Царицынская переволока, где ты? Царицынский замок2
В предыдущей публикации, я обещал продемонстрировать аэрофотоснимок немецкой воздушной разведки с руинами Царицынской крепости. Но, надо же представлять, как она выглядела до бомбёжки. А чертёж крепостных укреплений 1757 года это схема не отражающая реальности городского поселения. В городке, за бревенчатым частоколом, судя по историческим гравюрам и зарисовкам – и церкви были, и высокие здания со шпилями. Оказывается, «Планы Генерального межевания Царицынского уезда, Саратовской губернии за 1798 год» - это весьма полезный исторический документ. Тут вам и город-порт, как на ладони, и каменные церкви, среди деревянных городских кварталов и крепостных стен. Церкви обозначены крестиком. Повторюсь – всё в Царицыне было деревянным, чтобы не возникали вопросы при созерцании этой местности с воздуха, глазами немецких лётчиков. Теперь о том – кто там жил во времена, отражённые на карте? Тут, нам поможет Википедия – «История города Волгограда»: «В первой половине 1760-х годов Царицын представлял собой небольшой город, где проживал 571 человек, среди которых 304 купца, 157 цеховых, 110 бобылей. Гарнизон состоял из лёгкой пехотной команды и гарнизонной батареи». Оказывается, купцов-то там жило больше, чем работяг. Цеховые – это ремесленники. Сапожники, там. Каменщики, печники, столяры, плотники, ткачи, портные, жестянщики и прочие мастера. А бобылями звались мужчины, не имеющие земельного надела и семьи. Полагаю – они были разнорабочими, для выполнения тяжёлого труда не требующего высокого мастерства. Портовые грузчики, землекопы, водовозы, базарные носильщики. Казалось бы – Царицын, в ту пору, был главным городом по всей округе. Но, Википедия «открыла мне глаза». Вот, читайте: «Май 1862 г. — Вступила в строй Волго-Донская железная дорога. Дорога была проложена от Царицына до Калача-на-Дону и соединила Волгу и Дон по кратчайшему расстоянию. Положила начало бурному индустриальному росту города. Эта дорога помогла Царицыну выиграть конкуренцию как торговый центр региона у Дубовки, которой Царицын проигрывал из-за неудобных обрывистых торговых причалов (на месте современной набережной) и менее развитой системы торговых ярмарок». Как вам такой номер!? А помните? На этой же карте, есть Большая дорога от Дубовского посада в станицу Качалинскую! Оказывается, из-за удобной торговой пристани в Дубовском посаде, проложили Большую дорогу, связывающую порты Волги и Дона. А как же в распутицу, когда зарядили дожди, или начался весенний паводок? От Дубовского посада, ведь, не было приличного волока к притокам Дона. Тогда, нужно было сплавляться вниз по Волге до устья современной речки Ерзовки, а на карте 1798 года она кличется Пичугой. Там был волок в сторону Грачевской крепости, а оттуда можно было плавиться на Дон к Паньшино. Вот так дела! Река Волжская Царица изобиловала волоками на все стороны света, но берега торгового порта Царицына, со стороны Волги, были крутоваты и, грузчикам надо было таскать грузы в гору, или скатываться с ними под гору. Поэтому, они брали за свою работу бОльшую цену. Но, как быть с тем, что Царицынский торговый порт охранял гарнизон крепости в 500 штыков, а в богатом Дубовском посаде крепости не было? Волга там, конечно, широка. Но удальцы, типа Стеньки Разина, по Волге шастали, как у себя дома и пиратствовали от души! Разгадка есть на сайте «Царицын-Сталинград-Волгоград»: «Пётр I был первым из русских царей, посетивших Царицын - во время азовского (1695) и персидского (1722) походов. Придавая важное значение Царицыну, как сторожевой крепости на юго-восточных границах Российского государства, Пётр I лично участвовал в разработке проекта реконструкции Царицынской крепости. А незадолго до этого, в 1718-1720 годах, по указанию Петра было построено уникальное для того времени фортификационное сооружение - сторожевая укреплённая линия протяжённостью 60 км между Волгой и Доном - Царицыном и Паньшино. В 1731 году было учреждено Волжское казачье войско с центром в Дубовке». Вот почему, в Дубовском посаде, купцы были «как у Христа за пазухой»! Наверняка, казаки, и обозы в станицу Качалинскую сопровождали. Посад Дубовский, на этой карте, тоже есть. Он так же огорожен «палисадом» и по числу «гражданских» зданий превосходит Царицын. А вот, крепости там нет. Потому что - в посаде был центральный офис казачьего войска, а защиту с севера, и с юга, гарантировали форты в Царицыне, и в Камышине. Где, между Иловлей и Камышинкой, Пётр Первый пытался построить настоящий канал – с плотинами и шлюзами, но не удачно. Зато, рвы каналов, стали основой для форпоста Петров Вал.
Свидетельство о публикации №225121300640