беляеву, не имевшему на то полномочий. Возможно, это как-то связано с конфликтной ситуацией с руководством музея (О.Г. Ульянова незаконно уволили из музея Рублёва, а затем суд восстановил его в должности).
Мнение научного руководителя археологических работ О.Г. Ульянова о принадлежности захоронений Преподобным Андронику и Савве было изложено в ряде документов: письме Директора Музея на имя Святейшего Патриарха Алексия II (исх. № 50-01/08 от 12.03.1993 г.). В составленной им исторической справке (с фотофиксацией работ), переданной 18.06.1993 г. секретарю Его Святейшества о. Матфею Стаднюку, а также в информационном письме с научным отчетом о работе в алтаре Спасского собора на имя Епископа Арсения от 29.06.1993 г. Помимо этого в качестве научной интерпретации мнение О.Г. Ульянова было заслушано и одобрено на расширенном заседании Научно-методического совета Музея 26.06.1995 года, а также на заседании Общества ревнителей православной культуры. Научная публикация предложенной О.Г. Ульяновым атрибуции состоялась в академическом ежегоднике "Памятники культуры. Новые открытия.1995" (М., 1996) и в научном сборнике "Московский некрополь" (М., 1996).
О.Г. Ульянов пришел к следующим выводам:
«Комплексные научные исследования с широким привлечением агиографического материала, миниатюр и данных археологии доказывают с непреложной ясностью, что св. престол храма Спаса Нерукотворного Образа в Андрониковом монастыре был заложен ок. 1424 г. над изголовьем захоронения основателя монастыря Преподобного Андроника († 1373), как то было принято по канонической традиции. При устройстве св. престола в общую раку были перенесены лишь отдельные верхние части св. мощей Преподобных Андроника и Саввы, в то время как нижняя часть св. мощей осталась нетронутой и не была изъята из колод, что по чину закладки храма допускалось лишь по отношению к прославленным угодникам Божиим.
Таким образом, настоящей служебной запиской предлагается окончательно освидетельствовать обретенные 9.03.1993 г. св. мощи Преподобным Андронику и Савве.
4 марта 1997 года. Заведующий сектором (подпись) Ульянов О.Г.».
В то же время, О.Г. Ульянов, на мой взгляд, ошибался, не найдя в апсиде под алтарём признаков крипты. Без достаточных доказательств О.Г. Ульянов пришел к выводу о том, что на месте существующего Спасского собора в Андрониковом монастыре ранее (в 1360–1370-е годы) был построен еще один каменный собор. Какие-либо документальные либо иконографические доказательства существования в Спасо-Андроникове гипотетического каменного храма 1360–1370-х годов отсутствуют. На территории Андроникова монастыря в разное время проводились значительные по площади археологические раскопки. Если бы на месте существующего собора ранее находился каменный храм или любое иное каменное здание, то и на такой глубине (тем более учитывая значительный уклон материка под существующим собором) исследователи встретили бы многочисленные следы разрушения предыдущего здания. Однако ничего подобного обнаружено не было.
На дне апсиды Спасского собора в 1993 году был обнаружен тонкий слой плинфы на деревянных лежнях. Это позволяет предполагать, что найденная плинфа являлась фрагментом полов крипты, а земляное основание и пролитые известью лежни – подготовкой под эти полы. Фактически были созданы весьма употребительные в Древней Руси известковые полы, а впоследствии на эти лежни настелили плинфу. Это еще раз подтверждает о том, что помещение под алтарём сразу строилось как крипта.
По моему мнению, О.Г. Ульянов пришел к правильному мнению о том, что под алтарём Спасского собора обнаружены останки основателей монастыря. В то же время, его работу как археолога можно оценить только как неудовлетворительную, поскольку он бросил раскопки в их первоначальной стадии и не возвращался к ним, хотя, как заведующий сектором археологии музея имени Рублёва, нёс полную ответственность за её выполнение.
Двойного захоронения № 5 О.Г. Ульянов как бы «не заметил» и не занимался его исследованием.


Рецензии