8. Павло Правый. Тайная история Московии

ГЛАВА ТРЕТЬЯ
«НЕВСКИЙ», КОТОРЫЙ НЕ БЫВАЛ НА НЕВЕ, ИЛИ КАК ИЗ МОНСТРА СВЯТОГО СДЕЛАЛИ

 Следующим объектом нашего исследования будет человек, которого Московская церковь канонизировала даже не как «благоверного» (стандартный для королей, князей и прочего подобного народа статус), а берите выше – причислила к лику чудотворцев. Знакомьтесь: святой князь и видный полководец, патриот и просто замечательный человек – Александр Ярославич Невский. Чудес он натворил действительно много – на троих хватит.

 Родился Александр в любопытные времена. По официальной версии это событие произошло в мае 1221 года. Отцом его был Ярослав Всеволодович, самый молодой потомок Юрия Долгорукого, на тот момент князь Переяславский (будущий Великий князь Владимирский и Киевский), сын знаменитого суздальского князя Всеволода «Великое Гнездо», прославившийся прежде всего выдающимися репродуктивными возможностями и резнями. Матерью Александра была Ростислава, дочь другого известного князя – Галицкого Мстислава Удатного.

 Интересны были те времена по трем причинам.
 
 Во-первых, Руси давно уже не существовало, как государства – были разнообразные, небольшие и крупные политически независимые или вассально зависимые друг от друга княжества, связанные между собой только династическими узами и постепенно исчезавшими традициями. Здесь надо вспомнить, прежде всего, мощное Галицко-Волынское государство во главе с князем Данилом и не менее мощное Владимирское государство, которое начал строить Боголюбский, а продолжил Всеволод «Великое Гнездо», значительно расширив на Северо-Запад и Юг по бассейну Волги. На севере выделились большие богатые компрадорские Псковская и Новгородская республики.

 Во-вторых, появление на дальних подступах к княжествам бывшей Руси орд Чингисхана. К моменту, когда рождался наш герой, они взяли Хорезм и вышли в Азербайджан, тем самым начав давление на традиционных союзников и родственников залесских князей половцев.

 В-третьих, северо-восточные территории бывшей Руси (в «широком понимании») попали под давление Тевтонского ордена, начавшего захват прибалтийских земель, в частности – чуди, жмуди и литвы.

 Следовательно, у разных княжеств, учитывая их географическое расположение, экономические связи и т.д., были разные приоритеты и стратегии, как внутренние, так и внешнеполитические. И, конечно, разные союзники.

 К примеру, Новгород и Псков, с одной стороны, имели очень непростые отношения с Литвой, которая немало им досаждала. С другой стороны, у них были тесные отношения с «купеческой Ганзой» – мощным торговым объединением немецких городов, будущим известным Ганзейским союзом. В Новгороде с конца XII века действовал большой Немецкий двор или Двор Святого Петра – под названием построенной здесь 1192 католической церкви. Здесь держали свои резиденции купцы Любека и других северогерманских городов. Поэтому и Псков, и Новгород объективно тяготели к союзу с немцами. Но сами эти города-республики находились в напряженных отношениях друг с другом – Новгород стремился установить контроль над своим торговым конкурентом, поэтому псковчане периодически вступали в союз с Литвой и другими прибалтийскими народами.

 В Галиче Даниил и его тесть Мстислав Удалой имели огромные проблемы с польским королем Лешком I Белым и венгерским королем Андреем II, сын которого (и зятя Лешка) даже был посажен князем Галицким, а Лешко еще и забрал себе пограничные галицкие земли.

 Во Владимире (в том, что на Клязьме) ощутимых проблем тогда не было. Как уже говорилось, отец малолетнего Александра сидел в формально независимом, но фактически контролируемом Владимире Переяславе. В самом Владимире княжил старший брат Ярослава – Юрий. В общем, к тому моменту они, в отличие от псковчан, новгородцев и галичан, внешних угроз не имели. Поэтому могли постепенно укреплять свою власть… Вы правильно догадались – интриговать политически и вооруженно против соседей, отгрызая у них новые земли.

 Укрепление же власти, между прочим, заключалось в том, чтобы «умиротворить» мордву, никак не желавшую «воссоединяться» в одно государство, не понимая, наверное, своей пользы. Умиротворяли привычными методами: сажая на колья, выжигая глаза, сдирая кожу и рубя непокорные головы.

 С землями – еще красивее. Здесь владимирские князья, с одной стороны, грабили волжских булгар, а с другой – пытались прибрать в руки Новгород и Псков. Этакая залещанская «многовекторность» XIII века.

 Все это может показаться не имеющим отношения к биографии Александра, прозванного «Невским», однако это не так. Именно здесь кроется причина того, почему он и его отец предали собственный народ, став монгольскими холуями, а также корни огромной любви Московии к Золотой Орде, каким-то образом сочетавшейся с поистине иррациональным страхом московитов перед татарами, отмечаемыми иностранными современниками. Это только на бумаге пишут жалкие истории про «иго», а на самом деле не было более покорного улуса, чем Москва, князья которой ползали перед ханами и наперегонки бежали со своими войсками устраиваться в ханскую армию.

