Коллекция семи мудрых притч о Великом Учителе
Идёт Учитель с учениками по пыльной дороге.
Видит: глубокая яма, в ней мычит вол-карабао, крестьянин пытается его вытянуть, рубаху разорвал и из неё скрутил верёвку, весь взмок, но сил не хватает, отчаянно матерится.
Учитель посмотрел на учеников и шевельнул бровью.
Они осознали дао, собрались в дружную кучу, половина прыгнули вниз и толкают, половина тянут сверху.
И вот животное спасено.
Крестьянин кланяется, прикладывает руки к сердцу и горячо благодарит Учителя и его учеников.
Идут дальше.
Снова яма.
В ней опять вол.
На краю сидит другой крестьянин и горько плачет.
Учитель прошёл мимо и как бы не заметил.
За горизонтом ученики его тихо спрашивают:
- О Учитель, почему ты не захотел помочь этому крестьянину?
- Помочь плакать?!
--------------
Притча 2.
Однажды к Учителю пришли три молодых человека и говорят:
- О Великий, мы - твои самые верные последователи, веруем в тримурти, жертвуем прасад, мы выполняли все твои заветы, соблюдали все правила, делали асаны, разрывали колесо сансары, читали коаны. Но так и не познали дзен и не достигли нирваны. Что мы делаем не так?
Учитель подумал и говорит:
- Знаете что, ребята, идите-ка отсюда, я даже слов таких не знаю.
--------------
Притча 3.
Учитель, настоящий мастер дзен, сидел на обочине дороги. Мимо ехал важный военачальник в звании оябуна (это пониже генерала, но повыше полковника). Учитель обратился к Нему:
- Господин! Ваша жизненная ци истощена. Позвольте, я помогу вам излечиться.
На что военачальник ответил:
- Как смеешь ты ко мне так фамильярно обращаться, оборванец?
И навешал мастеру дзена люлей.
Учитель отполз с дороги, выплюнул два зуба и сказал:
- Избивая меня, ты попусту потратил драгоценные силы. Но я всё ещё могу спасти твою жизнь.
Но военачальник прекрасно себя чувствовал.
- Видно, я мало тебе ввалил, раз ты продолжаешь дерзить.
И добавил.
Учитель выплюнул третий зуб, отдышался, утёр с рожи грязь и кровь, посмотрел на вельможу и сказал:
- Ты растратил последние силы. Теперь даже я не в силах тебе помочь.
Военачальник развёл руками, вздохнул, по-доброму пнул его напоследок, плюнул в лицо и продолжил свой путь.
Приехал домой и умер.
--------------
Притча 4.
Один человек стал публично оскорблять Учителя:
– Ты безбожник! Ты пьяница! Чуть ли не вор!
В ответ на это Учитель лишь улыбнулся.
Наблюдавший эту сцену разодетый по последней моде щёголь в шёлковых зелёных шароварах спросил Учителя:
– Как же ты можешь терпеть подобные оскорбления? Неужели тебе не обидно?
Учитель опять улыбнулся. И сказал:
– Идём со мной.
Щёголь проследовал за ним в запылённый чулан.
Учитель зажег лучину и стал рыться в сундуке, в котором нашёл вонючий дырявый хлопковый халат. Бросил его щёголю и сказал:
– Примерь, это тебе под стать.
Щёголь поймал халат, осмотрел его и возмутился:
– Зачем мне эти грязные обноски?! Я, вроде, прилично одет, а вот ты, наверное, спятил! – и бросил халат обратно.
– Вот видишь, – сказал Учитель, – ты не захотел примерять лохмотья. Точно так же и я не стал примерять те грязные слова, которые мне швырнул тот человек.
---------------
Притча 5.
В храм заходит хамоватого вида молодой человек, подходит к старому Учителю, без лишних вопросов бьёт его по щеке и, ехидно улыбаясь, говорит:
- А что, учитель, сказано ведь: "ударили в правую щёку, подставь и левую".
Учитель в молодости каких только религий не изведал, три года прожил в Шаолине, делает лёгкое движение ладонью в лоб агрессору, сим отправляет его в угол храма на пол и кротко произносит:
- Сказано также: "какой мерою меряете, такой и вам будет отмерено!"
Прихожане, испуганно:
- Что там происходит?
Дьякон, важно:
- Евангелие толкуют.
---------------
Притча 6.
