Версии жизни поэта сергея есенина в кино и на теат
ВЕРСИИ ЖИЗНИ ПОЭТА СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА В КИНО И НА ТЕАТРАЛЬНЫХ СЦЕНАХ.
Мало, кто знает, а тем более вспоминает, что в начале 1991 года известная английская актриса кино и театра Ванесса Редгрейв , -мировую славу ей принесла роль Айседоры Дункан, в кинофильме «Айседора» 1969 года,- объявила о своем решении вновь сыграть роль Айседоры Дункан на сцене театра «Глобус» в пьесе «Когда она танцевала» американского драматурга Мартина Шермана/г.р.1938/. Нельзя отрицать, что этим театральным проектом, англо-саксонские « культурные деятели» решили напомнить лондонским зрителям историю «любовного романа» русского поэта Есенина и американской танцовщицы Дункан в далеком 1921 году», с помощью Ванессы Редгрейв, хотя после ее успеха в кинофильме «Айседора» в 1969 году прошло 22 года.
Не будем исключать, что одна из целей постановки пьесы «Когда она танцевала» в Лондоне состояла в том, чтобы с помощью этого проекта, показать не только молодой англо-саксонской , но и молодой мировой капиталистической элите, какая «новая опасность» может возникнуть для ее будущего после ожидаемой победы США и стран «коллективного Запада» в «холодной войне» над «советской империей зла»,- именно так называл СССР президент США Рональд Рейган,- так как на месте этой «империи »,- обязательно и несомненно»,- возродится новая страна Россия! И влияние этой новой России на мир не станет меньше, чем было у СССР, так как силу « пассионарность» России, несомненно, будет укреплять русский поэт Сергей Есенин, незабытый ни временем, ни ее гражданами и народами!
И политически логично, -так как не бывает ничего «случайного» ни в театральной, ни в реальной жизни,- что Ванесса Редгрейв, - в 1991 году она была не только популярной актрисой, но также известной политической активистской,- согласилась принять участие , несомненно, антисоветском проекте спектакля о « любовном романе» американской танцовщицы Айседора Дункан и советского поэта Сергея Есенина, который случился в первые годы Новой Экономической политики/НЭП в Советской России и продолжился в СССР, который возник в декабре 1922 года и, несмотря на большие социальные и экономические ресурсы, подошел к состоянию системного кризиса и в 1991 году переживал свои последние дни», что, как известно, утвердил памятный всем советским гражданам указ от 26 декабря 1991 года , значение которого, можно сказать, потрясло весь мир…
Тем не менее, предвидя и ожидая такой указ, леди Редгрейв весной 1991 года приехала в Москву «искать русского артиста» на роль поэта Есенина в пьесе «Когда она танцевала» , в которой она будет играть роль Айседоры Дункан. Важно отметить, что сюжет пьесы состоит в том, чтобы показать один день из семейной жизни Айседоры Дункан и Сергея Есенина, которые решили стали супругами в мае 1922 года , хотя им было «трудно» общаться между собой из-за отсутствия общего для обоих «языка общения»: Есенин не говорил по -английски, а Дункан- не знала русского языка. И,- по замыслу драматурга,- такое препятствие, как отсутствия «общего языка общения, а также пьянство, хулиганство и ревность Есенина к «славе знаменитой супруги,- давали основания полагать, что русский поэт и американская танцовщица, непременно, разойдутся, что, как известно, и произошло осенью 1923 года, через полтора года их совместной жизни в супружеских отношениях. Также полагаю, что по замыслу этого «не очень дружелюбного к СССР драматурга», автора пьесы « Когда она танцевала», созданной в период политики «перестройки » в СССР,- такой же разлад может случиться и с политико-экономическими отношениями между странами «западных демократий» и Россией, которая, несомненно, возникнет после исчезновения Советского Союза…
Как известно, поиски леди Редгрейв весной 1991 года в Москве актера на роль поэта Есенина, успешно завершились. Таким русским артистом, приглашенным в Лондон на роль поэта Есенина стал молодой московский артист Олег Меньшиков/г.р.1960/ , которого советское правительство и Комитет Государственной Безопасности/КГБ/ ,- в отличии от запрета многим известным советским киноартистам и артисткам, играть и сниматься за рубежом,- легко отпустили на работу за границу по контракту для исполнения роли поэта Есенина на сцене лондонского театра «Глобус», где традиционно ставились пьесы гениального английского драматурга Вильяма Шекспира/1564-1616/. Нельзя не обратить внимание, что полугодовой контракт с Олегом Меньшиковым на исполнение роли,- поэта Есенина,- был подписан в середине июня 1991 года, а закончился 24 декабря 1991 года, который запомнился тем, что 26 декабря того же 1991 года Михаил Сергеевич Горбачев, « первый и последний президент СССР», подписал Указ «о прекращении существования СССР
2
Несомненно, мои благоприятные читатели, что все приведенные выше « исторические даты» не случайны. Думаю, не стоит отрицать, что эти даты входили в общий план ведения «холодной войны» против СССР , как в «странах коллективного Запада», так и в США, где в честь победы в « холодной войне против СССР» была даже выпущена специальная медаль.
