Блистательный пианист Олег Бошнякович воспоминания

Олег Драгомирович Бошнякович.
1985г. Моя дочь Наталья Киселева поступила в Гнесинскую  академию в класс Олега Драгомировича  Бошняковича. Моей радости не было предела. Какой музыкант! Школа Игумнова, представителя блестящей пианистической школы.5лет дочь учится в академии, а я близко, интересно общаюсь с Бошняковичем. За эти годы было много интересных  разговоров, бесед, творческих излияний. Предо мной была интереснейшая личность. На стене портрет-фото Игумнова  -учителя, фотографии   Неждановой, Обуховой, творческий  альянс: Н.А.Обухова и О.Д. Бошнякович, аккомпаниатор- тончайший музыкант. А потом, позже, когда слушали  Дм. Хворостовского и в Колонном зале(почти пустом),и на просмотре в театре Станиславского в роли Онегина(тогда и  знаменитый Чачава был),и как же мы волновались за Диму, а когда узнали, что его не взяли в театр, как же мы все переживали. И вот тогда мы с Олегом Драгомировичем решили написать о Диме статью в газету «Советская культура».Я набрасывала черновики, а  он развертывал, анализировал, выстраивал материал ,готовя его и для журнала «Советская музыка». Как же нужно было помочь этому таланту, что было совершенно  очевидно. Ведь и в Большой театр Дмитрия брали только в стажерскую группу. И вот  О.Д.начинает работать с Дмитрием, как концертмейстер, аккомпаниатор,-поездки, записи-это стало, конечно, и частью биографии, ныне, всемирно  известного певца Дм.  Хворостовского. А я вернусь  к О.Драгомировичу  в  его квартиру, большую комнату с роялем и две маленькие ,смежные с большой. В одной из них он отдыхал, там всегда очень тепло, он страдал бронхитом и очень боялся сквозняков. Как-то  я пришла к нему помочь по хозяйству-сварить борщь, а потом  поставить ему горчичники(т.к. мед. сестра ставила ему  через день банки, чередуя с горчичниками).Вообще, надо сказать мы все  ему помогали-он часто болел. И вот я захожу в большую комнату, что-то  хотела спросить и вижу следующую картину: не помню ,кто был у него  на занятиях(он занимался дома, в основном, а в академии  ездил на машине, т.к. боялся охлаждений).Сам О.Д.находился в маленькой комнатке, сидел или лежал закутанный, за роялем ученик, а из комнаты высовывается длинная палка, прямо шест, и он этой палкой стучит по спине ученика, вероятно, желая, чтобы тот выпрямил спину, Бошняковича  не видно, он слушает из другой комнаты  и палкой поправляет молодое дарование, я чуть не задохнулась от смеха и тут же исчезла. А , когда ,после всего я ему ставила горчичники, я сказала:   «Какие у вас уникальные приемы, прямо для истории». Он улыбнулся  и сказал  «Да,ученики понимают»…..Когда в добром здравии он садился за инструмент и великолепно свистел, аккомпанируя  себе, например, арию  Далилы, как это было замечательно. Когда я восхищалась, он говорил, что он очень много мог свистеть и арий и романсов. Это было ,действительно, высоко художественно. Были интересные творческие откровения, когда он просил меня почитать, а я просила его .поиграть. Это было необыкновенно, как пел его рояль! А я читала Пушкина, Цветаеву, Одоевцеву, Ахматову…Жаль, что об этом можно только вспоминать: как звучал Скрябин, Шопен.Я часто просила его помузицировать ,ведь я сама пианистка(школа Нейгауза).От его игры поэзия звучала совершенно особенно. Какая картина: комната, за роялем Мэтр-последний из Могикан, на рояле ноты, вазочки, статуэтки, на стенах фотографии крупных  мастеров, маска посмертная Бетховена-потрясающий мир, наполненный поэзией, высочайшим исполнительским искусством. Как-то он сказал: «А что, мы можем с вами выступать вдвоем». Я тогда услышала. что со словом должен исполнять очень высокий  мастер, и я нашла (но уже позже) такого исполнителя, с кот. работаю уже несколько  лет-это лауреат международных(7) конкурсов пианистов-исполнителей Владислав Чепинога, очень яркий одаренный пианист. Тогда я услышала, как должен звучать вместе со словом рояль. Правда, в моей жизненной  практике была  встреча еще раньше, со Станиславом Нейгаузом ,когда он играл, а меня просил ему читать Цветаеву прямо перед началом концерта, сам же мне читал Пастернака, но это уже совсем другая страница. Возвращусь к О.Д.,к его блистательному концерту в Большом зале консерватории, я была настолько захлестана его исполнением, что написала  о нем статью, которую сразу же напечатали, к моей великой радости, в «Советской культуре». Блистательный представитель русской пианистической школы оставил огромное наследие фортепианных записей(он дарил и мне свои пластинки ),а,главное, оставил целую плеяду исполнителей мирового масштаба, признанных  и на родине и за рубежом. В каждом он оставил свой след великого мастера, прославивших нашу школу далеко за пределами России.-Б. Спасский, Манана  Гоциридзе…….Итак, я счастлива, что судьба подарила мне эту встречу, и прекрасную форт. школу моей дочери Н. Киселевой, которая работает теперь в Гнесинской академии на вокальной кафедре, и выступает в концертах, как аккомпаниатор с нар. арт. Союза и России Т. Синявской Л. Сергиенко, В.Вересниковым , Е.Зепенской, а также в программах со своим мужем засл.арт.Росс  С.Лысенко -гобоистом, тоже выпускником Гнесинской  академии. Они участвовали во всех творческих вечерах  кл. О.Д.Бошняковича, и сохранившиеся афиши, билеты, диски-дорогая помять о великом артисте. Очень многое в жизни и творчестве исполнителя зависит от встреч с крупными личностями каковым был и остается  народный артист России Олег Драгомирович Бошнякович.

Народная артистка России Тамара Никитична Воронина


Рецензии