Рецензия на роман Барракуда Татьяны Луниной

http://proza.ru/2015/11/21/2212

Прочитан роман “Барракудв” Татьяны Луниной. Вернее сказать, “проглочен”

        Надо сказать, данное произведение заметно отличается от других, не менее замечательных вещей этого автора. Я бы сказал, что роман реально остросюжетный, и характер героев , его активных участников - это пасссионарный захлеб, захват событий и времени в петлю.
Кроме того, пропуск времени через ТВОРЧЕСТВО - это неминуемо усиливает сюжет, поскольку что может быть ближе к обнаженному нерву времени, чем творчество….

Как понятно из биографии автора  - избранное место действия - а именно московское телевидение - это тот социум, который известен Татьяне изнутри, и, вероятно, , за каждым действующим лицом и сущностью стоят реальные прототипы, что также усиливает правдоподобие событий и характерные черты людей.

Роман о творчестве!
И не просто о творчестве, а о том, связанном с каждодневной пахотой и без права на ошибку… Как нам, наверное (людям, знакомым с этим процессом) до судорог близко это горение, азарт, оргазм буквально - выплескиваться на страницы и проявлять себя в текстах, музыке, голосе…
Всем знаком этот реальный кайф, когда по фигу, что спать осталось пару часов и организм на износе от кофе и сигарет - огонь, пожирающий тебя изнутри рвется наружу и автор идет уже на любые износы, чтоб выпустить зверя…
 ТВ же характерно тем, что эфиры идут в определенное время, их нельзя перенести, их нельзя иногда отредактировать - то есть это работа без права на ошибку или перенос, или отложения  действий. Кроме того, подвластность ТВ госсистеме еще и ставит рамки, колючую проволоку, за которую нельзя заступать -  тут не знаю, как это будет понятно, но реально творческого человека это только дразнит и возбуждает..

Лично мне трудно представить, каково “хреначить” в таком режиме… Поэтому, что ни говори, как ни поливай грязью тружеников “зомбоящика”, но ординарных людей там просто вряд ли встретишь. И , конечно, самородки и звезды в данной среде через одного могут быть И не стоит говорить, что это “не то творчество”, что это подстилка  существующего строя, , что зомби плодят зомби и т. д. НЕ МОЖЕТ серость существовать в таком режиме. И те, кто активно действует на ТВ и сияет звездой - это заслуживающий несомненно, большого уважения персонаж. Реальный труженик в той области, которая так близка всевозможных “тонким душам”.

Такова и главная героиня романа Кристина Окалина.

В романе затронуто очень интересное время - даже не мои любимые девяностые, а, главным образом, конец восьмидесятых - прелюдия, так сказать, 90-х.  Совсем юное создание приступает к работе на ТВ и довольно стремительно идет на взлет, благодаря своим врожденным амбициям и трудоголизму.  Очень, кстати, прикольное прозвище дали Крис -”Барракуда” - этот не акула, которая только тупо жрать умеет, и не монстральная до мистики  пиранья - а именно такая шустрая морская щука, которая изящно скользит по своей среде и в любую секунду выпускает зубки, чтоб резко клацнуть ими
, но при этом не снижая скорости и цели своего заплыва.

В омане множество интереснейших персонажей и событий, сопровождающий барышню на всем её пути. Крис раз за разом “доказывает свое право” обитания на данном месте - (Барракуда в морских глубинах), демонстрирует яркие амбиции, любовь к своему дклу и труд, труд, труд.

Уже в  первых главах романа понятна её суть. Мне стала она “роднулей” по диалогу в машине режиссёра Ордынцева. Если не дословно то так;
-Мы на перепутье. Мой дом направо, твой налево
…посмотрела она на режиссера. Да, к такому опасно приближаться…
-Тогда направо.

(Прошу прощения, я не стану копировать диалоги из произведения, обычно объясняю своими словами)

Вот как то так - опасно, значит, направо. Именно такие ребята и прут на взлет, и заслуженно.

За время её работы как будто сменилось много эпох, хотя собственно, действия произведения в довольно ограниченном временном периоде - конец восьмидесятых-начало девяностых. Но Татьяна очень  талантливо сфокусировала внимание на “времени перемен”, когда, похоже , день может быть за полгода застойных эпох. И за мгновение может перевернуться все.
  В книге встречаются и реальные персонажи вроде Ельцина, и прообразы людей из того самого бомонда. И везде, в каждом кадре этого бытия, присутствует неутомимая Крис - в разных встречах, тусовках, показах. И к ней на эфир рвутся все эти (простите за банальность) “сильные мира сего”….
(Которые вполне справедливо, оказываются не такими уж и “сильными”, что могут показать и те самые эфиры и ход сюжета.)

