Если друг оказался вдруг...

     Дело было в 17... А, прочем, не важно!
     Был у меня друг. Звали его Жак. Жак Бриссар, художник весьма одарённый, но с умом, запертым в клетку собственных предрассудков. Он женился на прелестной Мадлен — цветке, который решил не просто сорвать, но и замуровать в стеклянный футляр своей ревности. Мы все над ним подсмеивались, но он был серьезен, как инквизитор. Его мания приняла, наконец, гротескную форму, достойную кисти Босха.

 И вот перед каждой, самой краткой отлучкой, он удалялся с супругой в опочивальню и… рисовал. Да-да, вы не ослышались. Тончайшей кистью, берлинской лазурью, он наносил на самое сокровенное место Мадлен крохотное, но отчетливое изображение осла. Asinus — символ глупости и похоти. Его логика была железной: картинка сотрется при любовном акте, а посему, дабы не быть уличенной, Мадлен сохранит верность.

    А когда он, сияя, поведал мне эту «гениальную» стратегию, я едва не задохнулся от смеха, который пришлось обратить в кашель. Жак, ты сам того не ведая, создал не замок, а дверь. И отдал мне ключ.

   И случай представился скоро. Его вызвали в Версаль на несколько дней — копировать портрет какого-то вельможи. Он явился ко мне, торжественный и озабоченный.
— Ты присмотри за домом, — сказал он, крепко сжимая мое плечо. — Ты же друг.
— Как за своим, — ответил я с непроницаемой серьезностью.

И присмотрел.

    Первая ночь его отъезда. Я пришел под видом заботы. Мадлен, бледная от унижения и скуки, похожая на призрак в собстном доме, сперва молчала. Потом разрыдалась. Потом показала мне этот дурацкий, похабный талисман ревности. Я рассмотрел его при свечах. Небрежная работа, нервные линии. Жак явно торопился.

— Он считает меня вещью, — прошептала она. — Холстом.
— Холст можно переписать, — так же тихо ответил я.

Я попросил у Мадлен лист бумаги и уголь. Сперва она не понимала, но потом улыбнулась — первой по-настоящему радостной улыбкой за многие месяцы. Я скопировал изображение с поразительной точностью. Тот же глуповатый поворот головы, те же длинные уши.

.    А потом… потом были часы, в которые мы забыли и о Жаке, и об осле, и обо всей этой комедии. Она была живая, пламенная, а не нарисованная.

Но к утру рассудок и некое чувство… художественной справедливости вернулись ко мне. Жак должен узнать правду. Но не из наших уст и не через сцену ярости. Он должен увидеть ее и понять сам. Как человек, претендующий на звание художника.


А потом… потом моя кисть, уже с краской, взметнулась в порыве вдохновения. Что нужно ослу, который таскает на себе груз безумной ревности? Седло! Я нарисовал его тщательно: нагрудный ремень, подпруга, стремя. Не просто кляксу, а добротное, тяжелое седло погонщика. Шедевр иронии, не правда ли?

.   Так что я восстановил изображение на прежнем месте. Но уже не просто осла. Осла навьюченного.

    Видел я его на следующий день. Он ворвался в мою мастерскую, не крича, а шипя, как змея. Лицо было серым, глаза бегали.
— Ты… ты был у меня дома?
— Ну, конечно!Присматривал, как и просил. Все в порядке. Мадлен в добром здравии.
— И… она… — он не мог выговорить.
— Она — прелестнейшая из женщин, — отрезал я, глядя ему прямо в глаза. — И очень несчастна.

Он развернулся и умчался. Я знал, что он побежит прямиком в спальню, требовать доказательств верности, которые сам же и создал.

Больше он ко мне не приходил. Говорят, он целый день просидел в кабинете, уставившись в стену. А наутро собрал вещи и уехал в свою нормандскую деревню, бросив и мастерскую, и жену. Мадлен получила свободу и вскоре вышла замуж за музыканта — человека веселого и без тени ревности.

    Я иногда вспоминаю тот рисунок. Не тот, что на теле, а тот, что на бумаге. Я его потом доработал, превратил в изящную аллегорию. Осёл с седлом, а на нем вместо поклажи — два сердца, скованные одной цепью. Глупость, обремененная любовью. Или любовь, обремененная глупостью.
    Я, конечно, друга потерял, но друг мне такой зачем?


Рецензии
Спасибо за отличный рассказ, Леля! Герой Вашего рассказа потерял не друга, а случайного знакомого. Надо дружить только с настоящими людьми.

Михаил Певзнер   17.12.2025 15:45     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.