Продолжая рассказ «о кинотеатральных версиях жизни поэте Есенина» хочу обратить внимание читателей, что в том же « трагическом для СССР 1991 году» советский и российский писатель Валентин Иванович Сафонов начал работу над киносценарием «Поэт и босоножка», где главными героями, как вы, несомненно, догадались, были российский поэт Сергей Есенин и американская танцовщица Айседора Дункан. Этот интересный, -как исторически, так и политически,- киносценарий , Валентин Сафонов закончил в феврале 1992 года, в самый разгар «сложных текущих событий», когда «униженная и преданная Россия», только начинала «вставать с колен». В силу самых разных причин кинофильм по сценарию Валентина Сафонова «Поэт и босоножка» снять не удалось, хотя в 90-х годах снималось множество кинофильмов, о которых сегодня никто даже не вспомнит.
В отличии от пьесы Мартина Шермана «Когда она танцевала» ,киносценарий «Поэт и босоножка» Валентина Сафонова рассказывает не «об одном дне» из жизни русского поэта Сергея Есенина и американской танцовщицы Айседоры Дункан, а всю историю их отношений, - включая стремительное начало 3 октября 1921 года ,- в день рождения поэта,- и тихое окончание в 1923 году. Важно отметить, что Валентин Сафонов, в своем киносценарии «Поэт и босоножка» один из первых советских писателей выдвинул версию о политической причине смерти поэта Есенина, в которой он «обвинил» Якова Агранова, высокопоставленного сотрудника ОГПУ ,который занимался «политическим контролем» в кругах советской творческой интеллигенции. И. можно допустить, что именно такая «политическая версия смерти поэта Есенина» стала «препятствием» для съемок кинофильма. Важно отметить, что Валентину Сафонову в его работе над сценарием помогал его брат Эрнест Иванович Сафонов , главный редактор газеты «Литературная Россия», ставшей очень популярной в годы «перестройки», когда в этой газете публиковались, как либеральные, так и патриотические статьи из истории России и СССР.
Также важно отметить, что киносценарий «Поэт и босоножка» Валентина Сафонова нетрудно адаптировать в интересную пьесу , которую можно поставить, например, в Рязани, где Валентин Иванович Сафонов оставил не только поклонников своего творчества, но и много учеников, которые его помнят за то, что он искренне и охотно помогал молодым рязанским поэтам и писателям своими советами и литературным опытом, особенно участникам старейшего областного литературного объединения «Рязанские Родники», так как сам Валентин Иванович Сафонов начинал свое литературное творчество в литературном объединении при газете « На страже Заполярья» Северного Флота. Кстати, вместе с Валентином Сафоновым в этом литературном объединении моряков-североморцев участвовал и его друг, старший матрос Николай Рубцов/1936-1971/ который после окончания службы на Северном Флоте стал известным поэтом, и как Сергей Есенин «ушел в мир иной» очень молодым: в возрасте 36 лет, в городе Вологда.
