Перспективы безбожника

Неизбежный суд

В этот раз порассуждаем о том, что неверующие в Бога люди часто обходят молчанием. Обходят не потому, что тема эта второстепенна, а потому, что вызывает неуютные ощущения… И где-то даже страх… Ну что же, страхов много, а жизнь земная — одна! Поэтому необходимо своевременно позаботиться о своём не столь уж и далёком посмертном будущем. Никто ведь не знает когда и в который час остановится сердце... Оно, как известно, чувствует Создателя своего, но разум, увы, не всегда. Правда, разум надменного человека иногда даже пытается командовать сердцем: «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога» (Пс. 13:1). А если всё-таки Бог есть? Что тогда?

Безбожие - это отрицание истины бытия Всевышнего. Но Бог не перестает быть Богом и истинной оттого, что она не признана многими. В Библии есть несколько ключевых мест, где говорится о Боге как об истине, особенно в Евангелии от Иоанна, где Христос говорит: "Я есмь путь и истина и жизнь" (Ин. 14:6). Также, в Книге пророка Иеремии 10:10 говорится, что Господь есть истинный Бог.  А безбожник упрямо и упёрто думает и говорит, что Бога нет... Бедняга не ведает о том, что его ожидает после того, как оставит этот мир: Суд Божий...  «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9:27). Если перед мирским судьёй иные матёрые безбожники с деньгами стояли, то перед Богом придётся с правдой стоять. А какова она получилась - не трудно догадаться… Таким самоуверенным типам пригодится русская пословица: «Засыпь правду золотом, а она всплывет». 

Между тем, Иисус учил, что придёт судить всех по делам (Мф. 16:27), а пророки предвещали «День Господень» как день Суда (Иоил 2:31). Это тоже указывают на то, что правосудие следует за смертью, как в виде частного суда, так и в виде всеобщего Страшного Суда в конце времен, как описывается это в Новом Завете. 

В библейском понимании, "неверующие" (безбожники) — это не только персоны, формально отрицающие существование Бога. Это также и люди, которые отвергают Евангелие и спасение через Иисуса Христа; это те, кто ставит себя или другие ценности выше Бога; кто знал истину, но сознательно отверг её (Евр. 10:26-27). А также все субъекты, живущие так, как будто Бога вовсе нет. И это, несмотря на полученные ими знания о Нём (Рим. 1:18-21). Уже сама Вселенная, небо, звёзды доказывают наличие Величайшего Творца. Или всё это господин Дарвин придумал, а товарищ Мичурин сварганил? Или, может быть, всё то, что существует, включая и нас с вами, уважаемые, результат некоего Большого стихийного взрыва? В подобную заумную (эволюционную) теорию могут поверить, разве что, зомбированные студенты Гарварда и ещё кое-кто с всё ещё эволюционирующим обезьяньим геном...

Короче, неверие есть сознательное, волевое противостояние истине, которую Бог открыл человеку через Слово Своё (Священное Писание),  через разум, сердце и совесть человека, а так же через церковь и природу. Оправданий  у суетных безбожников, увы, не будет. Сильный человек, как правило, пытается исправить свои ошибки, признать греховность свою, но слабенький, суетной человечек частенько старается их оправдать... Однако, на Суде Всевышнего такой трюк не пролезет. Их оправдание станет их обвинением. А подлинно суетны по природе «все люди, у которых не было ведения о Боге». (Эта цитата находится в Книге Премудрости Соломона, а точнее, в главе 13, стих 1).

Периодические раздумья на заданную здесь тему и затаённый страх перед смертью у иных неверующих и маловеров вполне обоснованы. Дело в том, что Библия не только напоминает о предстоящем Суде, но даже предупреждает, что «Кто не верует, уже осужден…» (Ин. 3:18).  Выходит, не считаться со Словом Бога живого равносильно  не только легкомыслию и безразличию по отношению к своей судьбе,  но даже... самоубийству.

Есть такая универсальная поговорка/пословица: «Ученье — свет, а неученье — тьма». Вот в этой кромешной вечной тьме люди, категорически отвергнувшие Бога Его Законы, как раз-то и окажутся. Навсегда. Недаром пророк Осия пишет:«Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения, так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон Бога твоего, то и Я забуду детей твоих» (4:6). 

Поезд ушёл...

