ВО тогда и сейчас, в РФ и Нидерландах

Школьные экзамены я сдавала в 1999. И через пару месяцев за школьными следовали вступительные. Медали у меня не было, так как в аттестате было 4 четверки. Их могло бы и не быть, если бы каждые 2 года мне не приходилось менять школы из-за переездов. Впервые я высшее образование получила в 2004, когда закончила свой филфак. Что осталось в памяти? Мы часами сидели в библиотеках и конспектировали разные научные труды.Мы часами сидели на лекциях и конпектировали эти лекции. Наше присутстве отмечали. Каждая сессия-это тонны книг. Я помню, как много я зубрила и как много я читала. Ночи с чифирем. И вот первый диплом, синий, потому что в нем 6 четверок, осталтные пятерки, Их могло бы и не быть,если бы не хронический невроз и социофобия. . Кому интересно, что я старалась? Никому, кроме меня. Честно говоря, мне нравились эти обьемы информации. Экзамены вызывали спортивный интерес. После окончания испытала пустоту. Ценность аспирантуры филфака в те годы сильно снизилась, знакомые аспиранты бросали свою испирантуру. Ну и специфика русских вузов такова, что аспирантки это как салаги в армии. Их гоняют за пирожками, отчитывают, короче, много унизительного в нарцистической вузовской среде.в 2020 закончила магистратуру РКИ в том же вузе.Больше для развлечения. Понятно, что открыли новое перспективное направление. Но по сути, чтобы преподавать русский иностранцам, нужно просто пройти профильный предмет -методику преподавания языка с большим количеством часов практики. Тщательно проанализировать и сравнить имеющиеся пособия, выработать свою систему. Но 2-годовой курс нагрузили всякой шелухой. Конечно, интересны предметы  такие, как современная русская литература или анализ поэтического текста. Но это все у студентов филологов было на бакалавриате. Зачем влепили это в магистратуру по РКИ? Остальное вообще-обнять и плакать. Может, потому что направление сравнительно новое. В чем разница между этим образованием и тем, что в 2004, лично для меня? Я теперь практически ничего не учила, я ни разу ничего не конспектировала в библиотеке. И на лекциях писать конспекты было бессмысленно. Есть список вопросов к экзамену. Сидишь, слушаешь, помечаешь имена, названия, но это не те конспекты скорописью, как в детстве. Я практически ничего не читала. Ибо все есть в аудиоформате, любую книгу можно скачать и послушать. Это удобно, когда моешь посуду или убираешь квартиру. Но от курса осталось ощущение пустоты, по факту ничего нового.А корочка, да, есть. Но если я преподаю иностранный язык или русский, я по сути учусь этому в процессе, на учебных пособиях и у коллег. Те мне чтобы преподавать русский иностранцам или иностранный русским,это все особо было не надо, за исключением кое-какой инфо по методике. С ностальгией вспоминаю свою учебу в 1999-2004. Тоже методики преподавания русского и литературы  и практики было кот наплакал. Если бы пошла потм работать в школу, пришлось бы все осваивать заново самой. Да, мы изучали русскую и мировую литературу, это плюс. Но как это подать детям-этому внимания надо было уделять больше. Плюс этого образования был в том, что оно фундаментальное, всесторонее. Древнегреческий, латинский, старославянский, философия, логика-ностальгирую. Много было всякого для общего развития, и все казалось жутко интересным. Даже физкультуру вела кандидатка в мастера спорта и мы в итоге к ней ходили на шейпинг платно.Потому что она на занятиях и йогу давала, и разный интересные упражнения, и глаза у нее были как у собаки Баскервилей.