Как-то раз Учитель с учениками проходил мимо одной деревни, в которой жили их идеологические противники. Жители выскочили из домов, окружили его и начали горячо и зло оскорблять мудрого Учителя. Ученики начали сердиться и уже готовы были дать отпор, но присутствие Учителя действовало успокаивающе. Он молча слушал очень спокойно. И из–за этого спокойствия агрессорам стало как–то не по себе. Возникло неловкое чувство: они оскорбляют человека, не сделавшего им ничего плохого, а он слушает их слова, как музыку. Тут что–то не так.
Оскорбления прекратились, и один из них обратился к Учителю:
— В чём дело? Ты что, не понимаешь, что мы говорим?
Учитель проигнорировал спрашивающего, повернулся к ученикам и сказал:
— Вы разочаровали меня. Эти люди делают свое дело. Они разгневаны. Им кажется, что я враг их религии, их моральных ценностей. Эти люди оскорбляют меня, это естественно. Но почему вы сердитесь? Почему у вас такая реакция? Вы позволили этим людям манипулировать вами. Вы зависите от них. Разве вы не свободны?
Люди из деревни не ожидали такой реакции. Они были озадачены. В наступившей тишине Учитель повернулся к ним лицом и обратился со спокойными словами:
— Вы всё сказали? Если вы не всё сказали, у вас еще будет возможность высказать мне всё, что вы думаете, когда мы будем возвращаться.
Люди из деревни сказали:
— Но мы оскорбляли тебя, почему ты не сердишься на нас?
Учитель ответил:
— Вы свободные люди, и то, что вы сделали — ваше право. Я на это не реагирую. Я тоже свободный человек. Ничто не может заставить меня реагировать, когда я не считаю это необходимым, и никто не может влиять на меня и манипулировать мною. Мои поступки вытекают из моего внутреннего состояния.
И я хотел бы задать вам вопрос, который касается вас. В предыдущей деревне люди встречали меня, приветствовали, они принесли с собой цветы, фрукты, сладости. Я сказал им: «Спасибо, мы уже позавтракали. Заберите эти фрукты и сладости с моим благословением себе. Мы не можем нести их с собой, мы не носим с собой пищу». А теперь я спрашиваю вас:
— Что они должны сделать с тем, что я не принял и вернул им назад?
Один человек из толпы сказал:
— Должно быть, они раздали фрукты и сладости своим детям, своим семьям.
— Что же будете делать вы со своими оскорблениями и проклятиями? Я не принимаю их и возвращаю вам. Если я могу отвергнуть те фрукты и сладости, они должны забрать их обратно. Что можете вы сделать? Я отвергаю ваши оскорбления, так что и вы уносите свой груз по домам и делайте с ним всё, что хотите.
- Я полностью понимаю всё, что вы говорите. Именно при понимании возможно такое глубокое молчание, – продолжил Учитель, — Окружи вы ко мне тридцать лет назад, я бы бросился на вас с кулаками. Тогда не было понимания. Теперь я понимаю. И из–за вашей глупости я не могу наказывать себя. Ваше дело – решать, оскорблять меня или нет, но принимать ваши оскорбления или нет – в этом моя свобода. Вы не можете их мне навязать. Я от них просто отказываюсь; они того не стоят. Можете забрать их себе.
А вот мои ученики, которые ещё не достигли должной степени просветлённости, сейчас вас отп***ят тяжёлыми бамбуковыми палками.
-------------
Притча 7.
Давным-давно жил Великий Учитель, и всё, сказанное им, было Истиной.
Однажды он сказал ученикам:
- Сегодня я умру.
Взял под мышку гроб, вышел за ворота города под абрикос у ручья, лёг в домовину и сложил руки на груди. Ученики стояли вокруг и плакали.
Прошёл день, прошёл вечер, закончился закат, но Учитель не умер. Он встал из гроба и сказал ученикам:
- Точнее сказать, я умру завтра по нашему поясному времени, когда на Аляске будет ещё сегодня.
И ушёл пить чай с мёдом.
Утром Учитель вернулся в гроб. Но прошли долгие часы, а Учитель никак не умирал.
Тогда его лучший ученик вытер горючие слёзы, приладил ко гробу крышку и забил её гвоздями.
Так умер Великий Учитель, и всё, сказанное им, было абсолютной Истиной.
-------------
Притчи сии частью рассказаны мне просветлённым человеком Олегом Бориным в начале 90-х, частью встречены в сетке в ХХI веке и слегка литературно обработаны.
(13.12.2025)
Свидетельство о публикации №225121301875
С ув. ВВЧ.
Полковник Чечель 15.12.2025 09:56 Заявить о нарушении
Алексей Владимирович Горшков 16.12.2025 05:49 Заявить о нарушении