Лишь бы не по-старому 2
Пускай меня объявят старовером
Александр Грибоедов
«Горе от ума»
Исследование истории наших предков порой приносит неожиданные, потрясающие воображение сведения и факты. Я уже рассказывал об одном, поразившем меня факте из истории русского раскола семнадцатого века, возникшего, в том числе, из-за неверного перевода греческих богословских книг: инициатор церковных реформ патриарх Никон («Никон собака») не знал греческого языка и велел переводить как угодно, «лишь бы не по-старому».
Дело в том, что этот раскол вплотную коснулся моих предков по всем генетическим линиям. Одни, будучи московскими стрельцами, сохранившими древлеправославную веру, были переселены по царскому указу вместе с семьями в отдалённые российские провинции, перешли в сословие дворцовых крестьян и стали осваивать обширные, ранее не возделанные земли Урала и Сибири. Другие были изгнаны из родных мест на берегах озера Неро, где их пращуры проживали веками, чтобы избежать репрессий со стороны митрополита Ростовского и Ярославского Димитрия (Туптало), назначенного тем же Петром Первым.
«Дворовое пустое место Якова Антонова, а он бежал в 1704 в феврале с женой и детьми с Фёдором, Василием, Григорием, а двор его и хоромное строение сгорело, а скота и хлеба и крестьянских заводов после его налицо нет, а в посеве в земле хлеба никакого нет, а доль его двадцатая в пусте» - это запись в документе, хранящемся в РГАДА: опись дворов села Шулец, вотчины Борисоглебского Ростовского монастыря, 1706 года. Таких записей здесь более двадцати. Бежали целыми семьями, бросив свои «крестьянские заводы», не посеяв озимых, оставив свой земельный надел (долю в выти). Григорий Яковлевич, мой предок, с отцом и братьями сначала поселились в заволжских керженских лесах, а в 1734 году Григорий и Василий были причислены к одному из уральских медеплавильных и медноделательных заводов, где и обрели вторую малую родину.
Изучая, в силу природной любознательности, историю старообрядчества, я нашёл замечательную работу В.П. Рябушинского «Старообрядчество и русское религиозное чувство» (1936 год). Владимир Павлович – представитель династии московских купцов, промышленников, финансистов, имевших своими предками крепких мужиков, крестьян-старообрядцев, ставшими настоящими «русскими хозяевами», по выражению самого ВП.
Первый факт, который я узнал из этой книги, конечно, бледно выглядит на фоне перемолотых людских судеб, но всё-таки приведу его, поскольку он является прямым продолжением моего первого рассказа. Цитирую Рябушинского: «Вместо северных русских справщиков [для исправления текстов] были привлечены южнорусские, киевские ученые монахи, находившиеся под влиянием католической схоластической образованности, и греки, хотя и возвратившиеся в лоно православия, но получившие свое образование в Италии, где они были униатами. Славянского языка эти греки либо совсем не знали, либо знали его плохо и доучивались ему в России.» Вот так: генеральный русский заказчик перевода с греческого на русский не знал греческого языка, а исполнители-греки не знали русского. «Лишь бы не по-старому» - какие ещё тут могут быть комментарии.
Оказывается, у никоновских реформ были идейные предшественники, некие старцы, «которые с полным правом заслуживают названия русских вольтерьянцев и даже безбожников 16-го века». XVI век, эпоха Ивана Грозного, предшествие Смутного времени. Выходит, смута предвиделась не только в политических событиях, но и зарождалась в религиозном сознании жителей православной Руси. «Но всё-таки самый крупный развал единства религиозного чувства русского народа произошел не от заволжских старцев, а от «исправлений» Никона и затем от реформ Петра» (ВП).
