Священномученик Александр Александрович Зверев

Будущий священномученик Александр родился 8 августа 1881 года в селе Фаустово Махалевской волости Бронницкого уезда Московской губернии в семье священника Александра Григорьевича Зверева и его супруги Анастасии Ивановны, в девичестве Грековой, происходившей из священнической семьи.
Кроме сына Александра, в семье были еще четыре старших дочери: Анна, Любовь, Мария и Людмила. Священник Александр Григорьевич Зверев, настоятель Троицкой церкви села Фаустова, священствовал 48 лет в этой церкви и был похоронен у её алтаря. Дед – священник Григорий Афанасьевич Зверев был женат на Елизавете – дочери священника Троицкой церкви Сергея Филиппова и служил в этой церкви с 1830 года.
В день своего рождения младенец Александр был крещён в Троицкой церкви села Фаустово священником Феодором Бажановым, он же и был крёстным, а крёстной была дочь священника Любовь Петровна Магницкая.
Александр Александрович Зверев в 1897 г. окончил Московское Донское Духовное училище, а в 1903 г. – Московскую Духовную семинарию по I разряду, с аттестацией «Доброй нравственной настроенности, характера уживчивого, к поступлению в Академию вполне благонадежен».
По всей вероятности, в это же время – в период обучения в Донском Духовном училище – произошла встреча Александра Зверева и с отцом Феодором Соловьевым, тогда пресвитером Успенского собора Московского Кремля, который ушел в Зосимову пустынь 24 октября 1898 г., в будущем – знаменитым старцем Зосимовой пустыни Алексием [Энеева, 2003].
Отец Александр говорил позже, что он, «когда был юношей, искал в жизни христианский идеал и нигде не находил, пока не встретил старца» [Четверухин, 2013]
В августе 1904 г. держал приемные экзамены в Московскую Духовную Академию, но не был принят из-за недостатка мест. Был зачислен в Академию в сентябре 1905г. без экзаменов. С октября 1904г. по январь 1906г. был надзирателем в Московской Духовной семинарии.
В 1909 г. Александр окончил курс Московской Духовной Академии со степенью кандидата богословия . Его кандидатское сочинение называлось «Современные светские религиозные мыслители и их значение для пастыря-наставника». По окончании Академии он поступил на должность помощника инспектора Вифанской семинарии.
По благословению старца Алексея (Соловьева) 5 июля 1910 года Александр Зверев обвенчался с Марией Алексеевной Лебедевой, дочерью настоятеля московской церкви Святителя Николая в Звонарях, что на Рождественке.
В сентябре 1912 года стал преподавать словесность и историю русской литературы в Вифанской семинарии, совмещая эту работу с должностью классного воспитателя. 7 июня 1912 года у Зверевых родился сын Серафим.
16 февраля 1913 года Александр Александрович Зверев был рукоположен в священника епископом Дмитровским Иоасафом (Калистовым), управляющим Московской епархией .
Летом 1913 года был назначен членом-секретарём строительной комиссии по ремонту зданий Вифанской духовной семинарии. Ремонт и переустройство семинарии был успешно завершён.
6 июня 1916 года о. Александр Зверев участвовал в проводах в затвор своего духовного отца старца Алексия Зосимовского. На проводах, которые не были объявлены заранее, присутствовало всего лишь четыре священнослужителя.
В мае 1917 года у о. Александра умер двухмесячный сын Сергей. Мария Алексеевна очень тяжело переживала его смерть. Чтобы переменить обстановку, семья вскоре навсегда покинула Вифанию и переселилась в Москву, в Звонарский переулок, где матушка прежде проживала с родителями, а о. Александр стал служить в храме святителя Николая Чудотворца в Звонарях.
Летом 1918 года о. Александр был назначен помощником начальника Пастырско-Богословских курсов, начальником которых был о. Иоанн Восторгов. После мученической смерти о. Иоанна, казненного 5 сентября 1918 года, о. Александр исполнял обязанности начальника этих курсов.
25 февраля 1919 года указом Высокопреосвященного Иоасафа (Калистова), архиепископа Московского и Коломенского, о. Александр Зверев был назначен настоятелем московской церкви Святителя Николая в Звонарях.
Во время гонений на Русскую Православную Церковь, связанных с изъятием церковных ценностей, в июле 1922 года в доме № 9 по Звонарскому переулку, где жил о. Александр с семьей, был произведен обыск. Сам священник был арестован. В ноябре 1922 г. он, выступая на втором этапе Московского процесса «об изъятии церковных ценностей», виновным себя не признал и сказал, что «Церковно-приходской Совет был созван 8 мая для обсуждения вопроса открытия столовых для голодающих... о добровольной сдаче церковных ценностей...изъятие в храме прошло спокойно»[Энеева, 2003].
Несмотря на это, он был осужден на 3 года тюремного заключения, но уже в марте 1923 года был освобожден по амнистии.
В то время, когда отец Александр еще отбывал свой первый тюремный срок, в феврале 1923 года, у него родилась дочка Ариадна.
После освобождения о. Александр был назначен благочинным Сретенского сорока.
21–22 сентября 1928 г. о. Александр участвовал в отпевании и похоронах своего духовного отца – иеросхимонаха Алексия, старца Смоленской Зосимовой пустыни.
В 1929 году протоиерей Александр был награжден правом ношения митры за богослужением. В эти годы он являлся духовником митрополита Сергия (Страгородского).