 Также проследим, каким способом «прирастала» земля Владимирская, а позже и Московская. Итак, продолжаем. Князьям Руси Х-ХІІ веков очень нравилось периодически ходить на Волжскую Булгарию и грабить это богатое транзитное торговое государство. Но особенно отличились по этому делу правители Владимиро-Суздальского княжества – Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод «Великое Гнездо», Юрий II Всеволодович. Причем «походы», то есть военную агрессию против соседей, российские историки оправдывают необходимостью защиты своих земель. Это, я вам скажу, – очень давняя русская традиция. Москва всегда или сама защищалась, или кого-то защищала, но непременно после этого землёй разживалась.
Вот, например, князь Юрий II Всеволодович «для защиты» взял и поставил на чужой земле город «Новград» (ныне Нижний Новгород). Поставил, конечно, не потому, что захватчик, а только из благородной цели:
«…Чтобы укрепить за Русью важное место при впадении Оки в Волгу»[31].
Одно влечет другое. Город «для защиты» был поставлен. Но теперь нужно уже сам город защищать. Выглядит это у российских историков-пропагандистов так:
«Учреждение Нижнего Новгорода повлекло за собой борьбу с мордвой, с использованием разногласий между ее князьями. В 1226 году Юрий посылал против нее братьев своих, Святослава и Ивана, а в сентябре 1228 племянника своего, Василия Константиновича, князя Ростовского; в январе 1229 г. он сам ходил на мордву. После этого мордва совершила нападение на Нижний Новгород, а в 1232 году ее укротил сын Юрия Всеволода с князьями рязанскими и муромскими. Противники распространения владимирского влияния на мордовские земли были разгромлены, но через несколько лет, во время монгольского нашествия, часть мордовских племен выступила на стороне монголов» (там же).

 Правда, шикарно? Особенно умиляет то, что мордва, проклятая, совершенно не права, напав на Нижний Новгород. Что ей такого сделали, что она так себя вела? Ну и, конечно, ее пришлось укротить, а земли ее присоединить. Москва это называет "принуждением к миру". А потом искренне удивляется: а почему они, неблагодарные такие, выступили на стороне монголов?

 Интересно, что владимиро-суздальские князья так «защищались» от булгар, что они вынуждены были перенести столицу своего государства из Булгара в Биляр, ниже по Волге.

А ларчик этот открывается просто: князьям Владимирским, а затем царям Московским просто нужен был контроль над торговым путем Волгой. Вот они его и восхищали как могли, взрывая силы Булгарии.

 На Северо-Западе происходило то же самое. Потребовались земли Прибалтики, поэтому в 1228 году суздальцы ворвались туда, словно для помощи чуде, воевавшему с немецкими рыцарями, а также для «укрощения» литовцев. Уйдя на Ригу, отец оставил восьмилетнего будущего Невского и его брата, девятилетнего Федора в Новгороде под наблюдением боярина Федора Даниловича и тиуна Акима.

 Так говорится официально. Но мы спросим: а зачем было Ярославу тащить за собой из благополучного Переяслава малолетних сыновей? Не планировал ли он одного посадить в Новгороде, а другого в Пскове? По идее, так решили и местные, поэтому походы Ярослава сорвали, заставив вернуться домой. Выгнали из Новгорода и нашего героя вместе с боярином, тиуном и братом. Так же не держится кучи версия и со стремлением «защитить» Псков от натиска тевтонцев. Украинский историк Андрей Плахонин отмечает, что

 «По источникам, уже 1228 г. был заключен антиновгородский союз между Псковом и Ригой (ныне столица Латвии), а 1236 г. значительный псковский отряд участвовал в литовском походе Ордена меченосцев. Так что Псков, скорее всего, добровольно пригласил к себе рыцарский отряд, чтобы обезопаситься от агрессивной политики Новгорода Великого»[32].

 Отметим, что когда залещанские князья Нижний Новгород основывали, мордву «укротили» и в Новгород, Псков и Ригу ходили, княжества бывшей Руси столкнулись со страшным противником – монголами, которые ворвались в земли древних союзников княжеских – половцев.

 Удивит ли кого-нибудь, что участие в битве на реке Калке отец нашего героя, его дед и дяди не просто проигнорировали, а саботировали? Это была настоящая измена. Случилось так: властители Залесья в ответ на призыв съезда князей в Киеве, на котором было решено отправиться против монголов, помощь оказать согласились. Войско собрали. Во главе его поставили двоюродного брата нашего героя – князя Василия Константиновича. Но… На битву князь каким-то образом опоздал:
«…дойдя до Чернигова, он узнал поражение русских и вернулся ко Владимиру» [31].

 Не будем их судить слишком строго. Ведь это была случайность. Бывает же так, что войско просто опоздало. Самым жаль – если бы не досадная задержка, они бы показали, как надо воевать. А пока… Пока, воспользовавшись ослаблением окрестных княжеств из-за страшного поражения на Калке, владимиро-суздальские князья продолжили «собирание» их земель в свою весьма объемную корзину.

 Появление армий Золотой Орды радикальным образом изменило ситуацию в регионе. Особенно это касается 1236-1238 годов, когда монголы после пятилетней войны (залещанские князья даже не подумали оказать соседям помощь - они в это время пытались выйти на Балтику) разбили Волжскую Булгарию и вышли на подступы к княжествам Рюриковичей.

 Первой пострадала Рязань. Говорят, монголы сожгли ее из-за своей естественной жестокости. Это не так. Был ультиматум: уплата дани и предоставление провианта и фуража. Рязанцы отказали, причем в очень брутальной форме, за что и поплатились. Дальше монголы пошли на Коломну.

 Здесь есть еще одна фальсификация. В Лаврентьевской летописи повествуется о героическом сопротивлении, которое оказывала захватчикам Москва. Следом за летописью этот миф активно развивают русские историки. К примеру, академик Михаил Николаевич Тихомиров писал:

 «Еще яснее и отчетливее выступает перед нами значение Москвы, как большого населенного пункта в известиях о разорении ее татарами. Полчища Батыя ворвались в Русскую землю со стороны Рязанского княжества. Разрушив Рязань, они подступили к Коломне, которую защищали в числе прочих воинов и москвичи. Пользуясь многочисленным и техническим преимуществом, татары разбили русское войско. Князь Всеволод Юрьевич, сын великого князя, бежал к Владимиру, а москвичи в Москву. За ними следовали татары, обступившие Москву, вероятно, в январе 1237 г.» [26].