Мало кто знает, что весной 1969 года Николай Рубцов приезжал в Рязань, чтобы не только встретиться с Валентином Сафоновым, но и посетить рязанское село Константиново, родину Сергея Есенина. Важно отметить, что в те годы автобусное сообщение с Константиново было не таким «штатным», как в настоящее время, когда в 2000 при поддержке президента России Владимира Владимировича Путина в селе Константиново начал реально формироваться и развиваться Государственный музей-заповедник С.А. Есенина, хотя решение о его создании было принято еще 1984 году, когда во главе СССР находился Константин Устинович Черненко/ 1911-1985/, который, как и Леонид Ильич Брежнев/1906-1982/ был большим поклонником творчества поэта С.А. Есенина и, может, в годы своей молодости всего один раз, как и Николай Рубцов, тихо и незаметно посетил село Константиново, родину С.А. Есенина.
Как гласит легенда, поэт Николай Рубцов, приехав весной 1969 года в Рязань в гости к своим друзьям,- братьям и писателям Валентину и Эрнесту Сафонову попросил их «помочь ему побывать в Константиново, на родине Сергея Есенина». И, такая поездка состоялась, благодаря поддержке работников Рыбновского райкома комсомола, которые предоставили в распоряжение поэта Рубцова легковой автомобиль. Вечером, после возвращения в Рязань, Николай Рубцов встретился с рязанскими поэтами и писателями, но не в ресторане « Рязань», а в Рязанском Кремле, у могилы поэта Якова Полонского.
День был прохладный и рязанские поэты, собрав в окрестностях Кремля сухие ветки и деревянные ящики, развели неподалеку от могилы Полонского костер, у которого они грелись и читали друг другу свои стихи. Как известно, рязанские поэты и писатели, а к ним можно отнести и всех тех самодеятельных литераторов, которые являются членами множества кружков и обществ, включая самое старейшее,- это «Рязанские Родники», искренне чтят своих «корифеев рязанской литературы и культуры, память о которые мотивируют этих кружковцев заниматься литературным творчеством, до сих пор остаются разобщены из-за своих «личных амбиций», отвергая призывы к объединению в творческую областную ассоциацию, как этого требуют новые жизненные реалии, то есть- современное бытие! Мало кто сейчас вспоминает о том, в годы СССР «поэт» и «писатель» - это были творческие профессии, -особенно у тех, кто был членом единственного, как творческого, так и профессионального союза,-Союза Писателей СССР .Важно отметить, что каждый «профессиональный писатель или поэт» из этого единственного Союза мог издавать свои произведения за счет государства, получать солидные гонорары и «зарабатывать трудовой стаж на пенсию» , даже издав только одну первую книжку. Сейчас все творческие союзы литераторов, а также кружки и группы,- это общественные организации, которые самостоятельно / за свой счет/ финансируют свою деятельность, что, разумеется, вполне нормально. Однако, всем понятно, что чем больше число членов в той или иной общественной организации, тем эта организация-« сильнее» не только числом, но « и умением» организовать свою финансово-экономическую деятельность и найти партнеров. Например, создать иди поддержать какое-то издательство, образцом для которого было бы издательство и его директор, каким был Иван Дмитриевич Сытин/1851-1934/, в издательстве которого начинал свою карьеру поэт Сергей Есенин.