В 1931 году моя мать Ольга Ильинична Подобедова стала духовной дочерью протоиерея Александра и начала петь в хоре храма Святителя Николая в Звонарях [Подобедова, 2001].
Второй арест последовал в ночь с 13-го на 14 февраля 1933 года. Причиной ареста было то, что протоиерей Александр уклонялся от обязанностей секретного сотрудника ОГПУ [Дамаскин, 2002]. Во время обыска перевернули буквально всё в комнате. Отца Александра увезли в Бутырскую тюрьму. Когда пришла моя мать, Мария Алексеевна с дочерью Ариадной лежали на кровати, обнявшись, и, чтобы не слышали соседи, закрывали друг другу рты, чтобы не рыдать вслух.
По статье 58-10 УК РСФСР отец Александр был осужден на три года ссылки в Северный край, в город Каргополь. В Великий четверг его неожиданно выпустили и позволили служить до Великой субботы, но на Пасху остаться в Москве не разрешили. Два дня и две ночи отец Александр последний раз исповедовал свою паству, утром в Великую субботу причастился в алтаре и в тот же день уехал в Каргополь.
В Каргополе отец Александр вынужден был трудиться на тяжелых физических работах. Сохранилось несколько справок: с июля по октябрь 1933 года он работал в городском потребительском обществе в качестве рабочего по распилке дров, на набивке силосной ямы, молотьбе ячменя и гороха. Летом 1935 года – при Каргопольском райисполкоме на выкатке дров, с 30 сентября по 25 ноября 1935-го – в Каргопольской больнице на распилке дров.
Зимой 1934 года моя мать навещала о. Александра в ссылке. Когда она вернулась в Москву, то её уволили с работы.
Матушке Марии Алексеевне было отказано в проживании в Москве. Она поехала было в Фаустово, но и там жить ей не дали, и ей пришлось одной уехать в Егорьевск, за «стокилометровую зону». Сын Серафим скрывался на чердаке у братьев Кориных, дочь Ариадна – в семье брата матери.
Весной 1935 года отца Александра отпустили из Каргополя, но вернуться в Москву не дали. Отец Александр поселился за чертой стокилометровой зоны, в селе Возмище под Волоколамском, и стал служить в местном храме Рождества Богородицы. Семья приехала к нему.
Моя мать навещала о. Александра и рассказывала: «Без всякой горечи, с глубокой верой, сосредоточенно и молитвенно наставлял он своих пасомых. Свет, благодушие, радость богообщения, присущие службам, совершаемым ранее отцом Александром, сменились крайним благоговением и той мерой преданности воле Божией, какие трудно передать словами. Казалось, он ежечасно, ежеминутно готовился предстать перед Спасителем, любовь к Которому полностью заслонила какие-либо житейские соображения. Он был ровен, ласков, бережно относился к детям, жене, приходящим «на советы» духовным чадам, как бы опасаясь нарушить какое-то особое духовное состояние, ставшее для него постоянным. Он как бы перешагнул некую преграду, и все земное мерилось для него иными мерами вечности» [Подобедова, 2001].
22 сентября 1937 года отца Александра Зверева арестовали в последний раз. Поначалу Мария Алексеевна носила ему передачи в Волоколамске, но вскоре батюшку перевели в Москву.
Он проходил по делу с двумя священниками: благочинным Павлом Аркадьевичем Андреевым и Дмитрием Ивановичем Розановым, и четырьмя монахинями, певчими в храме Рождества Богородицы. Духовенство приговорили к расстрелу, монахинь – к десяти годам в Исправительно-трудовых лагерях.
Приговор был вынесен 14 ноября 1937 года Особой тройкой при УНКВД СССР по Московской области . Семье сказали, что о. Александр «сослан на 10 лет без права переписки». Отец Александр Зверев был расстрелян на Бутовском полигоне в Москве 16 ноября 1937 года. Как и других расстрелянных в Бутово, его похоронили в одной из безымянных могил, а отпели его вместе с матушкой Марией Алексеевной в церкви Апостола Филиппа на Арбате только в апреле 1951г.
В 1940 году, когда дело пересматривалось по заявлению одной из осужденных Мелиховой А.М., свидетель Куракин С.А. своих первоначальных показаний не подтвердил и указал, что антисоветских разговоров от Зверева слышать ему не приходилось . Других свидетелей не нашли, однако, приговор оставили в силе.
30 августа 1958 года постановлением №1891 Президиума Московского областного суда дело в отношении Зверева Александра Александровича и других осужденных было прекращено за отсутствием состава преступления.
6 октября 2001 года протоиерея Александра Александровича Зверева решением Священного Синода Русской Православной Церкви причислили к лику Святых Новомучеников Российских .

ЛИТЕРАТУРА

1. Дамаскин (Орловский), игумен. «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 7». Тверь, 2002. сс. 158-175
2. Подобедова О.И. Воспоминания об о. Александре Звереве (расстрелян в Бутове 16 ноября 1937г.). М.: Святитель Киприан, 2001.
3. Четверухин С.И. Преподобный Алексий, старец Смоленской Зосимовой пустыни: Жизнеописание, воспоминания духовных чад, наставления старца. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2013.
4. Энеева Н.Т. Материалы к жизнеописанию священномученика протоиерея Александра Зверева – настоятеля храма святителя Николая, что в Звонарях // Научный православный журнал «Традиции и современность». 2003, № 2, с. 41-51.


Рецензии