Ну, конечно же. Значение. И земля никакая другая – только «Русская». Как иначе? Далее академик приводит цитату из Лаврентьевской летописи. Благодарные любители истории узнают, что Москва тогда не только существовала, но что она имела собственного князя из числа Рюриковичей, двоюродного брата Невского - Владимира Юрьевича, который мужественно защищал город, но умудрился попасть в плен.

 Далее летопись, а за ней и Тихомиров, раскрывают перед нами драму осады монголами уже стольного града Владимира, когда проклятые захватчики показывали окруженным пленного московского князя, рассчитывая подорвать их боевой дух. Тем более что в городе была мать Владимира Юрьевича (отец с войском сбежал) – княгиня Агафья.

 Академик делает из этого «железобетонный» вывод:
«Из этого известия узнаем о существовании в Москве не только крепости («града») и окружающих ее сел, но и о церквях и монастырях, о большом имуществе, награбленном татарами. Так можно было писать только о сколько-нибудь крупном городском центре. Тогда станет понятна и разыгравшаяся сцена под стенами Владимира, осажденного татарами» (там же).

 В то же время, свои выдумки Тихомиров опирает и на «свидетельство» персидского историка Джувейни, автора «Истории завоевателя мира», изображающего якобы осаду Москвы. Чтобы понять всю правдивость опусов перса, посмотрим на несколько деталей. В частности, от него мы узнаем, что Москва была мощным мегаполисом, в котором проживало более 270 тысяч человек. Но располагался он среди непроходимых болот и лесов настолько густых, что между деревьями «змея не могла проползти». Поэтому монголы совершили чудо: сквозь болота и дремучие леса с деревьями в четыре обхвата, они проложили широкие дороги, по которым в ряд могли проехать четыре повозки. Такое четырехрядное шоссе шириной минимум семь метров.

 Вот на этих баснях о штурме города, который Джувейни называет М. к. с. (как варианты – М. л. с., Микес и др.) Тихомиров и построил свою Москву. Причем старый московский историк не мог не знать, что Джувейни давно уже разоблачили в многочисленных погрешностях, ошибках и откровенной лжи.

 Теперь о Владимире Юрьевиче и его родителях. Этого наполовину мифического князя, которому к моменту сказочного штурма Москвы исполнилось максимум 18 лет, князем Московским сделают не раньше 1236 года. Иначе низовья – возраст не позволяет. Больше нигде в летописях о нем не упоминается, кроме 1228 да и это упоминание весьма куце. Известно, что его мать, Агафья, погибла после захвата монголами Владимира 7 февраля 1238 года. Ну, как известно… По одной легенде, она заживо сгорела в церкви, а по другой она была убита в ставке Батыя.
А может, и другая судьба у нее была, но знаем – святой ее сделали.

 Отец Владимира – князь Юрий Всеволодович погиб 4 марта 1238 в битве на реке Сеть. Ну, как в битве… Вы обратили внимание, уважаемый Читатель, что Юрия не было во Владимире рядом с женой, когда та то ли горела в церкви, то ли с мешком на голове к Батыя ехала? Конечно, свернули.

 А теперь о «битве». По официальной версии, Юрий Всеволодович отправился из Владимира, на который шли захватчики, куда-то подальше собирать войско, монголы догнали его, ворвались в расположение жены и, не дав им выстроиться, разбили. Вопрос: почему Юрий не забрал жену во Владимире, а должен, преследуемый татарами, бежать к черту на лысину – на какую-то реку Сеть? Посмотрите на карте, где она, где стольный град Владимир. Ответ: не за войском Великий князь Владимирский уехал. Он просто скрылся, бросив свою столицу и семью. Позже все московские князья будут использовать эту «стратегию»: при появлении врага будут оставлять ему в жертву столицу и бешеным галопом будут скакать в северные леса «собирать войско». Один такой целую неделю в скирде сена просидел, – я о нем позже расскажу.

 А теперь – контрольный выстрел. Признание самих же русских в том, что вся «героическая» история обороны Москвы, Владимира и других городов Владимирского княжества от монголо-татар просто… придумана.

 «События февраля 1238 г. являются одной из нерешенных загадок истории. Члены семьи Юрия Всеволодовича остаются одними из немногих святых, от которых не сохранилось ни иконописных изображений, ни акафистов. Отдельные историки (например, Игорь Николаевич Данилевский) считают, что позже настоящие летописные страницы о событиях 1238 были изъяты и заменены «штампами» батальных сцен. В этой связи художественные образы (например, на картинах Ильи Глазунова) вряд ли соответствуют исторической реальности» [33].

 Добавим, что не только художественные образы не соответствуют действительности, но и сама история. Если настоящие сведения из летописи изъяли и заменили на что-то другое – это называется фальсификацией. А настоящая тайная история отношений владимирских князей с захватчиками немного... другая. И в этой истории не было никакого активного сопротивления. А была почти мгновенная капитуляция. А затем были походы местной дружины в состав монгольского войска на Чернигов и Переяслав. Участвовала в штурме Киева. А Вы, уважаемый Читатель, разве не знали об этом? Почему же?

 В борьбе с монголами ни Александр, будущий «Невский», ни его отец не участвовали. Ярослав, воспользовавшись моментом и новгородской женой, захватил Киев в 1236 году, посадив шестнадцатилетнего (по официальной версии) Александра в Новгороде, где тот якобы и княжил вплоть до падения Киева в 1240 году. В Киеве Ярослав спокойно пересидел монгольское нашествие 1238 на Рязанское и Владимиро-Суздальское княжества. Другие князья либо собирались, либо даже пришли на помощь Юрию Всеволодовичу, как, например, другой брат – князь Переяславский Святослав, а отец нашего героя сделал вид, будто ничего особенного не происходит.

 Или не так. Вы не задумывались, друзья, о том, почему монголы после разгрома Владимиро-Суздальского княжества пошли на Великий Новгород, пройдя почему-то Смоленск, но внезапно из-под самого города вернули обратно? Нам объясняют, что монголы как бы бездорожья испугались. Да, так мы и поверили. Представьте себе, что один из монгольских отрядов взял «пригород» Новгорода – Торжок, который всего в 100 верстах от самого Новгорода, а затем поворачивает назад и, явившись перед светлыми глазами Батыя, говорит: «Не смог я – грязи многовато на дорогах». Представляете, что бы с ним сделал Батый?