Валентин Иванович Сафонов, российский и советский писатель./фото 1994 года/
Продолжая очерк о поэте Есенине, я еще раз хочу отметить ,что большая заслуга в «торжестве исторической правды» о поэте Есенине в 20 веке, принадлежит братьям -писателям Валентину и Эрнесту Сафоновым. Как известно, они родились и выросли в районном поселке Сараи, Рязанской области и в разные годы окончили Литературный институт в Москве, Несомненно, им обоим было хорошо известно о «делах» Якова Агранова , высокопоставленного сотрудника Объединенного Главного Политического Управления/ОГПУ/, который имел поручение «наблюдать» за советской творческой интеллигенций и был куратором «литературного салона Лили Брик», о роли которой в культурной жизни Советской России и СССР до сих существуют «легенды», которые никто не комментирует из-за опасения «прослыть ненавистником», этой Лили Брик , которая, ссылаясь на «дружбу с поэтом Владимиром Маяковским» получила разрешение от И. В. Сталина стать « наследницей поэта»,- не являясь ни его официальной женой, ни кровной родственницей,- а также и распоряжаться гонорарами за переиздания стихов «самого выдающегося поэта советской эпохи», как о Маяковском отозвался И.В. Сталина, через пять лет после его смерти. И это несмотря на то, что поэт Маяковский покончил жизнь самоубийством, - он, по официальной версии,- застрелился из пистолета,- и причина его смерти « не менее загадочна», чем причина «самоубийства» поэта Сергея Есенина. Есть версия, что поэт Владимир Маяковский, как и поэт Сергей Есенин, «ушли в мир иной» из-за симпатий к Льву Троцкому, о чем в настоящее время не принято вспоминать, также, как не принято вспоминать и об Якове Агранове, - кстати, он тоже стал жертвой «политический репрессий» времен Сталина, но до сих пор не реабилитирован,- и об этом тоже нельзя умолчать, так как таких, преданных революционным идеям борцов, каким был Яков Агранов, невозможно «вычеркнуть» из истории СССР и России.
3
Продолжая свой очерк, хочу сообщить, что первую в истории СССР пьесу о поэте Есенине, под названием «Сергей Есенин», написал известный советский писатель Николай Елисеевич Шундик, который некоторое время,- с 1957 по 1965 год,- жил и работал в Рязани, где возглавлял Рязанскую областную организацию Союза писателей СССР/ отделение в составе РСФСР/.Кстати, членом этой организации в 1962 году стал рязанский учитель, автор рассказа «Один день Ивана Денисовича» Александр Исаевич Солженицын , которой,- по свидельствам рязанских краеведов,- начинал свою « литературную карьеру» в самодеятельном литературном объединении «Рязанские Родники» при Рязанской городской библиотеки, которая в настоящее время носит имя поэта Сергея Есенина. Так как первыми творческими успехами Николай Шундик был обязан своим связям с издателями и читателями Дальнего Востока, свою пьесу «Сергей Есенин», созданную в 1974 году, он предложил драматическому театру в городе Комсомольск-на Амуре, - где уже шли некоторые его ранние драматические произведения,- и в 1975 году этот городской дальневосточный театр первым в СССР,- поставил пьесу «Сергей Есенин»! А вот в рязанских театрах,- Областном драматическом и Театре Юного Зрителя/ТЮЗ/- , в которых прежде тоже «шли пьесы» Шундика, пьесу «Сергей Есенин» по каким-то неизвестным причинам к постановке не приняли!?Можно предположить, что это случилось из-за интриг рязанского театрального «закулисья», но в 1980 году пьеса Шундика «Сергей Есенин» все-таки «пришла» на сцену Рязанского областного драматического театра. Важно отметить, что, как в театре города Комсомольск-на-Амуре в 1975 году, так и в областном рязанском театре драмы в 1980 году, пьеса «Сергей Есенин» писателя и драматурга Шундика , « прошла с аншлагом », несмотря на то, что была очень сложной для постановки из-за обилия неисторических персонажей с такими неисторическими и непривычными именами, как Недоумевающий, Одержимый, Истеричный, Ехида; а у реальных исторических лиц, таких, как Мать поэта Татьяна Федоровна, его сестры- Александра и Екатерина, друзья- поэты,- Анатолий Мариенгоф и Николай Клюев,- было очень мало слов и сцен действия. Также «мало слов и сцен действия» было отведено в этой пьесе и для Айседоры Дункан, что и тогда, и сейчас позволяет допустить, что «какой-то очень влиятельный идеолог-политолог» посоветовал автору спрятать эту одиозную американскую танцовщицу за кулисами основного действия ?! Допускаю, что подобная «осторожность» в отношении Айседоры Дункан была вызвана не только «непростыми политическими отношениями между СССР и США, а также и тем, что Николай Елисеевич Шундик как автор пьесы, хотел представить поэта Есенина на одной высоте с поэтом Владимиром Маяковским, которого,- и после смерти Сталина,- продолжали и продолжают называть «самым лучшим поэтом советской эпохи ».