Сегодня, когда человечество гордо шагает по тропе прогресса, технологии и комфорта, усиленно вытесняются извечные духовные ценности и даже вопросы о них. Например: «Во что верить?». «Нужно ли вообще верить?». «Что ждет человека после смерти?». Эти жизненно важные вопросы стали для многих неинтересны. Неактуальны. Но если открыть Библию, видим, что от реакций и ответов именно на эти вопросы, зависит не только качество и уровень духовной нашей жизни здесь и сейчас, но и судьба каждого из нас в вечности, которой никому не избежать.

Не забудем, что человек состоит из трёх сущностей: тела, души и духа (1Фес. 5:23). Тело — физическая оболочка, душа — центр личности (разум, эмоции, воля), а дух — связь с Богом. Духовное начало.  И куда же всё это в финале девается? Ведь без причин и без следа нигде ничего не исчезает. Без воли Божьей даже воробей с неба не упадёт (Лк. 12:6).

Писание говорит  о неверии однозначно и тревожно одновременно. Ведь неверие —  не просто отсутствие веры, а чаще всего ещё и активная позиция неверующего человека против Бога и даже против Его чад, христиан, то есть. Для ярых противников Бога, согласно Откровению Иисуса Христа, ожидаются суды, наказания за богохульство, высокомерие и неповиновение. Но есть и добрая весть -  возможность покаяния!
Однако, сделать это следует до Второго Пришествия Сына Божьего, ибо после - уже поздно. С Его Пришествием каждый предстанет перед Богом для воздаяния, а не для покаяния. Не будет также и возможности скрыться или продолжить отрицание Вседержителя (да и как, если стоишь перед Ним, перед Его Троном: «И видел я мертвых, великих и малых, стоящих пред престолом…  и судимы были мертвые по написанному в книгах, по делам их» (Отк. 20:11-12).  Здесь не будет уже никакого шанса «исправить» свою жизнь.  Как говорится, поезд ушёл… А ведь жизнь дана была на добрые, Богу угодные дела и поступки; на любовь друг к другу и Создателю нашему.

«Из полымя да в пламя» 

Согласно Библии, до Второго Пришествия Спасителя-Христа власть на Земле захватит грядущий наместник дьявола - Антихрист. Это станет временем Великих Скорбей и принуждения к поклонению князю мира сего (дьяволу): «Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего» (Ин. 14:30).  Закончатся эти испытания либо последующим окончательным осуждением человека либо наоборот — спасением. Всё будет зависеть от нашего с вами, уважаемые,  выбора. Какой выбор сделает отдельный безбожник (а их на Планете, как ни печально, подавляющее большинство), знает пока лишь Тот, Который знает всё — Всевышний. Он своевременно сделал нам участливое предложение: «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое…». Избрали? Подумали и потомстве своём?

Без Бога-Вседержителя нет надежды, нет мира и нет избавления от вины и позора греха. Без Бога, жизнь человека становится абсурдной. Если Бог-Творец не существует, то и человек, всё материальное и вся Вселенная обречены на неизбежную, конечную смерть. Исчезновение. Человек, как и все биологические организмы, должен умереть. Но без искренней веры в Бога, без живой надежды на бессмертие, жизнь человека заканчивается, в лучшем случае, на кладбище. В шеоле — тёмном обиталище мертвецов... Куда худший вариант — озеро огненное (Отк.19:20, 20:10, 14, 15, 21:8).  

Даже, если жизнь безбожника продолжится, то только не на Небе. Не у Бога. Но тогда где?
Об этом чуть ниже. Но уже здесь можно привести слова из Притчи Иисуса в Евангелии от Луки: «И в аде, будучи в муках, он (богач, - П.Б.) поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его» (Лк. 16:23). В аде (шеоле) душа удерживается до телесного воскресения (Откр. 20:11-15). В этих стихах описывается, как  Бог судит всех мертвых (малых и великих) по их делам, записанным в книгах. После чего дьявол, зверь, лжепророк,  смерть и ад, а также все не записанные в Книгу Жизни человеки, все боязливые и неверные, все скверные и убийцы, любодеи, чародеи, идолослужители и лжецы будут брошены в огненное озеро (Отк. 21:8). Совсем, как в русской пословице: «Из полымя да в пламя»...  
Это вторая, окончательную смерть. Так гласит Слово Бога живого. А когда верующий умирает, его душа-дух отправляется к Христу: «Мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» (2 Кор. 5:8).

Предварительный приговор

Мы живем в мире, где всё субъективно и как бы относительно. Кто-то говорит: «Я порядочный человек. Не убил, не ограбил. Бог меня пощадит». Кто-то утверждает, что «Если Бог есть любовь, значит, Он простит всех». Но Библия, уж извините за повтор, говорит обратное: «Уже осужден», если не веришь в Сына Божьего (Ин. 3:18).