 А мы взглянем на это с другой стороны. В Новгороде сидит верный сын Ярослава. Который мольбу о помощи из Торжка (принадлежащего Новгороду) почему-то игнорирует и жену туда не посылает. Почему же? Да, потому, что отец запретил. Ибо отец уже вел переговоры с монголами. Даже не так - отец давно уже был с ними в тайном союзе - от кого еще монгольский военачальник Бурундай узнал, где именно искать Юрия Всеволодовича и так оперативно догнал его на реке Сити?

 «Ярослав Всеволодович по составу характера был способен на заговор против брата, привлечение для этого кочевников было обычной практикой на Руси, он находился в эпицентре событий и умудрился выйти из войны невредимым, сохранив жену и почти всю семью. Монголы, всегда стремившиеся уничтожить живую силу противника, умудрившись поразительно быстро и легко найти в заволжских лесах на р. Сеть лагерь Юрия II, на вступившую к Владимиру жену Ярослава не обратили никакого внимания. Впоследствии Ярослав первым из русских князей уехал в Орду где от Бату-хана и получил из его рук ярлык на великое княжение [...] над всей Русью (в том числе Киевом). Если учесть, что Бату раздавал русским князьям ярлыки только на их собственные княжества, то естественно возникает вопрос – за что Ярославу такая честь? [34].

 Правильно задал вопрос российский профессор Шестаков почти сто лет назад: за что такая честь? А вы как считаете, умные мои читатели? И еще вопрос: а когда именно Ярослав снюхался с монголами? К их нападению на Рязанское княжество?

 А теперь – самое интересное. В тот момент, когда монголы «впечатляюще быстро» нашли дядю нашего героя на реке Сити и «не обратили внимания» на вход отца в сожженный Владимир и "перебрание" им на себя власти, будущий Невский… оказывается в Золотой Орде. Более того, он становится приемным сыном хана Батыя и названным братом царевича Сартака.

 Это ключевой момент в биографии нашего героя и в истории Московии в целом. Поэтому всмотримся в этот факт внимательнее, тем более что на странице, посвященной Александру Невскому в русской Википедии, так же, как и в многочисленных статьях о нем и сведениях в справочниках, это скромно умалчивается.

 Итак, вопрос: а как умудрился такое утворить восемнадцатилетний новгородский князь? Чем покорил сердце грозного и жестокого хана? Как это вышло? Подкупил соболями или какими-то интимными услугами? Что толкнуло Батыя сделать Александра кровным братом своего старшего сына, то есть наследника?

 Ответ один: Александра привез к Батыю отец. Привез не позднее 1243 года, когда первым из князей приехал к хану в Золотую Орду. Привез вместе с соболями, золотом, серебром, драгоценностями и специально отобранными красивыми девушками. Не просто так приехал – клянчить для себя власть не только над Владимиром, но и Киевом.

 И он ее получил, и дальше показал себя верным ханским муртадом. Именно он еще в 1239 покорил в пользу Орды Смоленск, отразив его у литовцев. Именно он держал окрестные земли в повиновении. Однако Батый был совсем не дурак и, конечно, в обмен на ярлык потребовал у Ярослава сына в качестве аманата (заложника). И его привезли, потому что как же иначе?

 Вот как пишет о побратимстве Александра и Сартака Лев Гумилев:
«У древних монголов существовал трогательный обычай братания.
Мальчики или юноши обменивались подарками и становились андами, названными братьями. Побратимство считалось выше кровного родства; Анды – как одна душа: никогда не покидая, спасают друг друга в смертельной опасности. Этот обычай использовал Александр Невский. Побравшись с сыном Батыя, Сартаком, он стал как родственником хана» [35].

 Ага, использовал. Приходит такой к Батыя и говорит: «Слышь, Батый, а ну-ка я стану кровным братом твоего потомка. Он будет спасать меня от всяческих невзгод и будет способствовать распространению моей власти, лепота!» А Батый такой: «И как я раньше не спёр до этого? Не вопрос, а-ну, ведите-ка сюда Сартака!» Так ли представляют себе эту картину московские историки-пропагандисты? Нет? Тогда – как?

 Дело в том, что мы привыкли считать Золотую Орду чем-то огромным и господствующим. Но это не так. Это стереотип, который вложили в наше сознание историки на кремлевской зарплате. Золотая Орда была лишь частью, автономным улусом великой Монгольской империи, и не Батый 1243 был ее обладателем (хотя и очень хотел), а регентша Торогенехатун, жена умершего в 1241 году кагана Угедея. И не в Сарае-Бату была столица империи, а в Каракоруме – городе у подножия Хангайских гор в Монголии.

 Кстати, чтобы дальше вы не путались в названиях. Золотой Ордой ее называли только в Руси, а затем в Московии. Официальное ее название у монголов – Улус Джучи. Если вам встретятся названия Дешт-и-Кипчак, Акорда (Белая орда), Кокорда (Синяя орда) – это одно и то же: так Улус Джучи называли в восточных летописях. Может показаться, что я зануда, но это важные вещи, ведь часто можно встретить утверждение, что именно Московия называлась Улусом Джучи, а это совсем не так, она была лишь его частью.

 Батый готовился к борьбе за императорский трон. И в этой борьбе человеческие и материальные ресурсы земель бывшей Руси, Полоцка, Новгорода и Залесья должны были занять главное место. Надо было установить над ними надежный контроль. А надежный контроль может быть только тогда, когда в городах не твои оккупационные войска стоят, а когда их контролируют надежные люди из местных во главе с надежным человеком из местных князей. Таким князем должны были стать Ярослав, а позже – его сын. Александр. Именно поэтому его сделали кровным братом Сартака. И здесь есть своя тайна, отвечающая на вопрос, почему именно Александр, а не его брат Андрей.