Но самое интересное при постановки пьесы Шундика в Рязани, состояло в том, что роль поэта в спектакле «Сергей Есенин», как в театре города Комсомольска-на Амуре в 1975 году , так и в Рязани в 1980 году, блистательно исполнил артист Виктор Иванович Пушкин/1949-2023/, но почему-то не под своим полным именем, а под псевдонимом,- Виктор Ксенофонтов!? Кстати, с 1980 года,-после возвращения Виктора Пушкина в Комсомольск-на Амуре, в Рязанском театре и на гастролях в городах России,- роль поэта Есенина успешно играл рязанский артист Леонид Михайлович Митник/1945-2023/, получив в 1994 году за эту и другие свои роли звание,-заслуженный артист РСФСР, но никак не раньше, например, в 1985 или в 1990 году.
Нельзя исключать, что к постановке в Рязани пьесы «Сергей Есенин» приложил «свою руку» и Юрий Львович Прокушев ,преподаватель/доцент/ московской Высшей Партийной Школы/ВПШ/, который после 1965 года,- год открытия Дома музея Есенина в селе Константиново, в Рязанской области,- превратился в самого «главного есениноведа» СССР , и остается таким и в настоящее время.
Мало кому известно, что Юрий Львович Прокушев,-
за свою деятельность по популяризации поэтического наследия поэта Сергея Есенина в России и в Рязанском крае, в октябре 1988 года стал почетным гражданином Рязани. Кстати, свою литературоведческую карьеру Юрий Львович начинал как исследователь творчества поэта Владимира Маяковского. Также мало кому известно, что в период с 1898 по 1992 годы Юрий Львович Прокушев возглавил комиссию от Института Мировой Литературы /ИМЛИ/ имени Горького по выяснению обстоятельств смерти поэта Сергея Есенина , поскольку в предыдущие годы в российских средствах массовой информации появилось множество статей о «насильственной смерти поэта». Эта комиссия,- за 3 года работы,- собрала обширный документальный материал судебных и криминалистических экспертиз, а также и следственных экспериментов, связанных со смертью поэта Сергея Есенина, -и представила заключение о том, что смерть поэта Сергея Есенина,- это самоубийство через повешенье.
Однако, несмотря на заключение столь авторитетной комиссии под руководством Ю.Л. Прокушева, который до сих считается самым авторитетным «есениноведом», нельзя исключить, что эта комиссия работала под очень большим «политическим давлением» советских историков и политологов. Как известно, эта комиссия была создана в 1989 году, когда еще существовал СССР, но уже началась широкая компания дискредитации в средствах массовой информации не только всех известных участников Октябрьской революции 1917 года, но также и первых руководителей/народных комиссаров/ правительства Советской России, включая первых советских поэтов и писателей, одним из которых был поэт Сергей Есенин. Несомненно, всем членам этой комиссии под руководством Ю. Л. Прокушева, в своей работе, приходилось обращать внимание и учитывать «текущую политическую обстановку», так как в 1989 году во главе СССР стоял Михаил Горбачев, а секретарем по идеологии был Александр Яковлев, которого называли «главным прорабом» политики Перестройки . Как известно, итоги работы комиссии были представлены только в 1992 года,- через три года,- когда «политика Перестройки» уже закончилась роспуском СССР и возникло новое политическое и социальное государство-Российская Федерация.
Можно допустить, что Борису Николаевичу Ельцину, первому президенту России, тоже был хорошо известен поэт Есенин. Однако, нельзя не подумать и о том, что в 1992 году итоги работы комиссии Прокушева о причине смерти поэта Сергея Есенина были для многих гражданами России не настолько важны , поскольку политические и социальные вопросы текущей жизни были уже не так связаны с вопросом на ответ, какая версия о смерти поэта: «самоубийство» или «убийство» имеют значение для будущего России. Тем более, никому не хотелось допускать мысль, что смерть поэта Есенин- это не просто «убийство»,- а, быть может,- «доведение до убийства», поскольку подобных «загадочных смертей» в те «лихие 90-е годы» было очень много. Полагаю,что из- за очень сложной обстановки тех «лихих 90 -х годов», на итоговый результат работы комиссии, который подтвердил версию самоубийства поэта Есенина как главную причину его смерти в ночь на 28 декабря 1925 года,- народ безмолвствовал.
