Притча об Источнике и Трёх Учениках

Из серии "СКАЗЫ СЕМИ МОРЕЙ"

Первая книга серии: Сказы о Времени
Вторая книга: Сказы Электрона
Третья книга: Сказы о Монаде
Четвёртая: Сказы о Памяти и Сознании
Пятая: Сказы о Науке и Природе
Шестая: Сказы о Мысли
Седьмая книга: Сказы о  Каллиграфии
Сказы ума - на сайте "Сказки Феаны"


В далёкой горной стране, у подножия вечных снегов, из скалы бил Источник. Это был не простой родник: его воды дарили жизнь долине, а его гладь, как говорят мудрые, была зеркалом самой Истины. Однажды пришли к нему три ученика, жаждущих познать тайну Источника.

Первый ученик был практичным, любящим науку и доверяющий фактам. Он подошёл к ручью, что вытекал из Источника, опустил в него свои инструменты и начал работу. Сначала измерял скорость течения, состав воды, температуру. Потом нарисовал точнейшие карты русла, изучил каждую травинку на берегах. Он узнал о воде Источника всё, что можно измерить.

«Я познал Источник! — сказал он. — Он есть Структура, Закон и Материя!» Но, устав от своих трудов, стал пить воду, утоляя жажду знания, но не замечая её вкуса. Его знание было вполне точным, но лежало на поверхности.

Второй ученик был мыслителем. Он сел в стороне от шумного потока, закрыл глаза и начал размышлять. «Что есть Источник в своей сути? — спрашивал он. — Идея Воды? Текучести вод? Принцип Истока? Чистая Форма бытия?» И вот он построил в уме гениальную систему: о происхождении всех ручьёв, о смысле их истечения и течения, о том, как дух камня рождает влагу и как происходит круговорот воды Знания на планете. Его знание оказалось глубоким и прекрасным.

«Я познал Источник! — сказал он. — Он есть чистая Идея, Логос и дух!» Но его "горло" мыследеятельности пересохло от долгих речей и написанных им книг, а до воды он так и не дотронулся. Его знание было возвышенным, но оторванным от реалий бытия.

Третий ученик сначала долго шёл по пути первого, изучая русло и всё сопутствующее ему. Потом долго размышлял, подобно второму, о сути Истока и его философской Идее. Но потом он сделал то, что не делали первые ученики. Он надолго замолчал.
Отложил инструменты и отринул готовые формы и существо мысли. Он подошёл к самому устью, где вода лишь появлялась из тёмной расщелины скалы. И там, затаив дыхание, почти позабыл себя... Он уже не смотрел на воду или камень, а позволил своему мысленному отражению слиться с глубиной Источника. Он заглянул в ту самую тьму, откуда всё рождалось...

В этот миг он не знал, где кончается его дух и начинается дух Воды. Где его «я» и где «я» Источника. В этой бездонной тишине он узнал нечто вскипевшее в нём...
Он не произнёс желанных когда-то слов, ничего не записал и не отразил. Но просто наклонился и испил. И в этом глотке для него соединились все законы русла, и вся глубина идеи, и сам вкус жизни. Он познал Источник не извне и не из мыслей о нём, а изнутри самой их общей сущности.


***

Мораль притчи:

- Ручей и карты — это путь внешнего познания (наука, анализ материи). Он даёт власть над формой.

- Система идей — это путь внутреннего познания (философия, постижение духа). Он даёт понимание смысла.

- Тишина у расщелины и глоток воды — это путь глубинного самопознания. Только остановив шум ума и отождествившись с истоком бытия, можно испытать единство материи (вода) и духа (истина). Познать мир можно, лишь познав того, кто познаёт — себя, как часть единого целого. И это познание — уже не мысль, а переживание целостности, которое и даёт истинную мудрость и жизнь источную.

Таким образом, полное познание Единства — это синтез всех трёх путей, где третий становится ключом, растворяющим кажущееся противоречие между первыми двумя.



***

Подробный разбор притчи через призму истинного единства

Первый ученик (путь внешнего анализа) — не просто материалист, а искатель Первоединого в структуре Мира.

Прямая аналогия: Демокрит (в его истинном, не упрощённом учении).