Право же, к этим словам стоит прислушаться. Наречие времени «уже» стоит здесь, поскольку Бог существует вне всякого времени. У Него всё — прошлое, настоящее и будущее происходит одновременно. С другой стороны, "уже осужден" для безбожника, видимо, означает, что он уже получил приговор, который отныне отделяет его от Бога.  Этот осужденный оказался вне Царства Божьего именно из-за своего неверия и отвержения Христа.

На этот случай Библия говорит: «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным» (Мф. 10:32-33). Участь неверующего - духовное отчуждение и вечное отделение от Бога. Хотя окончательный суд еще впереди, приговор уже вынесен из-за отказа от предлагаемого Иисусом спасения. Он, Сын Божий, выкупил нас своей жертвенной кровью. Только ею, кровью, говорит Библия, можно смыть грех: «Без пролития крови не бывает прощения» (Евр. 9:22, см. также Лев. 17:11 ). А Святая Кровь Мессии-Христа «очищает нас от всякого греха» (1 Ин. 1:7).
Вывод:  неверие уже само по себе является осуждением, потому что лишает человека (читай: грешника) оправдания через Сына Божьего, положившего за нас с вами Свою жизнь.

Без серых зон

Неверие — это не просто нейтралитет. Неверие - это ещё и (бессмысленный!) бунт против Бога! Это отказ признать Бога Творцом. Это бойкот, нежелание поклониться Христу как Господу. Это жизнь по плоти, а не по Духу. Писание говорит: «Без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11:6). Не сказано "трудно", а именно «невозможно».

Безбожие -  (или скрывающаяся под маской набожность) — это ещё и безнравственность, проявляющаяся не только в отношении к Богу, но и в отношении к своим ближним и даже к животным (Притч. 12:10). Нечестивцы — это люди, "забывающие Бога" (Пс. 49:22). Они полагают, что Он, Владыка, с них за это не спросит (Пс. 9:25), и поэтому становятся "развратителями" (Пс. 1:1), "поступающими по своим нечестивым похотям" (Иуд 18). У них "Нет страха Божия пред глазами" их (Пс. 35:2). Они попирают Божий Закон (Пс. 118:53). Нечестивцы ненавидят Божье наставление (Пс. 49:17), и за это "им нет мира" (Ис. 48:22; 57:21); «Это – ропщущие, недовольные судьбой; они ходят по своим похотям, уста их изрекают надутые слова, они льстят ради выгоды» (Иуда 1:16).  

Не удивительно, что Божий взгляд на неверие однозначно осуждающий. Библия, которую Он инспирировал, с безжалостной ясностью говорит о том, что безбожность, воинствующий атеизм и кощунство за собой влекут, а именно: суровое, безоговорочное осуждение (Ин. 3:18). Этот стих не оставляет серых зон. Нет промежуточного состояния между верой и неверием. В Писании мы видим четкое разграничение: праведных «овец» от осужденных «козлищ», (Мф. 25: 31–46), что означает «верующих от безбожников», «спасенных от погибших». Всё просто и понятно.

Не удивительно также, что Христос говорил больше об аде, чем о рае. Почему? Потому что Он пришел спасти от ада/шеола. Там — тьма. Там нет и не может быть присутствия Бога. Предупреждение Иисуса не угроза — это медицина для души. А каков на самом деле ад и озеро огненное, узнают не все, а только перечисленные вверху богопротивники, не прощённые грешники наподобие богача из притчи Иисуса о бедном Лазаре (Лк. 16:19-31). Впрочем, Притча эта — одна из самых сложных для нашего понимания. Иисус, желая сообщить нечто действительно новое, фоновую информацию подал в соответствии с той системой представлений, которую имели Его слушатели. Так построены все Его притчи. Чтобы их и многое другое в Новом Завете понять, советую приобрести ценнейшую, на мой взгляд, книгу арамейского богослова Георга М. Ламза «Die Evangelien in aram;ischer Sicht“. Не исключено, что книга эта уже переведена с английского или немецкого на русский язык.

Добровольный выбор

По Писанию неверующих  ожидают три реальности. Первая - осуждение и отвержение: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16). Осуждение, в данном случае, не просто гнев, но именно суд Божий, основанный на справедливости. Бог — святой и праведный Судья. В Псалме 7:12 сказано: «Бог — судия праведный, крепкий и долготерпеливый, и Бог, всякий день строго взыскивающий».  Он не оставляет безнаказанным грех, особенно главный грех — отказ признать Его Творцом, Господом и Спасителем.

