Семейный бизнес
Все получилось спонтанно и как-то даже шутливо. Новогоднее веселье приближалось ко времени, когда провожают уходящий год и готовятся встретить новый. То есть, – наступала пора тостов. Все уже пригубили спиртного и были в расслабленном, праздничном настроении. Тем более что, за большим столом сидели все близкие – четыре семьи, скрепленные родством. Хозяин этого застолья Юрий Семенчук, старший среди детей Григория Федоровича и Нины Ивановны, пригласил к себе на встречу Нового года помимо родителей, также младших брата Евгения и сестру Татьяну с их семьями. Так что число пожеланий, считая и детей – они же внуки и внучки, – было объемным. В заключении на этом предновогоднем этапе застолья, пропустив вперед с поздравлениями свою жену, слово взял хозяин дома.
- Я поддерживаю все те хорошие и теплые слова, что были сказаны вами, мои дорогие. Но я хочу отметить такой факт: мы вступаем в новый год, а это предполагает то, что мы станем жить по-новому. Так, заверяю, будет и у нас. Сейчас по всей стране идет приватизация, формируется частный бизнес. Это пришло и в наш колхоз. Хотя он крепко стоит на ногах, но готовится его перерегистрация в какое-то товарищество, о чем вы, наверное, уже слышали. То есть, колхоз будет расформирован, его имущество поделят на доли, точнее – на паи каждого, кто живет в селе и состоит в колхозе. Причем, скажу вам, доли председателя колхоза и главных специалистов будут значительно больше, чем у рядовых колхозников. В отличии от которых, и у меня, и Женьки паи будут выше, так как я – механик колхоза, а он – мастер строительного участка. Эти паи – техника, доли в строениях и так далее – люди могут продать или обменять на что-то. Но, скорее всего, председатель вновь объединит их или выкупит и создаст вместо колхоза товарищество, где станет директором и основным владельцем всего что загребет под себя. Вопрос: почему мы должны работать на чужого дядю и ждать, когда и сколько он нам заплатит? Почему мы сами не можем заняться бизнесом? Причем, не обязательно в земледелии или в животноводстве. Я вот тут подсчитал, что можно открыть магазин, не такой как ныне действующий, а гораздо лучше, как в городе. И кафе, чтобы люди могли справлять там торжества. Можно и заправку машин бензином на другом конце села установить – с навесом и магазинчиком. У меня армейский друг одним из начальников в областном центре на нефтеперерабатывающем заводе работает. И он мне, уверен, поможет развернуться. Так что, если сложить все наши паи, еще поискать деньги, то все получится. А пока – думайте и с новым годом вас! И давайте выпьем за эту мечту!
…Тост приняли и, даже, начали шутить по этому поводу. После чего, забыли в потоке новогоднего веселья. Но, родичи не учли, что если зерно упало в благодатную почву, то оно – прорастет. Через день братья встретились и предметно начали обсуждать это предложение. А еще чаще после раздела колхозного имущества, когда одни, продав свои паи, начали перебираться в город или покупать машины, другие – принялись создавать свои подворья, а третьих – заманили в новое товарищество. Ни первое, ни вторе, ни последующее – братьев не устраивало. И они, забрав у родителей-пенсионеров их пай, начали входить в бизнес. Сестру Татьяну они в долю не взяли, так как она работала медсестрой в государственной поселковой поликлинике и в средствах была ограничена, так как ей пай не полагался. Как и ее мужу – учителю физкультуры в школе.
Но, по этому поводу братья не заморачивались. Юрий действительно договорился о помощи на нефтяном заводе с армейским товарищем и, даже, продав в поддержку бизнеса свою машину (разбогатею – куплю новую), приобрел бензоколонки, насосы и емкости под горючее. Попутно оформляя разрешения на этот бизнес и утверждая техническую документацию. А также регистрируя свое ТОО «Семья».
Что касается Евгения, то он, собрав бывших строителей колхозной бригады и договорившись по знакомству на кирпичном заводе соседнего села о приобретении там этого стенового материала, а в другом месте железобетонных конструкций, – принялся возводить автозаправку, подключив монтажников специализированных предприятий.
…Все шло гладко. Так, как планировали братья. Если не считать небольшой «запинки», когда дело дошло до оформления документов товарищества. То, что Юрий, как старший по возрасту, будет директором – Евгений не оспаривал. А вот когда разговор зашел о долях в прибыли и в основном капитале ТОО, то здесь возникли разногласия. Евгений предложил 51 на 49, то есть, брату, как старшему по возрасту и руководителю, – больший процент, а ему – меньший. Дескать, так по-братски. Основатель семейного бизнеса поначалу с этим не согласился, заявив, что это именно он – является автором идеи такого предпринимательства. И что во многом благодаря ему оно воплощается. Поэтому его процент должен быть значительно большим. Но, видя что Евгений начал сердиться, резко сменил тон и, сказав, что пошутил, согласился с предложением брата. Так как сообразил, что сейчас на старте – ссориться не стоит, так как можно не дойти до финиша. А, главное, впереди еще предстоят строительство магазина и кафе и Евгений, как специалист, и его комплексная бригада, работающая по приемлемой цене за работу, еще пригодятся.
…К этой теме братья больше не возвращались и за неполных три месяца возвели комплекс автозаправочной станции с мини-магазином. Евгений даже свозил родителей на этот объект, все показал и купил им в магазинчике сладости и напитки.