.
Николай Елисеевич Шундик, российский и советский писатель./фото 1994 года/
4
Вспоминая успех пьесы «Сергей Есенин» Николая Елисеевича Шундика в Рязани в 1980 году, еще раз хочу отметить, что исполнитель главной роли в этой пьесе, молодой артист Виктор Пушкин , который только в 1974 году окончил Астраханское культурно-просветительное училище и был приглашен в Рязань из театра города Комсомольск-на Амуре, где исполнял «роль поэта Есенина», приехав в Рязань согласился исполнить «роль поэта Есенина» под псевдонимом Ксенофонтов!? Зачем и почему рязанские заказчики постановки пьесы «Сергей Есенин» в 1980 году- в год 85 летия поэта,- «не разрешили» молодому дальневосточному артисту играть « роль поэта Есенина» под своей настоящей фамилией Пушкин?! В театре Комсомольска-на Амуре это было можно, а вот в Рязани,- нельзя!? Какими соображениями в 1980 году было обосновано такое «закулисное решение» не известно в Рязани и до настоящего времени. Также, как неизвестны до сих пор и «подробности» открытия Дома-Музея Сергея Есенина в селе Константиново в 1965 году, когда соломенную крышу на доме поэта, заменили на крышу, крытую кровельным железом!? Хотя известно, что поэт не стыдился соломенной крыши своего родного дома ни перед друзьями, ни в стихах.
Эта улица мне знакома
И знаком этот низенький дом,
Проводов голубая солома
Опрокинулась над окном…
Кстати, есть легенда, что на открытии Дома-Музея поэта Есенина , которое состоялось 2 октября 1965 года, присутствовал первый в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин , но и о визите Ю.А. Гагарина в Рязань в 1965 году у рязанских краеведов тоже нет никаких документальных данных. Важно отметить, что , Виктор Иванович Пушкин, отыграв полный год роль поэта Есенина в Рязанском областном драматическом театре,-допускаю, что «такая роль» могла сделать его «звездой и театральной Москвы » - вернулся в театр города Комсомольск-на Амуре, где продолжил свою творческую деятельность, исполнив на сцене этого театра множество ролей как мирового, так и советского театрального репертуара, и в результате стал не только Заслуженным артистом РСФСР, но и Народным артистом Хабаровского края. Кстати, по моему личному мнению, народным артистом Рязанской области ,- если бы такое звание учредили депутаты Рязанской областной Думы,- мог стать Сергей Михайлович Леонтьев , народный артист России, который много лет мечтал сыграть на сцене Рязанского театра драмы роль поэта Сергея Есенина. Зная, что Сергей Михайлович Леонтьев в отличной актерской форме и о том, как он замечательно читает стихи Сергея Есенина, можно допустить, что он, несомненно, сыграет роль поэта Сергея Есенина в юбилейном 2025 году.
Виктор Иванович Пушкин, заслуженный артист РСФСР и Народный артист Хабаровского края. фото 2022 года.
Вспоминая снова Виктора Ивановича Пушкина, первого в СССР и в России, исполнителя роли поэта Есенина, с прискорбием сообщаю, что он умер весной 2023 года в городе Комсомольск-на -Амуре и был похоронен на городском кладбище при большом скоплении народа. К сожалению, никто из «культур чиновников» Рязани и Рязанской области на его похоронах не присутствовал и не провожал этого заслуженного и народного артиста «традиционными и последними аплодисментами».
Не менее важно отметить, что ни заслуженный артист РСФСР и народный артист Хабаровского края Виктор Иванович Пушкин, который в 1975 году в Комсомольске-На Амуре, и в 1980 году в Рязани,-первым в СССР сыграл роль поэта Есенина , ни народный артист России Олег Евгеньевич Меньшиков, первый исполнитель роли поэта Есенина на сцене лондонского театра «Глобус» в 1991 году, никогда больше не выходили на сцену в роли поэта Сергея Есенина, несмотря на то, что у российских зрителей по-прежнему остается неослабевающий интерес , как к поэзии, так и жизни поэта Сергея Александровича Есенина.
