Счастливая двоечка

             
           Обращение к читателю очерка.

     Во время работы над книгой я разыскивал детей сослуживцев моего отца Ивана Павловича Трушина, чтобы получить информацию из первых рук. Так я познакомился с дочерью Павловских – Валентиной Ильиничной и её и внучкой Марией.

     А позже, будучи в Севастополе, мы встретились лично. Вместе посетили погост, где захоронены их родители. Теперь мы поддерживаем теплые, дружеские отношения.

     Выражаю благодарность автору за очерк Сергею Ислентьеву, семье Павловских – за нашу встречу.

     Уверен, что читатели найдут много интересного для себя в этом очерке.
 
     13.12.2025                С уважением      Владимир Трушин

                Счастливая двоечка

     Оружейный авиационный мастер Валентина Угольникова в тёмно-синем комбинезоне, перетянутая в талии брезентовым ремнем, сидела на плоскости самолёта покачивала ногами в больших солдатских сапогах, Она глядела на самую большую землянку аэродрома - командный пункт 659-го истребительного авиационного полка. Изредка бросала взгляды на кабину «ЯКа», в котором, посапывая, крепко спал её командир - младший лейтенант Илья Павловский. Он приказал ей смотреть на командный пункт, как только взлетит зелёная ракета - разбудить.

     В августе 1943 года войска Юго-Западного фронта освобождали Донбасс от немецко-фашистских захватчиков. Враг упорно сопротивлялся. Наступление советских войск поддерживала 17-я воздушная армия. Лётчики истребительных, штурмовых, бомбардировочных авиадивизий, измотанные в боях, пользовались каждой свободной минутой, чтобы вздремнуть.

Вот ракета! Она рассыпалась в небе зелёными звёздочками. Взревели моторы самолётов,

- Товарищ командир, товарищ командир! - закричала Валентина, резко повернувшись к кабине, - ракета!...

    От винта! - крикнул Павловский, как будто и не спал.

    Валентина соскочила на землю с крыла и долго следила, пока истребитель не превратился в точку.


    Минут через сорок самолёты стали возвращаться. Павловский приземлился, подрулил к капониру и уже на земле, подмигнув симпатичной оружейнице, сказал: «Полный порядок». Направляясь в штаб полка, с ноткой удовлетворения добавил: «Ещё одного худого завалил». Валентина радовалась не столько сбитому «мессеру», сколько тому, что её командир вернулся из боя живым и невредимым.


    Младший сержант долго смотрела на удаляющуюся фигуру лётчика, потом перевела глаза на цифру «два» - бортовой номер самолёта. Она знала, что её командир дрался на истребителе под таким номером в небе Сталинграда, был подбит и, рискуя жизнью, посадил машину, Прибыв после госпиталя в 659-й полк, попросил техников нарисовать на борту своего нового самолёта «двойку» и сказал: «Это для меня счастливый номер». Все решили, что Павловский до конца войны будет воевать на самолёте с таким номером. Так оно и было.


В одном из воздушных боёв над Правобережной Украиной на ведомого Павловского насели два «фоке - вульфа». Илья бросился на выручку, огнём отогнал нападавших, но зашедший сзади незамеченным фриц полоснул очередью по его «двойке». Загорелась левая плоскость. Павловский взглянул на высотомер – низко, прыгать нельзя. Открыл фонарь и решил садиться, не выпуская шасси. Удар! Лётчика выбросило из кабины. Это и спасло его - через секунду самолёт взорвался. Очнувшись от удара, Илья пополз к деревне, которую приметил ещё в воздухе. К счастью, это случилось на территории, занятой нашими войсками.

    Его подобрали артиллеристы и отвезли в госпиталь.

    В тот день, проводив командира на задание, Валентина не находила себе места

    -очень уж неспокойно было на душе. Один за другим возвращались истребители, а Павловского всё не было. Как ни всматривалась девушка в небо, как ни прислушивалась, не гудит ли мотор родной машины, «двоечка» не появлялась. Только вечером ей сказали, что Илья нашёлся. Живой. Она, не стесняясь, зарыдала.

    После госпиталя Павловский вернулся в свой полк. Радость Валентины была безмерной.


    Война войной, а жизнь ничем нельзя остановить. Многие пилоты ухаживали за этой миловидной девушкой. Сам командир полка майор Смешков заявил однажды Павловскому:

    Я заберу у тебя оружейника на свой самолёт.

    Не отдам! - ответил Павловский и, резко повернувшись, ушёл.