 А тайна – в дате рождения нашего героя. Я не зря оговаривался, что май 1221 – это официальная дата. На самом деле, это очевидно не так, и вот почему. Если Александр родился именно в этом году, он не мог стать побратимом Сартака в 1243 году по очень важной причине: ему было 22 года, а Сартаку - около 12-13. А такие побратимства заключались между ровесниками.

 А значит, Александр Невский родился не в 1221 году, а лет на 10 позже и с 1243, а то даже и с 1238 (года, когда монголы «не обратили внимания» на утверждение на Владимирском княжестве его отца), воспитывался при ставке Бату-хана в качестве заложника. Там он и подружился со Сартаком – обычная вещь между сверстниками. Там их и сделали собратьями.

 Обстоятельство с годом рождения давно заметили и дали ей оценку, в частности, – украинский автор Владимир Билинский: все «победы» человека, которого называли «Невским», над нехорошими католиками – шведами и немецкими рыцарями являются сплошной ложью. Не мог он совершить эти «подвиги» из-за малолетства. Его настоящая биография скрыта, а вместо этого придумана другая, «героическая». Скорее всего этим прославилась «Историческая комиссия» Екатерины II.
О незаурядных «подвигах» Невского на Неве и Чудском озере чуть позже. Сейчас о том, как он к власти дорвался.

 Если согласиться с тем, что Александр родился в 1228–1230 годах, тогда императив, что не он был старшим сыном в семье и соответственно наследником Ярослава, а его брат Андрей. И тогда становится совершенно понятной хитрость Батыя с приданием будущему Невскому статуса приемного отпрыска. Именно его готовят в ставленники, «накручивая» и против брата, законного наследника, а также против отца – как говорили древние римляне: divide et impera. Если посадить на престол княжича, не имеющего на это права, то он до гробовой доски будет благодарен и еще полностью от тебя будет зависеть.

 Далее события происходили следующим образом. Батый после смерти Угедея в течение пяти лет всячески интриговал в борьбе за власть в Империи. Когда в 1246 в Каракоруме собрался курултай для провозглашения нового кагана, Батый отправляется на него и берет с собой Ярослава и обоих его сыновей – Андрея и Александра. Зачем? Нам неизвестно. Говорят, чтобы новый каган, избранный курултаем, подтвердил ярлык Ярослава на княжение во Владимире, а сыновей – в Киеве и Новгороде. Но это же ерунда, ведь ярлыки на вполне законных основаниях выдавал Батый и ради какого-то «подтверждения» за шесть тысяч километров в один конец ходить было бессмысленно. Да и почему Батый должен уступать свое право выдачи (подтверждения) ярлыков?

 А вот то, что отец и сын участвовали в каких-то политических интригах – не просто вероятно, а наверняка. Во-первых, ни Батыя (на секундочку – Чингизида!), ни тем более Ярослава и Александра на церемонию коронации нового кагана Гуюка, сына Угедея не пустили. А это о чем-то говорит. Во-вторых, Батый Угедея своим каганом не признал. В-третьих, на пути домой Ярослав внезапно заболел, посинел и дал дуба. Выяснилось, что перед дальней дорогой мать нового монгольского владыки, бывшая регентша Торогене-хатун, о которой мы уже упоминали, угостила Ярослава чайком со специфическими добавками. Поэтому не принесло князю пользы предательство брата и верная служба Батыю.

 После возвращения в Сарай-Бату встал вопрос о преемнике Ярослава на Владимирском княжении и владельце ярлыка председателя оккупационной власти на землях бывшей Руси. О драке за Владимир между братом покойного Ярослава и мифическим Михаилом Ярославичем Хоробритом Московским не будем рассказывать - басня она и есть басня. Ее внесли в более поздние летописи, чтобы несуществующая в 40-е годы XIII в. Москва имела князя.

Так что Александр или Андрей?
Батый, конечно, хотел Александра: не зря он его воспитывал. Однако на этот раз усадить его во Владимире не получилось. Ибо… «Согласно завещанию Ярослава, владимирским князем должен был стать Андрей, а князем новгородским и киевским Александр. И летописец отмечает, что «у них было пря великое о великом княжении»[36].

 Врет тот летописец, как шелком шьет. Покажите нам это «завещание». Положите на бочку. Нет. Нет и никогда не было. «Завещание» понадобилось московским летописцам, чтобы объяснить, почему, если Александр был старше, стол получил Андрей. А так – по воле отца. Этот прием уже использовали, когда объясняли мифическую «любовь» Владимира Великого к Борису, которому тот якобы хотел передать княжение «по завещанию», вопреки законным наследникам.

 Так вот: монголы поставили Андрея на владимирское княжение, как старшего. Младшему Александру достались Новгород и Киев. Мы помним, что с точки зрения залесских князей, начиная с Андрея Боголюбского, Киев не был для них главным городом. И не было ни одной «большой при» – был приказ монголов, который безоговорочно и исполнили. Приказ из самого Каракорума. Разве для этого травили верного Батыева вассала Ярослава, чтобы на его место сел верный вассал того же правителя Улуса Джучи (Золотой Орды)? Надвигалась борьба между Гуюком и Батыем, и первому не требовалось усиление второго.

 В принципе, ставка Гуюка на Андрея, как фактор сдерживания Батыя сыграла свою роль, хотя выглядело это очень интересно: новый князь Владимирский, признавая превосходство монголов, пытался проводить независимую от них политику. Для этого он нашел сильного союзника в лице Даниила Романовича Галицкого, союз с которым был закреплен женитьбой Андрея на дочери галицкого властителя Устинии.