Через полгода, рассчитавшись с долгами и с армейским другом за помощь, братья принялись за возведение магазина и кафе. Юрий не поскупился, в областном центре договорился с архитекторами, в результате чего по сходной цене получил добротные проекты этих зданий. И когда дело подошло к концу и заработал магазин, с широким набором продуктов, как завозных, так и местных – изготовленных в поселковой пекарне, цехах мясных полуфабрикатов, в кулинарном и колбасном, а спустя время и кафе, где даже прошла презентация, Юрий вернулся к прерванной беседе с братом.
Без всяких недомолвок, он предложил тому такой расклад: 60 процентов прибыли получает он, директор ТОО, а остальные 40 – Евгений. Когда тот заявил, что так не пойдет, старший брат выложил ему новые условия: 70 на 30. И то из родственных чувств. Так как он, Юрий, автор и «локомотив» бизнеса, внес в его создания больше средств и, даже, продал свою машину. А он, младший брат, фактически был лишь компаньоном-строителем. И магазин, и кафе, к его сведению, уже оформлены на их владельца, то есть на него – Юрия. Поэтому он, Женя, не должен обижаться: все сделано по закону и по правилам бизнеса. Как в пословице: «Дружба дружбой, а табачок врозь». И если он не согласен с изменениями, и намерен судиться, то – проиграет и потеряет то, что имеет сегодня. А если решит выйти из товарищества, то получит свой вклад в ТОО, часть прибыли и помощь в открытии своего строительного участка А если захочет, к примеру, создать пункт по ремонту легковых автомобилей, то получит братскую помощь. Ну и, продолжал Юрий, если мне понадобятся строительные работы, то я приглашу только тебя и твоих орлов и оплачу, как положено. Думай, брат!
… Через неделю Евгений принес заявлении о выходе из товарищества. Еще через несколько дней, когда все это было оформлено юридически, получил полный расчет. При этом, братья вели себя спокойно и почти не разговаривали.
…Когда их родители узнали о происшествии, то Нина Ивановна заплакала, а Григорий Федорович нахмурился, как-то сгорбился и вроде даже онемел и оглох, не откликаясь на причитания и вопросы жены. К вечеру он вернулся в нормальное состояние, но в доме повисло какое-то ощущение, слово здесь лежит умерший.
Между тем жизнь продолжала идти своим чередом. Работали автозаправка, магазин и кафе, Евгений оформил, как малый бизнес, свой строительный участок и подрядился на профильные работы в своем селе и в окрестных. Периодически дети порознь навещали родителей, но предпочитали обходить в беседах темы бизнеса. Разве что Татьяна ненароком поделилась с ними своей задумкой: открыть аптеку и уйти из поликлиники. И что она поедет скоро в город, чтобы пройти курсы и получить разрешение на появления в селе этого нового медучреждения.
…Благополучно отучившись, Татьяна вернулась домой, побывала у родителей, а затем направилась к старшему брату. Встретил он ее приветливо, угостил чаем с дорогими конфетами, а затем поинтересовался причиной визита. Сестра рассказала о своей задумке, о том, что прошла обучение, обо всем договорилась в управлении здравоохранения и с фирмами, которые занимаются оптовой поставкой медикаментов и теперь будет покупать чей-то дом, в центре села или попросит Женю возвести новую аптеку. И к нему, к старшему брату, она пришла с просьбой: дать ей взаймы денег на это дело. Она их ему вернет частями, но будет стараться сделать это как можно быстрее.
…Евгений отхлебнул чай, поинтересовался суммой, помолчал, а затем сказал, что он ей поможет. Но с условием: деньги – любят счет, поэтому она, сестра, должна вернуть ему не взятую сумму денег, а, с учетом инфляции, больше, чтобы он, старший брат, не понес убыток. А ее намерение он одобряет.
…Согласившись е его условиями, Татьяна пошла к Евгению. Тот сразу пообещал помочь, причем сильно не завышая расценки, и попросил часть суммы оплатить досрочно, чтобы купить стройматериалы. На том, договорившись, и расстались.
…Прошло еще время. Татьяна открыла аптеку, переманив многих покупателей из той, что была единственной в селе. И не только тем, что новая была более просторная и уютная, со скамейками для пожилых и больных, чтобы могли передохнуть и поговорить друг с другом, но и ценами ниже, чем у другой аптеки. А также – оперативной доставкой из города тех лекарств, которых на данный момент не было в наличии. Это достигалось тем, что оптовые поставщики медикаментов, стремясь удержать нового клиента, и стараясь увеличить свой товарооборот, не накручивали цены и ускоряли привоз лекарств в село.
…Все это Нина Ивановна рассказала мужу, радуясь тому, что теперь и их дочь вышла в люди. И у нее, как и у братьев, жизнь будет в достатке.
- Это хорошо, что в достатке, – прервал восторг супруги Григорий Федорович. – Только нам в той жизни и в их бизнесе места нет. Они теперь по-иному мыслят и делают, чтобы прибыль была. Не то что чужих – своих топчут и чураются. А какой им с нас навар: даже приходить реже стали!
…Ответа не последовало.
Свидетельство о публикации №225121300672
Людмила Алексеева 3 13.12.2025 14:01 Заявить о нарушении