    Боевая дружба Ильи и Валентины давно переросла в любовь, которая не считалось с войной. В полку многие знали об этом. Влюблённые не хотели, чтобы их близость принимали за пошлые «издержки» войны. И они решили узаконить свои отношения. Произошло это в Югославии, на аэродроме Земун, где, конечно, не было ни сельского совета, ни отдела записи актов гражданского состояния. Жених с невестой предстали перед командиром полка.
    Павловский сказал: «Товарищ майор, Валя - моя жена. Прошу этот факт записать в моё личное дело».

    Свадьба прошла по-фронтовому, без подарков, «выстрелов» шампанского, но весело и с оттенком довоенного домашнего уюта. Гости - лётчики, техники эскадрильи и подруги невесты произносила тосты за счастье новобрачных, кричали «Горько!», пели н танцевали. Такие песни, как «Синий платочек», «В землянке» повторяли несколько раз. Танцевали под патефон, неизвестно, когда и как попавший в эскадрилью, на котором крутили одну-единственную пластинку с песней «Катюша».


    В середине февраля 1945 года Красная Армия овладела столицей Венгрии - Будапештом. Стремясь остановить советские войска, 6 марта противник перешёл в Наступление в районе озера Балатон. Главный удар немцы нанесли по 3-му Украинскому фронту, войскам которого под мощным напором танковых армий пришлось отступать.


    В три часа ночи 17-й воздушной армии объявили боевую тревогу. Лётчики перелетели на тыловые аэродромы, а обеспечивающий персонал пешком двинулся на восток.

    Механик старшина Олейник и моторист сержант Латынов опекали Валентину. Отступали без паники это был не 41 год.   Людей группировали по полкам и направляли на сборные пункты. Дальше по маршрут стояли регулировщики. 
    Со сборных пунктов, отступающих на машинах, развозили по своим частям, Павловский, встретив жену, сразу же пошёл к Смешкову: «Товарищ командир, прошу мою жену увалить в запас и отправить домой. Валентина на третьем месяце беременности, я не хочу, чтобы с ней и моим будущим сыном Ваней что-то случилось».

- Отправим. Как только обстановка разрядится, обязательно отправим.


    На десятые сутки немецкое наступление было остановлено, и за месяц до Победы младший сержант Угольникова уехала на родину в Московскую область. Она вернулась с фронта с орденом Красной Звезды и медалями «За освобождение Белграда» и «За взятие Будапешта».


    В конце мая незабываемого сорок пятого Герой Советского Союза капитан Павловский приехал в Москву из Австрии. Ему, как представителю 288 Павлоградско - Венской Краснознаменной ордена Суворова II степени истребительной авиационной дивизии, лично сбившему двадцать самолётов и ещё десяток - в групповых боях, была предоставлена особая честь - быть участником парада Победы в составе сводного полка 3-го Украинского фронта.


    Отпросившись у начальства, Илья приехал на два дня к жене. Первое, что они сделали, сходили в загс, и Угольникова стала Павловской. Через две недели после исторического парада у них родилась девочка. Илья особенно не расстроился - они молоды, будет и продолжатель славной фамилии. А вот из-за имени новорожденной впервые в молодой семье произошла размолвка.


    Валентина хотела назвать дочку лучезарным именем Светлана, а отец сказал, как отрезал: «Никаких «Свет»! Будет Валентина!» И назвал дочь в честь молодой мамы.


    После войны началась у Павловских жизнь обычной офицерской семьи. Илья Михайлович служил в Румынии, Биробиджане, Хабаровске, на Камчатке. Валентина Дмитриевна следовала за ним, как нитка за иголкой. Привыкла к скитальческой жизни по авиационным гарнизонам, к казённой мебели с инвентарными номерами с ящиками для вещей в укромных уголках той жилой площади, которая им предоставлялась.     Каждый день у Валентины Дмитриевны было, как говорится, хлопот полон рот. Родился второй ребёнок. К лёгкому огорчению Ильи Михайловича, снова дочь, которую теперь назвали Светланой.


    После пятнадцатилетней службы на Востоке полковник Павловский в 1965 году был переведён в Севастополь на должность заместителя командира соединения по лётной подготовке. В 1974 году он уволился в запас.

    Всё дальше в прошлое уходят годы Великой Отечественной войны. В меньше становится среди нас тех, кто отстоял честь, свободу и независимости нашего Отечества. Герой Советского Союза Илья Михайлович Павловский похоронен на кладбище 5-го километра Балаклавского шоссе...


            Очерк Сергея Ислентьева писателя г. Севастополь


Рецензии