И вечная круговерть действий - как обычно - уйти пораньше,  вставать рано, завтра эфир, и по фигу, что в личных делах все не слава богу, и близкие умирают, и “заклятые друзья” поджимают - все только одно - контрастный душ - кофе - сигареты - голливудская улыбка и неизменно  “добрый вечер нашим гостям и телезрителям”.   
Мне даже хочется спросить - кому сейчас придет в голову сказать, что это “не то творчество”, что это все для зомби… Если один отдельный человек так на износ живет, чтоб действительно показать огромному количеству сограждан интересных личностей, чтоб поднять со дна даже тех, кого жизнь радикально обошла ( случайная встреча с героем у мусорного бака), и чтоб внести через свою роль что то значимое в преподнесении этих людей. И делать это не на отписку, а интересно! И все это ценою полного личного выжимания  и постоянной войны за себя в окружающему социуме, “жёсткого диалога с бытием” (с) . Это же своего рода героизм, я б сказал!
И стоит только позавидовать девушке, которая так вот смогла найти путь своего творческого развития в реальном мире - без протекций, без блата фактически, только своим духом…

Вообще отношение к характеру Крис долгое время я не мог определить. Вроде как, она “своя, роднуля “ - и мочкануть невзначай может своего насильника, , причем не мучаясь ни грамма совестью впоследствии, вопреки обычным представления об  этом, и решения принимает быстро в пользу выбора “опасности”, и в отношениях лёгкая на подъем и здравомыслящие решения… Но вот что то не так - что то мешало полюбить её вместе с Татьяной (автором). Как будто некий барьер возвелся , некая защитная плёнка вокруг её образа, не пропускающая тёплого чувства. Догадался - Кристина просто Очень ВЗРОСЛАЯ!
Именно это порой и создаёт даже личные трагедии. Реально, девчонке, с её такой вот пробивной силой, не хватает непосредственности, открытого забрала души и широко распахнутых глаз - признаков тех, которые сознательно оставляют в себе многое детское - с той поры, когда было все радостно и мир был теплым, и деревья большими…
Как, например, друг детства, Миша Шалопаев (даже фамилия очень характерная) - вот этот то и сохранил в себе “третью стадию сверхличности”(по Ницше), человека-ребенка. То самое, что по жанру “обретается” после стадий верблюда и льва. Но, живя среди людей, я вывел иную категорию - не обретается ребенок, не достигается это наивысшее совершенное состояние, если ты его похерил, забыл и признал в своей глупости “детским садом”.  Кто так не поступил, не предал своего Я, тот и может войти  в эту стадию высокого плана. Или же “верблюд и лев” так и останутся с тобой до конца. Как у Кристины…. К огромному сожалению.

Поэтому героиня “не до конца” влюбляет в себя. А вот тот самый Миша Шалопаев - вот за кого переживать начинаешь, вот чьему появление вв главах реально радуешься и улыбаешься. До конца он горит, пашет, радуется, ненавидит. И все с такой силой и любовью. Его такое нежное обращение к Крис  “ сестренка”  говорит о силе живого характера и любви к жизни. Как и поступки его в этой жизни
Его напор, апломб,эпатаж просто умиляют читателя своей непосредственностью.  Как, прямо,хочется цитировать момент, когда он все же соблазнил свою “сестренку”
-Миш, ты что?
-А расскажи, как ты в меня в детстве втюрилась??
-Ты обещал дать мне выспаться!
-Я и сдержал обещание, ты спала уже целых три часа. Теперь давай, рассказывай…

А уж его ярость после аварии когда жена от ран не сможет иметь детей. И после этого взяли девочку из детдома, и боже, сколько горячих и жгуче искренних чувств у парня было к этой приёмной девочке, а также и к жене своей.
Вот картинка того, как строят жизнь истинные “дети”  Не отягощенные кургузыми взрослыми понятиями, не стянутые “масками приличия”
. А ведь “ребёнок “ этот  и наказание отбыл,и бизнес построил, и дочку из детдома взял и искренне полюбил. И скольким помог.

Мне кажется, в этом есть даже часть замысла произведения - также  показать на примере характером героев те самые стороны тепла и холода. 
 Можно решить, , что Кристина лишилась этого своего “человека-ребенка”  после изнасилованмя и  убийства ушлепка,  и также, аборта и окончательной бездетности.
Но - нет!
 Холодность её  и эта самая взрослость появлялась и до этого события.  В частности, как мне показалось характерный -  “нелюбовь” к авторской песне. И краткая мысль “нечего разбавлять профессионалов (от музыки и песни)”. - вот эта та самая “взрослость” и есть с претензией на “разум”, будь он неладен. И она ЭТО выбрала.

