В ночь перед Рождеством

Читали историю Ганса Христиана Андерсена " Девочка со спичками "?

Я задаю этот вопрос как риторический, чтобы вместе с вами точно описать место событий - Дания. Современная Дания, та, что сейчас за моим окном.
Персонажей моей истории я могла бы назвать вымышленными, но это будет неправдой, они - литературные герои, поэтому ...
Доказывать их реалистичность ? Называть их типичными представителями кого-то или чего-то ?
Это уже не моя задача.
 Мне предстоит рассказать историю, которая начиналась как романтическая встреча девушки из уже распавшегося к тому времени  Советского Союза и молодого датчанина, приехавшего по работе в одну из независимых уже республик Союза.

История как история, которая закончилась свадьбой, переездом молодой семьи в родительский дом датчанина. В этом доме он жил один, его родители- фермеры покоились на деревенском кладбище в нескольких километрах от этого дома.
Для моей истории важная деталь - дом стоял в удалении от других жилых домов, это -типично для провинциальной Дании.
Достаточно  для пролога. Начинаю историю.
- Девочка со спичками , - так с горькой иронией произносит сейчас молодая. невысокая, кудрявая женщина, кутаясь в шарф, который не может удержаться на её непослушных волосах и постоянно сползает на глаза.

Она повторяет : " Девочка со спичками, "- оглядываясь на закрытую уже дверь дома. Кажется, что она не торопится уйти,- её движения неторопливы, взгляд скользит по двери, по окнам дома, по изгороди из невысоких кустов, за которой видна дорога, по которой ей предстоит уйти навсегда.
Она медленно идёт к почтовому ящику, крышку которого давно пора починить, осторожно,  опускает ключ от дома в кучу газет, которые нужно было бы прочитать ещё вчера. Ключ беззвучно исчезает в глубине ящика. Она отмечает эту тищину про себя и, взглянув уже издалека на дом, выходит на дорогу .

Куда она пошла ? Она ещё не совсем уверена в ответе на этот вопрос, который  даже не задаёт себе.
Главное - уйти, уйти подальше , уйти навсегда от этого ужаса унижения, которое нет сил терпеть. Кончились эти силы. Последней каплей была пощёчина, она уже видела себя в зеркале - синяк под глазом и распухшая щека, Сейчас она прикроет их шарфом и никто ..Кто ? Дорога пустынна, здесь и в будни-то редко встречается транспорт, а прохожих не бывает.
Она думает про свои силы, - те, что  кончились, те, что сделали бессмысленными её терпение, нежность, заботу . Не смогла она противостоять психопату .

Она всё ещё винит себя, упрекает в том, что не смогла, но рядом с этими упрёками уже нарастает волна обвинения его , их - тех, кому нет имён, тех, кто в своей жестокой безликости дал ему право кричать на неё раз за разом.: " Ты - рабыня, вы проиграли, ты - из проигравших, ты, вы должны во всём подчиняться нам, мы - силные, умные, мы - свободные.."
 Она пыталась говорить ему, что она не играла, что она просто жила в своей стране - СССР-, что она любила и любит свою Родину, что она гшотова любить и его  Родину, потому что любит его.
Он не слышал, не умел,  хотел слышать этих её слов.
 Описывать всё, что он делал, чтобы показать её ничтожество ? Для этого есть учебники по психиатрии , и поведение психопатов давно и хорошо изучено.
В моей истории важно то, что моя героиня никогда не позволяла себе говорить о своей Родине " бывшая". " Бывший СССР". " бывшая республика СССР",  " бывшие граждане СССР" - она не могла произносить эти слова вслух и никогда не произносила в своих внутренних монологах.
У неё есть своё имя, фамилию она сменнила ,  выйдя замуж. Её имя он так и не научился призносить правильно, сократил егодо одного слога- по образу своего имени, в котором только два звука.
 Она думает об этом ссейчас уже на километр отойдя от дома.
Думает и о том, что таких как она - жён - иностранок - в стране очень много, даже в королевской семье есть три . Две - жёны и одна -бывшая жена, но мать внуков королевы.
Думает она и о Рождестве, которое будет завтра.
 Их дом не украшен рождественскими огнями и традиционными фигурами писсе, ангелов,  и Юлемана , её муж - не протестант, в его христианской секте не празднуют Рождество.
Она это знает - два года в это время её муж уезжал на работу,оставляя её одну со словами : " Делай, что хочешь, я скоро вернусь".
Сегодня был декабрь третьего года их семейной жизни, она с отчуждением вспоминает  каким это время было раньше и говорит вслух , говорит тихо, но уже не с болью, а с возрастающей яростью, которую ей ещё предстоит узнать в себе : " Девушка из побеждённой страны, добыча победителей, слуга победителей". Бунт оскорблённой души, мгновение рождения нового чувства, нового слова : "
-Нет, я - человек". Она не заметила, что произнесла эти слова на родном языке и отчётливо повторила их на языке его страны.

Если я напишу, что она шла, куда глаза глядят, это будет неточно. ОНа шла к остановке рейсового автобуса, которая была в нескольких километрах от их дома.
Утро только разгоралось , хмурое, низкое небо постпенно светлело, что позволяло ей не замедлять шаги.
Остновка - столбик с расписанием движения редких в этих краях автобусов не могла защитить от ветра или дождя, от любопытных глаз возможных водителей машин.
Она встала рядом с этим столбиком - островком надежды на помощь других людей и вдруг поняла, что сегодня именно тот день, когда автобусы меняют привычное расписание,  ей придётся ждать долго , почти полдня.
Волнения последних дней ( похоже, что я смягчаю описание ) изменило её восприятие реальности. Правда в том, что потрясение, шок , пережитый и переживаемый изменили её восприятие.Она ошиблась с расписанием автобусов.
Она снова напомнила себе о девочке со спичками и решила идти до ближайшей церкви, чтобы просить о помощи.
Задумавшись на ходу, она не сразу услышала шум мотора легкового автомобиля, отреагировала только на короткий звуковой сигнал.
Автомобиль не проехал мимо, за рулём была женщина. Она притормозила,опустила ветровое стекло  , скрыть от неё синяк и распухшую щёку не удалось.Она не стала расспрашивать, предложила подвести, по дороге выяснилось,то она едет на железнодорожную станцию.
Женщина не спросила, есть ли у спутницы  деньги,она молча достала свой бумажник и отдала ей всё содежимое, приложила в нему визитку, протянула его  со словами : " Это - не милостыня, это -помощь, здесь - моя визитка". Денег было достоточно, чтобы через некоторое время девушка сошла с трапа самолёта в Шеремеnьево.

Как бы я хотела закончть мою историю описанием встречи  моих героинь , их взаимной радости как демонстрации ещё одного  бесспорного доказательства  безусловности истины, что  мир - не без добрых людей.

В жизни всё случилось иначе.

Как ?
 Мне предстоит продолжить историю , но она уже не будет Рождественской.
Я закончу здесь. В этой истории - быль, в ней - боль. Как и во многих жизненных ситуациях   боль возникает от разрушенных иллюзий, но именно в этой боли рождается и  новое видение мира и себя в нём.

Фото -моё


 


Рецензии