Эволюция святой чистоты

      Белый голубь – миловидная птица, неудивительно поэтому, что в христианстве его считали вместилищем Святого Духа, а с легкой руки Пабло Пикассо, признали птицей мира. Он обычно сверкает белизной, а на фоне неба выглядит сизым. В левых кругах он особенно сиял незапятнанной популярностью. Пикассо предложил этот символ в 1949 году, в качестве эмблемы конгресса мира в Париже и Праге, что было исторически оправдано после поражения германского фашизма. Однако всемирную популярность он приобрел в 1957 году на Фестивале молодежи и студентов в Москве. История, однако, показала, что истинное миролюбие встречается редко и среди левых, и среди правых.
      Показательное выступление голубей на молодёжном фестивале готовили тщательно. За год перед этим построили стадион в Лужниках, и во время торжественного открытия фестиваля там и предполагали выпустить в небо тысячи белоснежных птиц. Это потрясающее зрелище мгновенно превратило Москву в столицу мира. Мне, в своё время, рассказал о подробностях этой эпопеи профессор Б.И.Котляр, который, во многом, и обеспечивал это зрелище. Он тогда работал заведующим виварием в Московском университете и получил соответствующее партийное поручение.
      Собрать такое количества птиц было отнюдь не лёгкой задачей. Для этого на улицах построили вычурные голубятни, а москвичам разрешили разводить птиц на чердаках. Завезли корм в промышленных масштабах и, чтобы в нужный момент выпустить в воздух пернатых, приготовили и раздали участникам небольшие клетки. Всего тогда удалось собрать и поднять в небо более сорока тысяч белоснежных курьеров мира. Многие из них, правда, далеко не улетели, а сразу же опустились на футбольное поле, но зрелище всё равно получилось незабываемое.
      Между тем, выбор голубя, как символа мира, отнюдь не свидетельствует, что это и в самом деле миролюбивая птица. Нет ни кротости, ни добросердечия. Они крайне агрессивны  в борьбе за пищу, гнездо и за место под солнцем, помнят обидчиков, мстят, атакуют. В стаях происходят драки, устанавливается жёсткая иерархия, н если вожак выбрал неправильное направление, стая перестаёт ему подчиняться. Впрочем, где в природе можно найти миролюбивое существо? Если даже когда-то и появлялось такое чудо, подобные шедевры эволюции, конечно, давно вымерли.
      При этом, голуби умны, хотя и уступают в этом попугаям и врановым. Они перемещаются по сложным маршрутам, запоминают множество лиц, считают в пределах десяти, распознают слова и даже различают по стилю картины разных художников. Отменная память позволяет им запоминать сотни случайных чёрно-белых изображений.
     Последствия акции 1957 года можно наблюдать и до сих пор. Вылетевших птиц никто не возвращал в клетки, они так и осели в Москве, размножились и в настоящее время их здесь сотни тысяч, хотя, скажем, в Нью-Йорке их на порядок больше. В мегаполисах они чувуствуют себя привольно. Здесь изобилие пищи, почти нет врагов, а селятся они на высотках, как на скалах. Нынешние потомки тех белокрылых птиц сильно изменились. В их оперении теперь лишь изредка промелькнёт светлое перо. Это, в основном, тёмно-серые, а иногда и почти чёрны птицы. Как случилось столь быстрое изменение их масти – не совсем понятно. Вряд ли это проступает на всеобщее обозрение оттенок их души.


Рецензии