Багават-гита. Предисловие Анни Безант
Из предисловия написанного Анни Безант
к английскому переводу.
Среди бесценных учений, рассыпанных в великой индийской поэме «Махабхарата», нет более драгоценного, чем «Песнь господня».
С тех пор, как она слетела с божественных уст Шри Кришны на поле сражения и утолила скорбь его ученика и друга, она укрепила и утешила много измученных и усталых душ. Её цель – поднять того, кто ищет духовного пути, с низших ступеней на высшие ступени отречения, где умирают желания и где человек пребывает в тихом и непрерывном созерцании, в то время, как его тело и ум заняты исполнением долга.
Центральный урок Бхагавад-Гиты заключается в том, что духовный человек может не быть отшельником, а единение с Богом может совершиться и продолжаться среди мирской деятельности, так как препятствия к слиянию лежат не вне нас, а в нас самих.
Это писание посвящено йоге; йога же буквально означает слияние, гармонию с божественным законом. Для достижения этого нужно обрести равновесие, чтобы «я» в слиянии с Я не переставало пребывать спокойным, несмотря на чередование радости и горя, влечения и отвращения, несмотря на влияние тех полюсов, между которыми колеблется жизнь не пришедшей в равновесие души.
Как бы для того, чтобы придать больше яркости уроку, он был дан на поле сражения. Царевич-воин Арджуна должен был сразиться за права своего брата, уничтожив того, кто захватил его престол и угнетал страну; его долг принца и воина – бороться за освобождение своего народа и за восстановление порядка и мира. Любимые родственники и друзья стояли на той и другой стороне, надрывая сердце Арджуны мукой и сомнениями. Мог ли он убить тех, кого любил и почитал, и пренебречь узами родства? Нарушить семейное начало – грех, но и оставить народ под игом угнетателя – также грех; в чём же состоял его долг? Справедливость должна быть соблюдена, иначе будет попран закон; но может ли убийство быть безгрешным?
Ответом служит главный смысл книги: не имей личного интереса в событии; совершай долг указанный твоим положением в жизни, пойми, что Ишвара который одновременно и Господь и Закон, руководит великой эволюцией; любовью достигни слияния с ним, исполняй все свои обязанности как долг, сражаясь без страсти или желания, без гнева или ненависти.
Таково очевидное учение этой Священной книги. Но так как все деяния Аватары символичны, мы должны перейти с внешних планов на внутренние и понять, что поле боя, есть поле сражения Души, а сыны Дхритараштры – её враги на пути восхождения; Арджуна – борющаяся душа ученика, а Кришна – Господь. Таким образом, учение, данное перед битвой, обращается в руководство для всех времен и учит душу шествовать по крутому и тернистому пути, который ведет к миру.
Всем душам на Востоке и Западе дается этот божественный урок, ибо путь один, сколько бы наименований ему не давать, и все души ищут единой цели, единой Обители, хотя не все ещё понимают свое единство.
Свидетельство о публикации №225121400149