5
Прошли годы, и в настоящее время «роль Есенина» на российской сцене, успешно исполняет Сергей Витальевич Безруков, художественный руководитель Московского Губернского театра, в моно-спектакле под названием «Исповедь хулигана» .
Кстати, десять назад подобный поэтический спектакль блистательно исполнял Борис Щербаков, артист МХАТА. Кстати, и в настоящее время на сценах многих театров Рязани исполняются поэтические композиции на стихи Сергея Есенина, но ,конечно, не так ярко, как у Бориса Щербакова и Сергея Безрукова..
Продолжая краткий обзор драматических произведений, посвященных образу поэта Сергея Есенина, не могу пройти мимо появления на сцене Московского Художественного Академического Театра/МХАТ/ имени Горького спектакля «Женщины Есенина», который, -если можно так сказать,- «родился» после появления на российском книжном рынке книги «Есенин. Ожидая встречу впереди» Захара Прилепина, известного российского писателя, который, как известно, родом из села Ильинка, Скопинского района, Рязанской области.
Важно отметить, что новость о том, что на сцене МХАТ появится спектакль о поэте Есенине прозвучала еще весной-летом 2020 года. И тогда же стало известно, автором пьесы на основе книги Захара Прилепина «Есенин. Ожидая встречу впереди»,- намерена стать российская поэтесса Елена Исаева/Елена Валентиновна Жилейкина/, которая, как сообщалось в Интернете, начала работать над пьесой еще в 2019 году, на основе рукописи книги Захара Прилепина « Есенин. Ожидая встречу впереди…», издать которую согласилось книжное издательство «Молодая Гвардия», в книжной серии «Жизнь замечательных людей»!
Если внимательно прочитать книгу «Есенин. Обещая встречу впереди» Захара Прилепина, этот впечатляющий «многостраничный труд» в манере австрийского писателя Стефана Цвейга , побуждает сделать вывод, что «главной задачей Прилепина» является попытка убедить российских читателей,- а также читателей и литературоведов из ближнего и дальнего «зарубежья»,- в том, что «смерть поэта Есенина не была насильственной», так как «уход поэта в мир иной с помощью смертельной петли на шее»- это итог его морально-творческой деградации , обусловленный утопическими целями российской революции 1917 года и неизбежного краха «советского проекта», которая был «исторической ошибкой» в истории России.
Относительно литературных достоинств исторической монографии «Есенин. Обещая встречу впереди» писателя Захара Прилепина, хочу заметить, что по моему мнению, эта книга сильно уступает книге «Сергей Есенин» Станислава и Сергея Куняевых /отец и сын/, содержание которой тоже могло бы стать очень интересным киносериалом или драматургическим произведением, появлению которого на российской сцене не сможет помещать никакое «закулисье» , так как авторитет отца и сына Куняевых в советской, российской и мировой литературе был и остается высоким.
Как известно, первые главы книги Станислава и Сергея Куняевых о поэте Есенине , появились в журнале «Наш Современник» весной 1995 года. И вскоре, в издательстве « Молодая Гвардия», в серии «Жизнь замечательных людей», вышло первое издание книги «Сергей Есенин», которая к 2017 году переиздавалась уже в восьмой раз. И вдруг в 2019 году ,- в этом же издательстве, в этой же серии,- выходит книга Захара Прилепина под названием «Есенин. Обещая встречу впереди», по которой МХАТ имени Горького анонсирует постановку спектакля «Женщины Есенина», а автором инсценировки будет не Захар Прилепин, а московская поэтесса Елена Исаева.
Кстати, были сообщения и о том, что проект спектакля по пьесе «Женщины Есенина»,- в котором есть роль Дункан,- был анонсирован еще в 2018 году, после ухода из театра Татьяны Васильевны Дорониной , долгие годы занимавшей должность художественного руководителя театра. Также вспоминается, что с МХАТ имени Горького « времен Дорониной» многие годы сотрудничал поэт, писатель и драматург .- Юрий Михайлович Поляков , который тоже мог бы написать свою пьесу о Есенине»!? И, конечно, можно допустить, что такой патриотический литератор каким является Юрий Михайлович Поляков, несомненно, в самое ближайшее время предложит российским театрам свою историческую версию жизни и творчества поэта Сергея Есенина..
