Возможно ли творчество в исламе?

Как было сказано в Библии, человек сотворён по образу и подобию божьему. И это следует понимать метафорически, что человек по натуре создатель, а не то что у бога две руки, две ноги, одна голова и так далее. Но поощряет ли религия ислам созидание? Ну как бы сказать. Первая и основная мысль — главным авторитетом для мусульман является пророк Мухаммад. Всё, что он говорит, является для мусульманина истиной в последней инстанции. "Но нет — клянусь твоим Господом! — они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью". Сура 4, аят 65. А что пророк Мухаммад говорит о творчестве? Да как бы сказать... о запрете изображения живых существ вы и так в курсе. Посланник Аллаха сказал: «Поистине, те, кто создаёт изображения живых существ, будут подвергнуты мучениям в Судный день, и им будет сказано: “Оживите то, что вы создали!". И вы можете обвинить меня в том, что я вырываю слова из контекста. И я скажу так — вы уже задолбали меня со своим контекстом. Как говорила Смерть из "Кот в сапогах: Последнее желание" — "Я не говорю сейчас метафорически, риторически, поэтически, теоретически или как-либо ещё…". Вот и я не собираюсь понимать сказанные слова в любом смысле, кроме прямого. А все пляски с бубном в виде того самого магического контекста, якобы который нужно знать, чтобы правильно понимать смысл — лишь попытка манипуляции сознанием, чтобы не отвечать на неудобные вопросы, которые могут возникнуть у любого здравомыслящего человека. Что насчёт поэзии? «Будет лучше, если утроба человека наполнится гноем, чем стихами». Угу, так и поняли. Ладно, на этот раз согласимся взглянуть на контекст и эти слова означают, что если человек слишком много времени посвящает поэзии в ущерб религии, то он поступает очень плохо. И вообще это касается всего, чем может заниматься человек — не обязательно поэзия, к примеру бизнес, наука, искусство, семья, работа, если он не ставит религию на первое место, то он поступает крайне скверно и заслуживает всяческого порицания. Запомните эту мысль тоже. С музыкой в исламе тоже всё печально, и да есть конечно люди, которые пытаются утверждать на самом-то деле в исламе нет прямого запрета на музыку, а богословы, которые сделали такой логический вывод просто вырвали слова из контекста (на этом моменте вы слышите мой гомерический хохот). Из этого можно сделать простой вывод — даже если музыка не является запретным занятием наравне с распитием алкогольных напитков или прелюбодеянием, то занятия музыкой точно не поощряются. Из того, что вы узнали, может показаться, что мусульмане вообще не занимаются искусством. Но нет, у мусульман достаточно богатое культурное наследие, чего стоят архитектура, миниатюра, каллиграфия, знаменитые поэты как Фирдоуси, Низами, Навои и другие. Вопрос только в том, как мусульмане распорядятся своим наследием и смогут ли сотворить что-то новое. Так как я говорю на русском языке, соответственно я буду иметь в виду русскоязычное сообщество. Хотя я немного знаю английский язык и в своё время пыталась учить арабский и татарский, но увы, мне далеко до уровня уверенного владения языком и поддержания диалога, да и в силу характера я довольно малообщительный человек и не веду активную переписку со множеством людей, в том числе и иностранцами. Но я знаю, что мусульмане других стран занимаются рисованием и даже пытаются создавать мангу. Есть издательства, которые публикуют книги, написанные мусульманами. Но это всё за границей. В своё время у меня было желание собрать сообщество мусульман, которые занимаются искусством и зрителей. И у меня... ничего не получилось. Проблема была и в том, что мне приходилось делать всё одной, а как говорится, один в поле не воин и активное сопротивление целевой аудитории, которой это было на фиг не нужно. Кроме попыток создать сообщество единомышленников, я хотела стать родоначальником литературного жанра, представляющий синтез религии и фэнтези. И получилось... то что получилось. Прочитать мои опусы я предлагать не буду, да и вряд ли они кому интересны, так что вам придётся поверить мне на слово. Итак, про них можно сказать то, что они не лишены таланта и читаются легко, но есть серьёзные проблемы с мотивацией героев (злодеи плохие, потому что они плохие, да и к мотивации героев творить свои геройства очень большие вопросы) и с построением сюжетной линии с неизбежными дырами, а история одного персонажа так вообще начинается с идиотского мяча! Если вкратце: так называется клише, где ничем не обоснованная глупость персонажа, используемая автором как способ развития сюжета. И кроме филологических проблем есть моя специфическая — пропаганда религии. Я пыталась вести призыв к исламу и одновременно писать интересный сюжет и на самом деле это была попытка создать монстра Франкенштейна из совершенно разнородных компонентов. Монстр получился нежизнеспособный, что показало отсутствие к нему читательского интереса. Хотя некоторые мусульмане, которым довелось читать мою книгу, сказали что им понравилось, но опять же — как в случае с мультиками у них нет альтернативы. Мне приходилось видеть несколько исламских мультиков и настолько они отвратительно нарисованы и анимированы, что на них просто физически больно смотреть, а сюжет так вообще полный атас. Хотя при желании коранические истории и не только можно бы было творчески осмыслить и интересно подать, а если сделать качественную анимацию, можно так вообще получить добротный мультфильм, который даже немусульманам будет не стыдно показать, особенно если учесть, какой шлак в последнее время производит Дисней. Но в мусульманских семьях детям не показывают диснеевскую анимацию, и они вынуждены довольствоваться теми самыми отвратно сделанными мультиками. Вот и с книгами вряд ли поощряют чтение Толкина, Мартина, Прачетта, потому моё фэнтези, которому до той же "Дюны" Фрэнка Герберта как до Австралии пешком, заходит на ура.


Рецензии