И все равно ж достойная, черт возьми, очень достойная девчонка эта Кристина Окалина!

Вообще в произведениях Татьяны Луниной все показанные нам  персонажи очень интересны. И преподносит их писатель с таких разных сторон, что рубит направо и налево любые устоявшиеся критерии “ как надо” - Каждый из героев описан с положительной непременно стороны,
В этом, я бы сказал, примирение с общим миром, которое хочет превознести автор - герои совсем не ангелы, но фокусируемся на том хорошем, что несут эти “неангелы” - как например, Ордынцев, первый муж Кристины - сколько его цитат и постулатов  она использовала для дела. Подчеркнуто -  ДЛЯ ДЕЛА, не чего то там  слюняво-малокровного.  И вполне можно поверить, что этот то человек и Любил - с большой буквы, свою “Барракуду” . И она. Любила, какими бы недоразумениями не был устлан их путь. И это платформа успешности героини.

Также таинственная личность с фамилией Осинский -
(не уверен, но окончание фамилии на “ский” и описание некоей “крысиности” в его внешности, вроде, указывают на определённого пассажира в нашей истории.
Конечно, наверное, много тёмного в данной личности. Да точно ведб, очень много…  И “крысиная”  внешность - она редко бывает до такой степени обманчива.
Но на страницах романа он представлен не просто как меценат, уверенный благотворитель, дающий реальное благо, но также несказанным эрудитом, с которым легко говорить было как о ценах на мясо на рынке, так и о ненаписанных главах мировой истории и о достижениях всевозможных наук. Кроме того - лёгкий в общении, не лазящий за словом в карман… И просто галантным, спокойным мужиком - никогда даже не вздумавшим бы подавить чью то волю своей реальной властью. То есть, великодушный до конца. Да просто сверхчеловек какой-то!! Идеальная личность!

Нет, дело, конечно, не в сверхчеловеке. А просто в том, что , обладая такими качествами, таким интеллектом и прочим,  просто “трудно не быть “ на высоте этого бомонда - социального и политического. И вот вам  реальный  портрет личности “оттуда”, из “такой ненавистной этой “ элиты - но честный портрет с ракурса позитива и неизбежности (в какой то мере), а не тупого отрицания и неприятия.

Сама по себе Кристина Окалина - честнейшая на своём месте! На её эфиры люди сами тянутся, или ж она смело их вы цепляет и из советских элитных тусовок, и от помойный ящиков - если люди реально заслуживают её эфира. Полное оголенное своеволие и беспристрастность - вот черты героини.
А также Моментальный уход после прогиба главного под ГКЧП в 1991 году. Просто без слов - НЕТ, не будет эфира под них. И… Резкое оставление любимейшего дела в таком раскладе.  Вроде бы -честь это и есть честь, уже много сказано про это её качество. Но поражает МОМЕНТАЛЬНОСТЬ этого решения и мгновенное устройство на другую работу. То есть эта девушка ни дня не размышляла, чтоб прокормить - нужно впахивать.  И она ни дня ни недели не выжидала, когда все придёт обратно в норму после нашего путча.

Татьяна также показала, как не уберечься от обвинений даже таким вот честнейшим людям в “стремной” среде, близкой к элитам и власти. Как  душа-девочка Женя Грантова придумала брать взятки от имени хозяйки. Прямо криминальный талант какой -то! и
И сколько радости эта Женя  доставила завистникам и ненавистникам Кристины - Одному из них, самому ублюдошному,  в репу героиня, конечно, прописала, а скольких ещё фырков и шипения сносить  пришлось от коллег по цеху!  Этим сюжетом, кстати, очень хорошо Татьяна показывает, как много мы можем “ не так знать”. Ведь мы узнаем то КАК Будет Выгодно показать, а не как на самом деле.
К притче “не судите да не судимы будете”... Как собственно и многие другие постулаты произведения.

В общем, очень рекомендую к прочтению этот замечательный роман от талантливого автора.
Роман, не дающий отойти от прочтения постоянным острым сюжетом и непрекращающейся цепью событий. (хоть не детектив и не хоррор)).
Роман о ярких пассионарных личностях в переходную эпоху (которая “прощальный костром догорает…” (с)
Роман, примиряющий “низы и верха” благодаря позитивном перу писательницы.

И, главное - Творчество о Творчестве.

Сергей Казаринов,14.12.2025
.


Рецензии
В Ваше произведение , Сергей ,
необходимо ввести ссылку http://proza.ru/2015/11/21/2212

Иван Шмаков 3   14.12.2025 10:04     Заявить о нарушении
Да, Иван, спасибо.
В 4 утра забыл это сделать:)

Сергей Казаринов   14.12.2025 11:14   Заявить о нарушении