Мальвина. трансмиграция
Драматический театр «Большая Медведица»
Режиссёр Валерия Приходченко
— А куклы действительно могут оживать? Ну, как Щелкунчик, Мальвина, Буратино и другие герои сказок?
Такой вполне логичный предновогодний вопрос задал мне один очень юный посетитель на недавней кукольной выставке. И я уверенно ответила:
— А им и не надо оживать, они и так живые!
И рассмеялась, вспомнив, как Буратино, коему до чертиков надоела Мальвинина гиперопека, назло ей сунул нос в чернильницу!
Тема непослушного деревянного мальчишки и яркой обладательницы «синдрома училки» — Девочки с голубыми волосами — получила совершенно неожиданное для меня продолжение две недели спустя после того разговора. Режиссёр Драматического театра «Большая Медведица» Валерия Приходченко пригласила меня в ДК Таганского парка, на премьеру моноспектакля «Мальвина/трансмиграция».
Автор пьесы, Марина Крапивина, знакомит пытливого зрителя с интересной версией развития событий, произошедших с героями сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
Всем известно, что в сказке, как и в жизни, имеется превеликое множество путей-дорожек. И пресловутыми «направо пойдёшь, налево пойдёшь, прямо пойдёшь», блуждания главного героя далеко не исчерпываются. Вот по одной из таких потаенных, трудолюбивым каменщиком покуда не отмеченной дорожке, нам и пришлось протопать сегодня…
Если честно, на моноспектакли я ходить слегка побаиваюсь. Был у меня один опыт, когда «моно» превратился в трёхчасовую читку... Но к «Большой Медведице» это ни в коей мере не относится. Каждый их моноспектакль — и «Розовое платье с зелёным пояском» в исполнении Валерии Приходченко, и “La Fatale” Людмилы Калентьевой — действа яркие и запоминающиеся.
Вот и на сей раз актриса Софья Ледовских не только поведала нам «от первого лица» историю взаимоотношений современных Мальвины и Буратино, но и показала ее, обыгрывая каждую сцену как пластический этюд.
Так можно? Да, если актриса талантлива, а режиссёр уделяет пристальное внимание каждому слову, жесту, особенностям освещения и музыкальному оформлению.
Конечно, одной драмой спектакль сей не исчерпывается: здесь достаточно много веселых моментов, над которыми мы дружно смеялись. Нелепые ситуации с попыткой приучить «совершенно неотесанного» Бурку к культурному поглощению пищи; совершенное нежелание его учиться и истерики Мальвины по этому поводу… Все эти факты, известные нам из сказки «Золотой ключик», звучат в устах Мальвины очень современно, с модными молодежными словечками и умными рассуждениями о явном СДВГ у ее приятеля и своей созависимости…
Представили себе красивую куклу с пуговицами вместо глаз, «со знанием дела» оперирующую психологическими терминами? Если да, то улыбнитесь вместе с нами.
А настоящие, не кукольные психологи, сидящие в зале, увидят на сцене отличный пример Треугольника Стивена Карпмана. Да, да, Бурка и Мальвина постоянно мигрируют от одной вершины фигуры сей к другой. Первоначальная позиция Спасателя, кою холит и лелеет в мыслях своих Девочка с голубыми волосами, скоро сменяется ролью Преследователя: раз Буратино не перестает вести себя как бревно, поглощая вкусняшки, значит ему срочно нужен кнут!
И наконец, героиня наша уныло застывает в позе Жертвы. Но навсегда ли? Открою вам секрет: они весьма упёртые, Мальвины эти, хоть и не деревянные вовсе.
Бурка тоже не одним лыком шит: роль Жертвы, уготованная для него Мальвой, ему совсем не по душе. Вот Преследователь — самое оно. Сунуть нос в чернила, сожрать «счётный материал», а позже третировать подругу своим огромным носом — все это достойный ответ на попытку «чересчур правильной» куклы подавить его индивидуальность.
«Бурка харизмат, а я могу любить только харизматов, даже если харизмат - абьюзер. Такая дилемма. За это, наверное, любила Айседора Дункан Есенина», — откровенничает с залом Мальвина. И у всех нас возникает вполне логичный вопрос: а зачем тогда было уничтожать эту харизму? И бывает ли вообще «удобной» она, хваленая есенинская харизма?
И смешно, и очень-очень грустно одновременно. До слез… Вот Мальвина выбирает из кучки мягких цветных кубиков тот, который, по ее мнению, похож на Бурку. Мнёт его, сжимает, вертит, пытаясь слепить нечто, пригодное для совместной счастливой жизни.
Он — известный режиссёр; она — знаменитая актриса: у них, на зависть таорческой тусовки, все должно быть тип-топ… Но тщетно: кубик поначалу поддаётся, а потом упрямо возвращается в прежнее состояние.
Ещё немного подобных манипуляций — и тот, из кого она с такой «любовью» пыталась вылепить человека, трансмигрирует в нечто, на сей раз ей неподвластное.
Делайте вывод сами: тут не фельдшера Жабова и остеопата Софью Александровну вызывать надо, а хорошего психиатра, типа всемирно известного Сигизмунда Фрейдовича!
Да, постановка сия — это действительно «трагедия в стиле хаус». Ибо каждый из главных героев «танцует» свой собственный танец, не обращая внимания на то, насколько это комфортно партнеру. Мальвина, одержимая тем, чтобы «превратить деревяшку в человека», то плавно движется по сцене, прижимая к груди мягкий кубик; то расшвыривает непослушные игрушки, извиваясь в танце, полном горести и разочарования от несбывшейся мечты. А сама «деревяшка» упрямо шагает в одной ей известном направлении, выстукивая ритм неубиваемыми сабо. Потому что уверена: и она имеет полное право на собственное мнение и образ жизни.
По окончании спектакля, зрители долго аплодировали актрисе, режиссеру, драматургу и всей команде, причастной к его появлению и показу. А мне вдруг пришло в голову, что Театр «Большая Медведица» очень вовремя нам его показал. Близятся длинные новогодние каникулы, когда семьи обычно проводят время вместе. И знакомство со спектаклем по пьесе Марины Крапивиной может уберечь супругов от возможных претензий и выяснения отношений. А также обезопасит хулиганистых детишек от лишения сладкого, стояния в углу и других наказаний. Ибо мы только что видели, к чему все это может привести…
Скажете — ерунда это, просто очередная сказка?
Ну-ну…
И, в заключение моего предновогоднего обзора, я от души поздравляю все прекрасные Театры и их просветлённых зрителей с наступающим праздником. Пусть ваши семьи будут тёплыми, добрыми, крепкими, и любовь в них держится на понимании и взаимном уважении.
А вот и ещё одно пожелание, «в тему»: пусть маски с длинными носами и парики с голубыми волосами никогда не появляются вместе на ваших приватных домашних «спектаклях»!
Свидетельство о публикации №225121401520