 Но Андрей находился в статусе великого князя Владимирского недолго. Уже в 1248 г. на пороге войны с Батыем неожиданно умирает каган Гуюк (говорят, отравили) и ситуация кардинально меняется. После трех лет борьбы Батыю удалось посадить на трон Великой империи своего ставленника Менгу, с которым он был в дружеских отношениях. Одновременно он делает свой Улус Джучи фактически независимым государством.

 После этого Батый посылает войска против Даниила и Андрея. Князь Даниил Галицкий наступление отразил, а вот Андрей был разбит и вынужден был скрываться в Швеции. Обратим внимание: к выступлению монголов Батыя против Андрея его брат Александр побывал в ставке хана и получил ярлык на Владимирское княжение. То есть, говоря обычным языком, предал старшего брата и стал верным муртадом захватчиков.

Александр Ярославич после своего отца стал вторым великим князем рода Рюриковичей, который вызвался не за страх, а за совесть работать на монголов. За любое сопротивление он наказывал страшно: резал носы и уши, головы рубил, сажал на сваи, выпекал глаза. Некоторые в России образно называют его «ордынским гауляйтером». И не только в России. Выдающийся британский историк-славист,профессор Оксфордского университета Джон Феннел охарактеризовал союз Александра с золотоордынцами,как позорный и четко указал: Александр предал своих братьев.

 Однако чудеса странные – в целом в Москве его продолжают считать героем. И оправдание придумали, как же без этого. Даже два.

Любуемся первым:

«…именно благодаря не столько полководческому, сколько дипломатическому таланту великого князя удалось спасти от нового погрома монголо-татарскими полчищами не только Новгород, но и всю Русь, добыть у золотоординцев важную льготу и освободить русских людей от обязательства поставлять.

 Вы поняли, Читатель? Главное – погрома избежать. Добиться, чтобы оккупант тебя в свое войско не забрал на войну. Служба в полицаях и карателях не считается. И то, что орды Неврюя, которого Батый отправил помогать преодолевать брата Александра – Андрея, опустошили половину земель, тоже не считается.

 Представьте себе выступление Черчилля перед парламентом в 1940 году, в котором сэр Уинстон, вместо своей знаменитой фразы: «Я ничего не могу предложить вам, кроме крови, тяжелого труда и слез», говорит что-то вроде: нужно просто прекратить стрелять, сдаться на милость Гитлера, помочь ему в войне с США. население, а Гитлер позволит нашим ребятам не служить в Вермахте. А если кто-то восстанет против окупантов, тогда наша армия сама, без эсэсовцев их «укротит» так, что камня на камне не останется. Представили?

 Так авторы книги, в которой такие идеи высказываются, еще немного то… ошибаются. Как мы уже говорили, отряды из местных воинов в составе монгольских войск воевали, в т. ч. и в Европе. Бесполезно, что российские исследователи называют их «изгоями» и «бродниками». Рекомендую найти историю воеводы Плоскини, например. Есть письмо венгерского короля к Папе, в котором он упоминает о наличии русских войск в составе монгольской армии. Ниже я расскажу о восстаниях, которые вспыхивали на Московии, причиной которых был именно набор местных в ордынское войско. Так что, дамы и господа авторы, вы либо истории не знаете, либо, как «наперсточники», элементарно обманываете доверчивый люд.

 А второе оправдание таково: союз с Ордой позволил остановить нашествие немецких рыцарей на Псков, Полоцк и Новгород. Проклятых католиков отбили от границ. Объяснение это – поистине импозантное. Но неужели для православных христиан христиане-католики хуже монгольских язычников (о том «язычестве» чуть позже) и мусульман?

 Но и здесь не все столь однозначно. Поскольку существуют сведения, что Александр Невский не просто вел переговоры с Папой, а согласился на принятие католичества. Ага, он случайно был не прочь опрокинуться и на бок «бездуховного Запада», изменив и своему кровному брату Сартаку, и названному отцу Батыя.

 «О контактах между Александром Невским и Иннокентием IV, занимавшим в 1243–1254 гг. папский престол, свидетельствуют три источника – две буллы Иннокентия IV и Житие Александра Невского. В своем первом послании, датированном 22 января 1248 г., Папа предлагал Александру присоединиться, по примеру его покойного отца Ярослава, к римской церкви и просил в случае татарского наступления извещать о нем «братьев Тевтонского ордена» <…>

 Камнем преткновения при интерпретации этих сведений стала вторая булла Иннокентия IV. Следующий из ее содержания вывод, что позиция адресата относительно перехода под покровительство Папы была положительной, не вписывался в рамки общепринятого представления об Александре Невском как непримиримом противнике католичества» [38].

 Обратили внимание на информацию о том, что отец нашего героя в свое время в католичество перешел? Таковы защитники веры православной.

 «А ведь Александр Ярославич сражался со шведами и немцами за свободу и независимость Руси!» – выкрикнет кто-то. Лупил проклятых католиков в хвост и в гриву! Невское сражение! «Ледовое побоище» на Чудском озере!

 Это – неправда. Во-первых, в те времена отношения между соседями были сложными. Сегодня дерутся, завтра мирятся и выступают совместно против кого-то еще. Так было и с немцами, и со шведами. Во-вторых, как уже отмечалось, Александр не мог участвовать в тех событиях из-за своего возраста. Если что-то такое и происходило, то не под его руководством.

 Анализ имеющихся сведений свидетельствует, что те «великие победы», мягко говоря, очень преувеличены, или вообще придуманы. Начнем с того, как Александр получил свое гордое прозвище «Невский».

 Оказывается, в 1240 году шведский флот под руководством ярла Биргера пришвартовался к берегам Невы. Конечно, он это сделал с намерением захватить «исконные русские земли». Ну, князь Александр Ярославич и показал им «кузькину мать».

 Откуда это известно? С Первой Новгородской летописи младшего извода. Появилась там эта история в ХV веке. А вот в Швеции ни об этой битве, ни о существовании того флота-призрака никто – ни сном, ни духом. В те годы, когда названный брат царевича Сартака якобы отражал посягательство Биргера, по сведениям самих шведов, ярлом этой страны был Ульф Фаси. Да и обстоятельства «битвы» настолько фантастические, что отмечают все добросовестные исследователи.

