Зима, так зима
Просто она какая-то веющая холодом, неприветливая что ли, даже суровая и во многом однообразно тянущаяся. Лишний раз носа на улицу не высунешь, как говорится.
А началось у меня это в армии в Сибири, где она почти в два раза длиннее тёплого весенне-летнего времени, с сильными морозами и высокими сугробами. А мороз и холод, как известно, солдату не товарищи, хотя у него и шинель с подкладом.
В школе мне как-то было всё равно: зима, так зима, лето - вообще отлично. Тем более, что во время учёбы было много интересного, правда, я лыжи не любил. Что и в армии в одну из зим дало о себе знать. Вот освоил бы с раннего детства лыжи, тогда б зимой лучше и интереснее было.
Но, несмотря на свои сложные отношения с этим временем года, запомнились мне некоторые моменты из своей жизни, о которых вспоминать одно удовольствие. Прямо на душе как-то тепло и радостно становится.
Прежде всего это связано, конечно, с санками в детстве. У нас они были большие, самодельные с железными несплошными спинками.
Так приятно было, когда меня на них возили родители через весь небольшой наш город, поздно возвращаясь из гостей, когда автобусы уже не ходили. Сидишь в этих санках укутанный, всего-то самому года четыре. Родители идут не спеша, путь всё же не такой уж и близкий, санки тихонько катятся, снег похрустывает и фонарики на столбах горят, слегка освещая темноту улиц. А где их нет, даже звезды видно порой. Сказочная идиллия, можно даже сказать, благодать. Такое спокойное умиротворение. Тебе тепло, хотя мороз, ты не один, защищён и мирно катишься в тишине к отчиму дому.
Или вот в магазин, большой гастроном любил с матерью ходить. “Горняк” назывался, он и сейчас стоит на том же месте в том городе, с большими, высокими стёклами, занимая первый этаж четырёхэтажкки, только уже другой совсем. Как летом ходили с ней не запомнил, а вот зимой - запомнил. Стекла эти разрисованы каким-то цветными изображениями: большая рыба возле крючка с червячком от удочки, видимо, в раздумье, клюнуть или нет, буханка хлеба или батон, вроде колбаса, ещё что-то. Всё нарисовано крупно, красочно и создавало общую картину какого-то своего бакалейного мирка, к себе манящего.
Но главное, что в этом магазине мама всегда покупала мне кекс копеек за шестнадцать. Такой коричневый, внутри желтоватый а сверху белый в помаде и с изюмом. Вкус такой, каких сейчас нет. Выходишь из магазина, темно уже, недалеко остановка автобусная. Морозно, снег, а ты жуешь этот кекс, необычайно вкусный, и рад, просто рад, что тебя взяли в магазин и купили тебе этот кекс.
А ещё поодаль к Новому году ставили большую ёлку, украшенную разноцветными комнатными лампочками, обычными лампочками, вручную раскрашенными, это было даже заметно. Ёлка не просто огромная, она величавая, на каком-то белом основании, то ли из снега же. А ты подходишь к ней маленький, она сверкает этими разноцветными лампочками и слегка шумит. А вокруг опять же снег и мороз, от неё тоже веет прохладой, холодной зимней красотой. И хотя красиво, даже где-то сказочно, но немного хочется домой в тепло.
А в Доме культуры ещё красивее ёлка, в огромном зале. Правда днём, светло. Брат с его другом однажды завели меня туда, не знаю зачем. Друг жил там неподалёку. Мне уже лет шесть было. Вокруг ёлки хоровод. Мои ровесники. Зайчики, лисички, кого только нет, в костюмах с масками, брат на семь лет старше, стал настаивать, чуть ли не подталкивать, чтобы я присоединился к вышагивающей вокруг ёлки детворе, державшейся за руки, но я наотрез отказался, хотя хотелось очень. И как бы я подошёл? Праздник уже начался, я без костюма, без маски. Я что, должен был уверенно подойти и встать между кем-то, взяв их за руки, когда они уже держались все? Это было выше моих сил.
А ещё опять же с санками связаны яркие воспоминания. С горок, конечно, катались вниз к речке и не только. Но это не так впечатлительно почему-то было. Мне запомнилось, как однажды выпал пушистый снег и старшие братья стали катать меня на санках бегом. С виражами, сначала прямо у нас во дворе и на огороде, а потом выбегая на улицу. Дали мне в руки зелёную крышку от кастрюли, которой я рулил, и катали по прямой да кругами, а при этом очень пряный запах из нашего сарая от свежезастеленной сухой травы. Не знаю, сено это было или солома, но запах с непередаваемой свежестью и ароматом, пушистый снег и душистая трава. Неописуемый восторг.
А потом они начали играть в снежки и строить снежную крепость в сугробах на огороде. Построили с несколькими входами и выходами. И даже я пытался туда пробираться, она долго стояла, почти до весны. И траву там тоже стелили немного. Но мне было страшно в этой крепости, она напоминала мне снежную пещеру, поэтому я лишь заглядывал или делал несколько шажков пригнувшись и быстро выбирался наружу, хотя выглядела она внутри интригующе и слегка таинственно.
Было ещё много ярких зимних моментов, обо всех не расскажешь.
Зарница, например. Запах хвои и мандаринов на новогодних утренниках в занавешенных залах со звездочками на шторах. А в хоккей как играли, не только в коробке, но и так, во дворе. На коньках катались без устали. Точнее, наверное, до полной усталости. Уж и ноги все промерзли, колени влажные, а всё катаешься. Дома потом за пальцы ног хватаешься, ломят, отогреваешь.
Уже потом в другом населённом пункте жили, в многоквартирной пятиэтажке. Носишься, носишься с друзьями по улице, холодно, зайдем в подъезд, мокрые варежки на батарее посушим - и опять на улицу. И так до позднего вечера. Что там делали, где шастали? И зима не зима.
Горки деревянные каждую зиму ставили, заливали. Вроде и катались, подстилая фанерку или кусок линолеума. Но однажды такую горку поставили да так залили: высоченную с длиннющей и очень скользкой дорожкой под ней. Может, ещё и по погоде так совпало. Детворы собралось - целая толпа, разных возрастов. Катались часов до одиннадцати вечера с этой горки. Никто не толкался, только скатишься, быстрее назад бежишь, карабкаешься по лестнице с небольшим кусочком фанеры в руках. Радостные, восторженные крики, смех, шутки, просто дружное веселье. Такое разве забудешь, а казалось, всего-то горку поставили, залили да под хорошую погоду попали.
Да, вот тебе и зима. Я уж про новогодние праздники на зимнем городке не говорю. Это ведь не только в детстве было. Приходишь, все довольные, поют, здесь гармошка, там баян, пляшут, поздравляют друг друга. Ищешь знакомых. Встретишь, будто год не виделись, айда дальше вместе праздновать, а то и, если повезёт, то романтическое знакомство произойдёт, в виде бонуса, как сейчас говорят. Тогда так не говорили и жили по-другому. Дружнее и доброжелательнее друг к другу. Хотя, может, это просто так сейчас кажется, потому что те времена уже в далёком прошлом.
А сейчас, вроде и зима, как зима, но что-то другое. Наверное, потому и не особо нравится. Но хочу, чтобы настроить себя как надо, чтобы зиму полюбить. Потому что куда в наших краях без неё, без настоящей
Свидетельство о публикации №225121401246