Читаем дальше про «русских вольтерьянцев»: «Кое-кто из них, пройдя все стадии атеизма, достигал, как то нередко в те времена бывало, и высшей его ступени — сатанизма.» Мысль интересная, интересная мысль. Я не про эволюцию взглядов конкретных представителей какого-то учения, я про определение: САТАНИЗМ – ЭТО ВЫСШАЯ СТУПЕНЬ АТЕИЗМА. По Рябушинскому получается, что атеизм (отрицание божественного промысла, заповеди «плодитесь и размножайтесь») не является устойчивым состоянием сознания; находящийся в этом состоянии мозг индивида или даже целого социума непременно свалится в другую потенциальную яму, с исповеданием религии антипода Бога, провозглашающей «не плодитесь» (чайлдфри и прочие извращённые сатанинские девиации) и вымирайте.
Наконец, самая интересная мысль о сути раскола: развал общества, вызванный исправлениями Никона и реформами Петра, состоит в том, что они «раскололи русских на два народа, каждый со своей культурой, на "мужика" и на "барина".» При этом изначальные принципы отнесения конкретного человека к одному из этих двух народов В.П. Рябушинский, несомненно считающий себя «мужиком», называет странными и необъяснимыми с точки зрения нормальной логики: «Линия, отделявшая в России … мужика от барина, была странная и извилистая … . Начитанный, богатый купец-старообрядец с бородой и в русском длиннополом платье, талантливый промышленник, хозяин для сотен, иногда тысяч, человек рабочего люда, и в то же время знаток древнего русского искусства, археолог, собиратель икон, книг, рукописей, разбирающийся в исторических и экономических вопросах, любящий свое дело, но полный и духовных запросов, такой человек был “мужик”; а мелкий канцелярист, выбритый, в западном камзоле, схвативший кое-какие верхушки образования, в сущности малокультурный, часто взяточник, хотя и по нужде, всех выше себя стоящих втайне критикующий и осуждающий, мужика глубоко презирающий, один из предков грядущего русского интеллигента, — это уже “барин”.»
Находясь в парадигме такого описания раскола русского общества, можно понять, что все последующие кровавые революции в России инициированы «барином», с презрением относящимся ко всем окружающим, потому с необходимостью эволюционирующим через атеизм в сторону его высшей ступени. И не надо углубляться в историю. Персонаж «малокультурного взяточника», всех критикующего и осуждающего, глубоко презирающего свой народ, легко узнаваем и в наши дни, изрыгает ли он злобу внутри страны, гадит ли он ей из закордонного далека, пытаясь получить от верхнего «барина» «западный камзол» и обещания быть причисленным к «золотому миллиарду».
Как же нам избежать очередных великих потрясений? Надо не стесняться и не бояться поступать «по-старому», уважать память предков, хранить их веру и следовать их заветам. При этом следует помнить, что опорой России во все времена были и остаются «мужики с упрямой волей», «русские хозяева», грамотные специалисты, защитники Отечества, люди, «полные духовных запросов».
Всё будет хорошо. Победа будет за нами!
АЮ
14 декабря 2025 года
Свидетельство о публикации №225121401350
Иван Полонянкин 14.12.2025 22:42 Заявить о нарушении
Александр Ощепков 15.12.2025 09:02 Заявить о нарушении
Вот раз и говорю:«За что тебя, Савельюшка, Зовут клейменым, каторжным?»— Я каторжником был. —«Ты, дедушка?»— Я, внученька! Я в землю немца Фогеля Христьяна Христианыча Живого закопал... —«И полно! шутишь, дедушка!»— Нет, не шучу. Послушай-ка! —И всё мне рассказал.
***
Стояли мы голодные, А немец нас поругивал Да в яму землю мокрую Пошвыривал ногой. Была уж яма добрая...Случилось, я легонечко Толкнул его плечом, Потом другой толкнул его, И третий... Мы посгрудились...До ямы два шага...Мы слова не промолвили, Друг другу не глядели мы В глаза... а всей гурьбой Христьяна Христианыча Поталкивали бережно Всё к яме... всё на край... И немец в яму бухнулся, Кричит: «Веревку! лестницу!» Мы девятью лопатами Ответили ему. «Наддай!» — я слово выронил, —Под слово люди русские Работают дружней. «Наддай! наддай!» Так наддали, Что ямы словно не было —Сровнялася с землей!
Александр Ощепков 15.12.2025 09:23 Заявить о нарушении