 Правда, говорят, в 1249 году при Неве Невский таки одержал блестящую победу и таки над войсками Биргера (тот стал ярлом в 1248 году), но и об этой победе нам известно только… правильно, из тех же летописей, над которыми творчески поработали через двести лет после смерти нашего героя. Для всего остального мира ярл Биргер такой битвы не проигрывал, а был вынужден прервать поход в связи с получением известий о смерти шведского короля.

 Но ведь в ранних летописях Александра все-таки зовут Невским?
Почему? Об этом мало кому известно, но не только Александр имел это прозвище, но и его сыновья. Следовательно, российский историк, профессор Игорь Данилевский находит такой ответ:

 «Иногда это объясняется тем, что прозвище Невский было связано не с победой Александра над шведами, а могло, скажем, носить посессивный характер – быть производным от его владений на берегах Невы» [39].

 Но ведь битва на Чудском озере! «Ледовое побоище» – неужели и оно придумано? Нет, оно имело место быть. Впрочем, во-первых, неизвестно, кто командовал новгородцами. Скорее всего, это был не Александр, а Андрей, или кто-то из местных воевод. А во-вторых, масштаб той «битвы» никак на определение «побоища» не тянет.
«Бой описан в целом ряде древнерусских и западноевропейских источников, что позволяет с определенной точностью восстановить реальный ход событий. Ближе всего к интересующей нас битве достойны внимания рассказы Новгородской первой, псковских летописей и Ливонской рифмованной хроники. Самая большая битва предстает в этих ранних памятниках эпизодом если и не совсем рядовым, то уже, по крайней мере, не судьбоносным» (там же).

 Согласно Первой Новгородской летописи, в «побоище» погибли 400 немецких рыцарей, а еще 50 были взяты в плен. Позже, например, в Симеоновской летописи XVI века количество убитых немцев возросло до 800. Учитывая, что весь Ливонский Орден имел в своем активе максимум полторы сотни рыцарей, получается, что Александр Невский устроил немцам страшный геноцид. Общую численность новгородских войск российские историки оценивают в 15–17 тысяч, немецких – в 10–12 тыс. Спасибо, что хоть не показали – как всегда бывает – огромное численное преимущество враждебных «орд».
Однако есть свидетельства с другой стороны, изображающие совсем другую картину произошедшего. Ливонская рифмованная хроника:
«С обеих сторон убитые падали на траву. Те, кто был в армии братьев, оказались в окружении. У русских было такое войско, что, вероятно, шестьдесят человек одного немца атаковало. Братья упорно боролись. Все же их одолели. Часть дорпатцев вышла из боя, чтобы спастись. Они были вынуждены отступить. Там двадцать братьев осталось убитыми и шестеро попали в плен» (там же).

 Правда, это совсем не впечатляет? Что интересно — кроме самих ливонцев и московских летописей, эту «величайшую битву Позднего Средневековья» не заметил больше ни тогдашний историограф.

 Профессор Данилевский признает, что «выдающаяся битва» на самом деле по своим масштабам и значению уступает многим другим столкновениям того времени: битве под Шауляем (1236), когда литовцы разбили войско Ордена меченосцев – он потерял только убитыми 48 «братьев-рыцарей»; Раковорское сражение (1268) и т.д. В битве под Ашераденом (1279) между войсками Великого княжества Литовского и Ливонского ордена потери рыцарей убитыми достигли 71, включая оба магистра, командовавшие их армией.

 Зачем же придумали все эти подвиги Александра Ярославича? Придумали по чисто политическим мотивам, и гораздо позже. Так же, как и канонизирован он был по политическим мотивам – на Макарьевском поместном соборе 1548 года. Так и пишут:
«По мнению церковного историка А. В. Карташова, митрополит Макарий созвал эти соборы в целях канонизации русских святых, исходя из понимания «особого положения русской церкви во Вселенной» и «факта политического объединения Руси»[40].

 Канонизировали не в привычном для князей статусе благоверного, а как святого чудотворца. Что удивлял, то удивлялся – тут сомнений нет. Крови пролил невинный князь-«гауляйтер» столько, что в семье его самого вместе с конем утопить можно было бы.

 А знаете, почему именно в середине XVI ст. митрополиту Макарию
и царю Ивану IV Ужасному загорелось канонизировать Невского и придумывать историй о том, как он немцев избивал? Почему тогда появилось «понимание»? Потому что царь-батюшка собирался на войну с Ливонием – очень хотелось ему землицы тамошней, «теущей молоком и медом». Такие действия называются пропагандистским обеспечением военной операции.

 Правда, Ливонскую войну Московия проиграла, в результате чего царь-батюшка совсем сошел с ума и устроил для своих подданных кровавую баню. Во многом поэтому со временем об Александре Невском почти забыли, несмотря на его «святость». На короткое время его поднял на щит Петр I (сыграла роль Северная война), а затем снова – тишина.

 Кстати, о «святости». Еще одной тайной является то, что Александр Невский вовсе не был защитником православия. Надо знать, что монголы, несмотря на все штампы, в большинстве своем язычниками не были. Они были частично тенгрианами, монофизитами и арианами, частично мусульманами, но в значительной степени – несторианами.
 
 Кровный брат Александра, наследник ханского престола Сартак был несторианином, и его младший брат тоже. О вероисповедании самого Батыя сведений нет, но, судя по всему, он также исповедовал степной вариант несторианства.

 Что такое несторианство? Это с точки зрения ортодоксальных церквей – еретическое течение в христианстве. Само степное несторианство, по мнению некоторых исследователей, повлияло на Московскую церковь настолько, что она впоследствии превратилась в довольно самобытный в ортодоксальнообрядовой области организм, из-за чего в ХVІІ веке «…греческие духовные лица <…> делали замечания о непохожести русских церковных обрядов с греческими, а на Афоне монахи даже сжигали богослужебные книги московской печати, как противные православному чину богослужения» [21].