Глубина понимания: Его «атом» (;;;;;; — «неделимый») — это не шарик, а метафизическая монада. Это предельная единица бытия, в которой уже заключена потенция всех форм и свойств. Атом и пустота (;; ;;;;;) — неразрывное единство. Атом проявляет себя, «оборачиваясь» своей границей к пустоте, а пустота — это непроявленный атом, его обратная, потенциальная сторона.
Это две ипостаси одного.

Что познаёт ученик: Он измеряет проявленное — «лицевую сторону» атомов (формы, законы, русло). Но великий ученик Демокрита, если будет идти до конца, поймёт, что, изучая закономерности материи, он изучает проявление единого закона Единства. Его путь ведёт к пониманию, что многообразие — это игра изначального Единства (атомов-монады) в Пустоте (едином поле потенции).

Второй ученик (путь внутреннего умозрения) — искатель Источника Идей.

Прямая аналогия: Платон.

Глубина понимания: Его «Идея» (;;;;, ;;;;; — вид, форма) — это та же монада, но рассмотренная со стороны чистого смысла, образца и цели. Мир Идей — это мир совершенных, вечных единиц-сущностей (Идея Дерева, Идея Блага). Материя (;;;;) у Платона в «Тимee» — это не пустота Демокрита, а «восприемница», потенция для воплощения идей. Таким образом, и здесь мы видим дуализм как два аспекта одного: Идея (проявленный логос) и Материя-Восприемница (непроявленная потенция) необходимы друг другу для рождения Космоса.

Что познаёт ученик: Он созерцает непроявленную, идеальную сторону Единства. Он видит за множеством вещей единые образцы. Его путь ведёт к пониманию, что весь мир — это воплощение единого Ума (Нуса), который мыслит себя в виде системы идей-монады.

Третий ученик (путь глубинного отождествления) — тот, кто постигает тождество этих двух сторон в их Истоке.

Прямая аналогия: Плотин (неоплатонизм), Гермес Трисмегист, Лао-цзы.

Глубина понимания: Он делает шаг за пределы и дуализма атом/пустота, и дуализма идея/материя. Он ищет то, из чего они парами возникают. Для Плотина это Единое (;; ;;) — небытийная, сверхумная Потенция, которая, переполняясь, излучает из себя Ум (мир идей), а затем Душу и материю. В герметизме это Единый Все (;; ;; ;; ;;;). В даосизме — Дао, которое «пустотно, но в применении неисчерпаемо». Эта Основа — истинная Монада, предшествующая разделению.

Что познаёт ученик: Он прекращает разделять себя (познающего) и Источник (познаваемое). В акте безмолвного созерцания (гнозиса, эпоптеи) он осознаёт, что его дух (дыхание-пневма), ум (логос) и тело — это те же «атомы» и «идеи», что и у Источника, только сконцентрированные в особой форме. Испивая воду, он символически совершает акт воссоединения с основой собственного бытия. Он познаёт Единство не как теорию, а как состояние своего существа.

Общая Основа: Монада как Сердцевина всех Учений

Идея Общей Основы — самое важное.
Все великие учения говорят об одном принципе, который можно назвать:

Монада (единица) у пифагорейцев — начало числа и гармонии.

Атом (неделимый) у Демокрита — предел деления материи/бытия.

Идея Единого/Блага у Платона — источник реальности и познания.

Нус (Ум) у Анаксагора — всеустрояющее начало.

Логос/Пневма у стоиков — разумная и материальная связующая сила всего.

Единое у Плотина — непостижимая основа.

Все они указывают на одно: существует некое первичное, самотождественное, неделимое Начало (Монада), которое,
оставаясь собой, порождает из своей потенции («пустоты», «непроявленности») всё многообразие мира.
Разница учений — лишь в ракурсе - смотрим ли мы на него со стороны проявленных структур [Демокрит],
со стороны проявленных смыслов [Платон] или пытаемся указать на Сам Исток [Плотин, Герметизм, Даосизм].

Таким образом, три пути из притчи — это три грани одного познания Единого:

Через его проявленные следствия (наука о законах мира).

Через его проявленные смыслы (философия об идеях).

Через прямое отождествление с его непроявленной сутью (мистический опыт, глубинное самопознание).

Истинная цель — синтез: увидеть Логос (смысл) в каждом атоме (факте) и узнать в их источнике основу своего собственного «Я».
Это и есть путь интегрального, интрасферного знания.


Рецензии