Вторая реальность - разделение с Богом навеки. Вечность без Бога — это не просто "отсутствие рая". Это активное присутствие вечной тьмы, мук совести и отделённости от людей, света, тепла и любви, которую неверующие безрассудно отвергли. А возмездие — «вечная погибель от лица Господа и от славы могущества Его» (2 Фесс. 1:9).

Протестантская традиция отвергает представление, что после смерти всё "растворяется" или что все «автоматически спасаются». Нет. Вечность — это продолжение жизни, но либо в присутствии Божьем, либо в состоянии вечного изгнания. При этом следовало бы помнить, что «Если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится? (1Пет.4:18).

Третья реальность - озеро огненное — смерть вторая. Духовная. Откровение 20:15 даёт жесткое предупреждение:
«И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное». Это не столько образное выражение, сколько метафора реального духовного состояния — вечного страдания, вечной отделённости от Бога и вообще от всего. Здесь нет более ни надежды, ни прощения. Но «озеро» это — не место, которое Бог создал ради того, чтобы мстить, а результат добровольного выбора человека - жить без Бога.  
Вторая смерть означает не "второй раз умереть", а вечное осуждение и наказание, противопоставляемое вечной жизни в Царстве Небесном. Отделение от Бога через грех происходит при жизни, а вторая смерть – это эсхатологическое состояние после воскресения, которое поражает нечестивых. Неверующих.

Вечная перспектива

О неверии Библия так отзывается: «Сказал безумец в сердце своём: “нет Бога”» (Пс. 13:1). Безбожие связывается с духовной слепотой и удалением от истины — Христа. Апостол Иуда пишет: «Они же всё, чего не знают, то хулят, а всем, что знают по естеству, как бессловесные животные, тем растлеваются. Горе им, потому что они пошли путем Каина, и за мзду совершенно предались заблуждению, как Валаам, и в восстании, как Корей, погибли» (1:10-11). И апостол Павел пишет, что безбожники «помрачили своё сердце» и поклоняются творению и идолам,  вместо Творца (Рим. 1:21–25). 
Спасение из этого плачевного, обречённого состояния возможно только через веру во Христа: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а неверующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём» (Ин. 3:36).

Перспектива у безбожника, с христианской точки зрения, такова: земная его жизнь может быть внешне успешной, но духовно пустой. У такого человека будущего в Царстве Небесном не предвидится. Вечная его перспектива заключается в лишении общения с Богом, что и есть сущность ада.

Однако христианство всегда оставляет надежду: пока человек жив, он может обратиться к Богу через покаяние и веру во Христа. Таким образом, христианская традиция видит судьбу безбожника как трагическую, но не окончательно предрешённую — дверь к спасению остаётся открытой до конца нашей с вами земной жизни, но только до Второго Пришествия Спасителя нашего Иисуса Христа.

Наивный вопрос

В этом месте иные спросят: но где же любовь Божья? Как любящий Бог может допустить погибель венца Своего творения — человека? Между прочим, это самый частый и, надо сказать, наивный вопрос.

Ответ в том, что любовь Божья проявилась в Иисусе Христе, Который умер за грешников, коими все мы являемся. Благой Господь Бог не хочет, чтобы кто погиб (2 Пет. 3:9), но спасение не происходит автоматически. Оно дается, как мы уже выяснили, по вере (Еф. 2:8-9; Рим. 3:28), которая подтверждается добрыми, Богу угодными делами (Иак. 2:17-18; Мф. 25:34-40). В этом смысле спасение утопающих (в грехах) действительно дело рук и разума самих утопающих. Наверное, каждый читатель согласится, что жизнь дана нам на добрые дела. Но почему же тогда кругом столько несправедливости? Столько зла и столько войн? Ответ прост: безбожье. Эгоизм. Стремление к власти и мамону.

Любовь Божья - не вседозволенность, а приглашение к покаянию. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Но само спасение, по большому счёту, кроется не столько в делах, религии, свечках и постах, сколько в вере и доверии Владыке Вселенной и всех Миров и Сыну Его — Мессии: «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасёшься ты и весь дом твой» (Деян. 16:31).

Как видим, уважаемые читатели, надежда на реальную, хорошую, я бы сказал, захватывающую перспективу - Царство Небесное - есть! Неверующий, какие бы тяжёлые грехи на нём не висели, может покаяться. Время милости Божьей, к счастью, ещё не закончилось. А это означает, что пока мы живы — путь к Богу открыт для каждого. Но после смерти — уже нет. И этим всё сказано.

Петер Браун


Рецензии