 И Александр с ними прекрасно уживался. Находился на службе у еретиков, которые «хуже латинян». Затем вел переговоры с Папой о переходе в католичество. А будучи Великим князем, спокойно наблюдал, как несторианская «ересь» постепенно влияет на православие.

 Не потому ли была придумана красивая, но невероятная история последних дней нашего героя? Напомню, что по официальной версии это выглядит так. Со смертью Батыя и Сартака 1256 Александр Невский потерял безоговорочную поддержку Орды, в которой к власти пришел мусульманин Берке, который был в напряженных отношениях со своим братом Батыем и его сыном Сартаком. Первое, что делает Берке – инициирует перепись населения, которая, кстати, Москвы среди существующих населенных пунктов, подвластных Орде, не обнаружила. Так же, как и московских князей.

 В начале 60-х годов Берке потребовал от Невского набора его подданных к монгольскому войску. Это требование и большие налоги спровоцировали восстание против захватчиков практически во всех землях: Владимире, Суздале, Ярославле, Переяславле и т.д. Как всегда, Невский жестоко восстание подавил. А сам поспешил к Сарай – уговаривать хана помиловать. Хан продержал князя около себя почти год, наконец отпустил, но уже… больного. Не известно ли посинел Невский, как его отец или побледнел, но по летописным сведениям он умер 14 ноября 1263 года. Согласно легенде, перед смертью он принял схиму под именем Алексия. Как это он умудрился сделать в пути – вопрос открытый, как и место смерти.

 Отмечают, что об Александре Невском вплоть до начала ХХ века говорили и писали мало и бегло, скороговоркой, хотя в Российской империи даже награда – орден Святого Александра Невского существовала. И правильно: зачем обращать внимание на историческую фигуру с «душком». Кто же из него сделал национального героя?

 А национального героя сделал из Александра Ярославича товариш Сталин. Готовился большой освободительный поход на Европу. А это означало захват Прибалтики и столкновение с Германией. Вот для идеологического обеспечения великой войны и вытащили из нафталина Невского.

 Сергею Эйзенштейну даже заказал фильм «Александр Невский», который режиссер успешно выпустил в 1938 году. Фильм получился отличный – динамичный, с эффектными сценами, мощной музыкой, красивыми позитивными персонажами и безобразными отрицательными. Всем известны крылатые выражения Невского из того фильма, самое главное из которых: «Кто к нам с мечом придет, тот вот меч и погибнет! На том стояла и стоит русская земля!». Настоящий Александр Невский, правда, ничего такого не говорил, в отличие от киношного, которому сценаристы вложили в уста перефразированное евангельское выражение. Но кого это волнует? Умел Сергей Михайлович снимать, за что и получил от Сталина орден Ленина, две Сталинские премии и степень доктора искусствоведения без защиты диссертации.

 Параллельно с демонстрацией фильма, начиная с воинских частей и заканчивая задрипанным цыганским колхозом «Последний лагерь», развернулось написание терриконов книг и запись часов радиопередач. Известный композитор Сергей Прокофьев даже кантату написал для меццо-сопрано, хора и оркестра. А во время Второй мировой и советский орден учредили. Правда, среди всех «полководческих» эта награда была самой молодой. И однажды сразу забылось, что об этом «герое» в Малой Советской энциклопедии, изданной в 1929–1931 гг., писали так (кстати, обратите внимание – русская церковь была в хороших отношениях с Ордой):
«В 1252 году О. достает себе в Орде ярлык к великому княжению... Подавлял возмущение русского населения, протестовавшего против тяжелой дани татарам. «Мирная» политика А. была оценена русской церковью, хорошо понимавшейся с ханом: после смерти А. она объявила его святым» (МСЭ, т. 5).
Так мир узнал о великом полководце, патриоте земли русской и победителе Ливонского ордена. А в современной России «светлый образ» защитника от посягательств проклятого «бездуховного Запада» получил новый толчок. Орден Александра Невского – само собой, теперь он уже старше ордена Суворова. Кроме этого в 1991 году вышел фильм «Житие Александра Невского», а в 2008 году – «Александр. Невская битва», что способствовало победе Невского в российском проекте 2008 года «Имя России». Голоса сознательных историков, пытающихся быть объективными, утопают в мощном насилии низкопробной пропаганды.
Словом, классический русский национальный герой. Как Иван Сусанин, Александр Матросов, Дмитрий Донской… Искусственный, как елка китайского производства.

на фото:
«За верную службу хан Золотой орды подарил Александру Невскому шлем, украшенный драгоценными камнями. На шлеме – арабески, цитата из Корана: «Радуй верных обещанием помощи от Аллаха и скорой победы».

ссылки:
    31. Юрий (Георгий) II Всеволодович Владимиро-Суздальский
(1188-1238) // https://poznayka.org/s77822t1.html
    32. Плахонин А. Г. «Александр Невский».
    33. Владыка Лука с паломниками посетили древний город Владимир» //     34. Андрей Шестаков. «Монгольское нашествие на Русь».
    35. Л. Н. Гумилев. «В поисках вымышленного царства».
    36. Светлана Бестужева-Лада «История России в лицах. Книга вто-
рая».
    37. Скляренко В. М., Рудычева И. А., Сядро В. В., Манжос О. В. «Загадки истории. Великие завоеватели».
    38. Горский А. А. «Два «неудобных» факта из биографии Александра Невского» // http://www.bibliotekar.ru/rusNevskiy/4.htm
    39. Игорь Данилевский. «Ледовое побоище: смена образа».
    40. «Поместный Собор 1547-1549 г. Макарьевский» // http://dishupravoslaviem.ru/pomestnyj-sobor-1547-1549-g/


Рецензии