Требовали с нас больше, и мне это нравилось. Что надо больше знать и больше читать. В 2020 требования были минимальные. Даже вступительные экзамены-я ничего не учила, почитала пару дней и сдала тест. В нем были вопросы, ответы, на которые я помню с 2004. Про лингвистические школы.Было чувство, что пятерки нам рисовали. Итог-диплом красный, знаний не сказать, что набралась. Про свой  красный диплом худ. училища тоже добавлю, что большинство дисциплин-проходная шелуха. Но вот все, что касалось орнаментов и иконописи-тут они дали навыки. Но из этих 3 лет на нужные навыки потрачено минимум времени. После 40 я стала жалеть зря убитое время. 2 месяца назад я сдала необходимые экзамены по нидерландскому языку на уровне B1. Это минимальный уровень, с которым можно обучаться в нидерландском вузе на надерландском языке. На английском B2-C1. А я C1 так со своим декретом еще и не сдавала.А теперь и не знаю, сдавать ли и стоит ли учиться на нем, потому что потом на работу все равно на нидерландском устраиваться. Ну так вот,от балды и скуки началась у меня месяц назад учеба на нидерландском языке в нидерландском вузе. Специализация-прикладная психология. Понятно, что пока было только несколько занятий, ибо у меня такая специфическая нидерландская заочка, когда через каждые 2 недели день выделяляется на очную учебу или онлайн. Очные леции были в Роттердаме, пришлось ехать поездом, но по времени быстрее, чем из моего калининградского дома до калининградского вуза:) На учебе все интерактивное. Смотрим и обсуждаем презентации. Студенты все с планшетами и ноутами. Я с ноутом тоже приперлась. Хотя по сути он мне и не нужен. Можно запросто конспектировать в запрещенном в РФ мессенджере в мобиле. Ручки-тертрадки-неа, не слышали. В мессенджере студенты создали групу с тьютором. Это преподша, отвечающая на вопросы.Вся инфа про обучение на платформе, там у каждого личный кабинет. В кабинете инфа о литературе, датах встреч и экзаменах.Эта же система автоматически высылает нам книжки на дом. Если она сбоит, административная глухомань долго с ней возится, никто ничего ни в чем не понимает. Зато не надо ехать в библиотеку и не нужен студенческий билет. И дз скидывают  туда же, на этоу же платформу. Все так странно мне. Я динозавр. Я ностальгирую по времени, когда я вела дневники. Мои конспекты со школы и вуза до сих пор валяются у родителей на антресолях. А книга для меня-священна. Книги мы привыкли собирать на полках, пялиться на них, проходя мимо, читать. А тут нет книг. Они все на носителях. Нет, местный вуз мне выдал толстые книжки на нидерландском, в мягких глянцевых обложках. Возрастная психология. Введение в психологию...и др. Но я их как учебники не воспринимаю. Они цветные, глягцевые. Все не так, короче. Сидим с мужем, читаем вечерами...система зачетов-экзаменов-тестово-десятибальная. Как и когда я сдавала экзамен голландского... Но вопосов к экзаменам нет, даже намека нет. Вот книги, их надо знать, из них надо вычленить главное. А что спросят-большой секрет. Ну ок.Все-все-все необычно и странно. Моя настоящая учеба была в доинтернетную эпоху, когда мы верили, что инфа передается чтанием и конспектированием. А она передается уже давно не так. Студенты не ходят на лекции. А зачем, если все есть в видеороликах? Местные их слушают дома, валяясь в кроватях, ходят только на семинары и тесты. Раньше я и иностранные языки иначе учила. Зубрила слова, выучивала тексты. А теперь нет. Голландский-муж ржал надо мной и русская училка голландского тоже. Я  не учила слова, зато много трещала. Ну и в итоге дотрещалась, пошла учиться на нидердандском этом. Говорю преподавательнице, мол, видите ли, у меня это неродной язык. А она мне, да, мол, все, ок, я тебя понимаю. И студенты такие добрые, мол, и мы тебя тоже. А я им "так проблема-то, что я вас не понимаю:) Ну, понимаю процентов на 80;". Да...очень забавно так учиться. Зато какую-нибудь теорию Пиаже можно загуглить на русском и допонять на русском что не поняла на нидерландском. А вообще я бы много чему учиться пошла. В Ляйдене вон кафедра санскрита простаивает без меня:)  ИЗО бы училась. Ну и всяким снова филологиям. Еще философия, культурология, религиоведение, индология ...столько всего прикольного! Особенно прикольно то, за что денег не платят:)И все же я думаю, большой плюс старой советской системы был в том, что отвечать по билету на экзамене значило выучить ответ и уметь свою позицию донести. Это сложнее тестов. Плюсы тестов в том, что не надо зубрить, с другой стороны. В моем сегодняшнем возрасте я учусь иначе. Во-первых, значимость всего снижена, не конец света завалить. Лично для меня это важно с моей невротической структурой личности. Учиться для удовольствия куда приятнее, чем из страха. Но самое интересное  что только то знание остается с нами, которое, действительно, интересно, нужно и важно, от которого загораются глаза. И если с этой позиции посмотреть, то мы ежедневно гуглим в интернете множество разных вещей, этот процесс мог бы стать учебой при разумном подходе. Образование ведь это не то, что тебе навязала система образования. А то, что ты сама взяла, в чем ты сама жизненно нуждалась.
Русские вузы тоже перешли на онлайн обучение в пандемию. Но все равно система экзаменов сохраняется. ЭГЭ, с одной стороны, частично помогают избегать коррупции и снимают стресс, который был в моем детстве, когда сначала школьные выпускные, потом вступительные. Но в вузах все равно оценки зависят от личных отношений, блата, взяток и от того, хочет ли твой препод залезть тебе в трусы. Тестовая система в Нидерландах этот личностный фактор уничтожает. Но и в принципе личностный фактор уничтожает. Он проявляется в другом. В РФ мы тряслись перед преподавателями в наши лет 20, бегали на переменках покупать пироженки в киоск, прибегали на лекции и боялись чихнуть лишний раз, опоздать, задать вопрос. Потому что в РФ преподаватель немного небожитель, он может публично унизить, может из личной неприязни испортить зачотку. А здесь вместо киоска ресторан, и темнокожая наша Ракель сидела там с нами за одинм столом. Все иначе.Абсолютно все.
 


Рецензии