6
Завершая свой очерк, я не могу промолчать о том, что пришло время, когда благодаря вниманию литературной общественности России в 2025 году не только к 130 летию со дня рождения поэта Сергея Есенина, но и 100 летию со дня его смерти, в театрах России, включая Рязань, были бы запланированы к постановке спектакли по произведениям всех авторов, о которых я упомянул выше, а именно: «Сергей Есенин» Николая Шундика, «Когда она танцевала» Мартина Шермана, а также и адаптированный в пьесу киносценарий «Поэт и босоножка», Валентина Сафонова, чтобы российские зрители без ремарок закулисья могли сами оценить , насколько правдиво все эти авторы представили поэта Есенина в своих драматических произведениях. Кстати, есть легенда, что первую пьесу о Сергее Есенине написал Чувакин Александр Иванович/1920-1967/ первый руководитель Рязанской писательской организации, созданной весной 1958 года, но издать, а тем более дождаться постановки спектакля по этой пьесе в Рязани, ему не удалось по каким-то неизвестным причинам… Исходя из всего выше сказанного, я также предлагаю, что пришло время адаптировать к постановке на сцене и киносценарий кинофильма «Пой песню поэт!»/1971/,-авторами которого были поэт Геннадий Федорович Шпаликов/ 1937-1974/ и кинорежиссер и кинооператор Сергей Павлович Урусевский /1908-1974/. Как известно роль поэта Сергея Есенина в кинофильме « Пой песню , поэт!» замечательно исполнил Сергей Петрович Никоненко/ г.р.1941/, -в настоящее время - народный артист России. Не могу также не сообщить, читателям, что кинофильм «Пой песню, поэт»,- снимался на родине Сергея Есенина в рязанском селе Константиново и о том, что в этом кинофильме прозвучало много стихов поэта в прекрасном исполнении Сергея Никоненко, а также и о том, что этот кинофильм «Пой песню, поэт» не был широко представлен на экранах СССР. Как известно, руководство советского «Госкино», - а, быть может, его «закулисье»- присвоило этому цветному кинофильму самую низшую 4 категорию и количество его кинокопий для показа в «городах и весях» СССР было крайне ограничено. Есть версия, что более широкому прокату кинофильма «помешал» кинокритик и поэт Ипполит Соколов/1902-1974/, который в молодые годы обвинил Есенина в подражании знаменитому австрийскому поэту Райнеру Рильке/1875-1926/, который до Октябрьской революции приезжал в Россию, где познакомился даже более известным , чем Есениным, крестьянским поэтом Спиридоном Дрожжиным/1848-1930/, стихи которого Рильке переводил на немецкий язык. Как известно, за публичное обвинение в плагиате, Есенин публично нанес Соколову пощечину, - и, можно допустить, что Соколов, став советским кинокритиком, несомненно ,«обиду от Есенина» не забыл и вряд ли простил. Но, может быть, кроме Соколова были и другие люди из «закулисья», которые помешали успеху кинофильма «Пой песню поэт!» о Сергее Есенине.Как известно, кинофильм «Пой песню, поэт!»/1971/ посмотрели 2 миллиона зрителей!. Есть также легенда, что, такой «не успех кинофильма»,- повлиял и на режиссера, и на сценариста, которые ушли из жизни в один года,- в 1974 году.
Размышляя о значении жизни и творчества поэта Сергея Есенина в культуре народов России, я не могу промолчать еще и о том, что граждане России, а в их числе и наши героические защитники на рубежах СВО , несомненно, очень глубоко «впитали в себя» основные мотивы творчества Сергея Есенина, стихи которого россияне никогда не забывали и всегда будут чтить и помнить, несмотря на попытки их «умолчания» по прихотям , как зарубежного, так и внутреннего «закулисья»…
13 декабря 2024/25/ года. .
Свидетельство о публикации №225121300919